Мат — не наш формат

scale_1200

Нецензурная брань плотно вошла в нашу жизнь. Она несется бурным потоком на улицах и в транспорте из уст молодых и пожилых, мужчин и женщин. А также  люди широко используют «цветистые» выражения в обычной лексике, заменяя ими привычные существительные, прилагательные, глаголы, выстраивая целые фразы из нецензурных слов. Приведу лишь несколько примеров этого ужасного явления, подсмотренных на улицах, во дворах и рынках.

Детская площадка. На качелях и горке играют несколько мальчишек и девчонок в возрасте от пяти до двенадцати лет. На лавочках сидят три мамы с колясками. На первый взгляд вполне себе радужная картинка. Но… Вдруг врывается в это безмятежье звонкий детский голос: «Санек, да пошел ты…». На месте многоточия мат, который по понятным причинам мы озвучить не можем. В этот же момент молодая мама делает замечание подросткам, а из приличного в потоке ее слов только предлоги – «в» и «на». Вот, а кажется, с кого, как не со взрослых, детям брать пример!

Одна из самых излюбленных молодежных локаций в городе – парк культуры и отдыха. Выходной день. Держась за руки, прогуливаются молодые парочки. Выгуливая домашнего питомца, невольно подслушиваю их разговор. Они со смехом рассказывают что-то забавное и описывают свои эмоции исключительно нецензурными выражениями в два, а то и в три этажа. Матерные не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.

Третья картина подсмотрена на городском рынке. Супружеская пара средних лет, выбирая мясо для шашлыка, не сошлась во мнениях. И тут между ними возникает словесная перепалка. И какие только красноречивые выражения пришлось услышать посетителям рынка!…

Почему такие сюжеты из повседневной жизни стали для нас нормой? Почему люди считают нормальным даже не ругаться матом, когда эмоции зашкаливают, а просто использовать его в повседневных мирных беседах? Ответы на эти вопросы мы искали у представителей системы образования, у юриста и у православного священника.

 

ХохловаЕлена Хохлова, заместитель директора СШ №2:

– Я вижу три основных фактора, делающих нецензурную брань столь популярной среди молодежи.  Наши дети перестали читать классическую литературу, благодаря которой обогащалась лексика наших родителей и представителей нашего поколения. К сожалению, многие из нынешних школьников читают лишь краткий пересказ произведений из школьной программы и в лучшем случае мнения критиков, чтобы написать работу по соответствующему автору. Второй фактор – интернет, особенно видеоресурсы, откуда мат льется бурными потоками. И, наконец, обилие некачественной кинопродукции. Боевики, иностранные блокбастеры и некоторые фантастические фильмы также обильно приправлены матом.

Матерная брань —  это недостаток воспитания. Причем, не в школе, а больше в семье. Мы, педагоги, делаем все, чтобы дать детям не только знания по школьной программе, но и вырастить их личностями с высокими нравственными ценностями. Хотелось бы, чтобы единомышленников в этом направлении у нас было больше.

 

ДробницаДавайте поговорим об ответственности, которая предусмотрена в Беларуси за мат в общественном месте.

Ирина Дробница, помощник прокурора района:

 – Ответственность за нецензурное выражение в общественных местах предусмотрена по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Согласно ст. 10.2 (оскорбление) человек, который выражается нецензурно, может быть наказан за умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (часть 1). Наказание — штраф до 30 б.в. Ещё одна типичная ситуация, когда человек, сквернословя, никого не оскорбляет. Ему делают замечание, однако он продолжает ругаться. Он нарушает общественный порядок, и в таком случае может быть привлечён к ответственности за мелкое хулиганство по ст. 19.1. Для правонарушителя предусмотрен штраф от 2 до 30 б.в. или привлечение к общественным работам, даже административный арест.

 

Дерачиц 2Николай Дерачиц, клирик собора Казанской иконы Божией Матери:

– Если человек верит в Бога, то он контролирует каждое сказанное слово. Каждым словом верующий человек благословляет Создателя, старается нести добро своим близким и всем, кто его окружает. А когда веры нет, то из уст такого человека несется мат, слова неприличного содержания. Грех сквернословия разрушает человека изнутри и именуется церковью как «антимолитва».

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Здесь Апостол уподобляет любое скверное слово «гнилым» и говорит: «Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает «.

К сожалению, даже на книжных рынках сегодня немало литературы, где в аннотации сказано: «содержит нецензурную лексику». Как с этим бороться? Наверное, дать возможность церкви больше быть в медийном пространстве и как можно чаще высказывать свою точку зрения. Делать это нужно ненавязчиво. Ведь наша церковь никогда никому не навязывала свои идеалы. Но ее голос должен звучать достаточно громко, чтобы проникнуть в души людей как можно глубже и вдохновить их изменить свою жизнь к лучшему.

Кстати, в декларации прав человека говорится: «Все люди рождены свободными и равными по достоинству и правам». Но чтобы каждый человек, а не единицы, мог удовлетворить свои самые насущные права, в том числе право не слышать грубых и нецензурных слов, мы должны научиться вести себя достойно по отношению к другим людям, уважая их, такие же, как и наши собственные, права и свободу, нравственный (моральный) кодекс человека, общественный порядок и закон. И этому тоже нужно учить наших детей.

Подготовила Татьяна АРГУНОВА-ВЕКО

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.