Особенное счастье Елены Семахиной

IMG_6775

Быть мамой – большая ответственность. И она вырастает во сто крат, когда твой ребенок не такой, как другие. Но между тем в нашей беседе Елена Семахина, старший сын которой – мальчишка с особенностями развития, неоднократно подчеркивает, что если бы ей пришлось оказаться перед выбором: не иметь детей вообще или иметь только Семена, она бы, ни минуты не сомневаясь, выбрала второе. Ведь дети – это счастье, смысл жизни, а потому история Елены – не про боль и обиду на судьбу и окружающих, а про любовь. Рассказать ее она решилась, чтобы поддержать родителей особенных детей, в первую очередь тех, которые только-только узнали о диагнозе своего ребенка, находятся в поиске виноватых или ответа на бессмысленный вопрос: «За что?» и думают, что их жизнь остановилась.

Восьмилетний Семен – долгожданный первенец. Беременность протекала тяжело, а потому Елена находилась под пристальным наблюдением медиков, подолгу лежала на сохранении. На 34 неделе случились преждевременные роды, малыша забрали в реанимацию сначала в Мозырь, потом – в Гомель. Врачи успокаивали бесконечно плачущую маму и волнующихся родственников: «С ним все хорошо, просто нужно время, чтобы раздышался, набрал вес, окреп. Скоро он будет дома, и вы забудете о произошедшем». Действительно: через две недели мальчика выписали, чему родители были несказанно рады. Первые два года он рос и развивал, укладываясь во все временные рамки, единственное – неохотно и мало говорил. Но среди современных детей проблемы с речью не редкость, а с учетом тяжелой беременности и родов – и подавно. Так самоуспокаивалась Елена, тем более, что врачи отклонений в развитии Семена не замечали. Стало понятно, что действительно что-то не так, когда он пошел в детский сад.

IMG_6788

– Мой чересчур подвижный и эмоциональный, но при этом молчаливый сыночек стал для педагогов неудобным, они мне твердили: «В обычном саду вашему Семену не место». Впервые я столкнулась с такой черствостью по отношению к своему любимому мальчику. Досадно, что исходила она не от случайных прохожих или незнакомых людей в очереди, а со стороны педагогов, которые в числе первых должны воспитывать у детей толерантность, – рассказывает Елена. – Но больше всего меня шокировало и обидело отношение некоторых друзей и родственников: они любили Семена, когда его особенности были незаметны, но чувства резко остыли, когда отклонения от нормотипичного ребенка начали прогрессировать. Получается: наши отношения были ненастоящими? Ведь настоящие ничто не изменит и не разрушит, они выдержат любые испытания и сложности. Вот так благодаря Семену теперь рядом со мной только проверенные родственники и друзья. Очень это ценю.

IMG_6817

При этом Елена не скрывает: принятие особенностей сына ей тоже далось нелегко, а потому не разрешает себе осуждать окружающих, но и понять их не в силах. Ведь ей же тяжелее в разы, но она не сдалась, не опустила руки, а, наоборот, научилась смотреть в будущее с оптимизмом, ценить свое особенное счастье и каждый прожитый день.

– Я прошла все стадии принятия: от отрицания проблемы, сменившейся верой в чудо, когда все начинает крутиться вокруг поиска лучших специалистов, которые помогут твоему ребенку, до гнева, истерик с вопросом: «За что мне все это?» и желания закрыться с Семеном в четырех стенах, – делится Елена. – Этот период растянулся на два года. Не люблю о нем вспоминать, т.к. начинаю себя корить, что не обратилась за помощью к специалистам – психологу или психотерапевту, отказывалась говорить о своем состоянии с людьми, которые готовы были выслушать и поддержать. А потому совет родителям, оказавшимся в аналогичной ситуации: не замыкайтесь в себе, не ждите жалости и сочувствия, не стыдитесь своего особенного ребенка, принимайте помощь и обязательно помните – испытания даются сильным. Еще один важный момент – не забывайте о себе и своих интересах, находите на них время.

IMG_6824

Именно в непростой жизненный период Елена подружилась со спортом. Из тренажерного зала порой возвращается выжатой, как лимон, но одновременно спокойной, умиротворенной. Спортом занимается 3-5 раз в неделю в дневные будни, а вечера и выходные безраздельно принадлежат сыновьям: спустя четыре года после рождения Семена она стала мамой Всеволода. Сегодня мальчишке четыре года. Он не замечает, что его старший брат особенный, общается с ним на равных, безгранично любит.

– Вы не поверите, но сходить в магазин, съездить по делам мне проще с Семеном, чем с Всеволодом. Старший гораздо более послушный, от меня в незнакомой обстановке старается не отходить, а Всеволод абсолютно бесстрашный, только отвернись – он уже что-то учудил, – с материнской теплотой в голосе рассказывает Елена и добавляет: – Быть мамой особенного ребенка несложно. Ты знаешь его манеру поведения, подстраиваешься, используешь определенные подходы. Однако сложно адаптироваться в обществе. Даже с родными людьми возникает недопонимание, что уж говорить о посторонних!

Реально напрягает, когда незнакомый человек в магазине делает замечание тебе или ребенку, который излишне эмоционально на что-то реагирует, проявляет нетерпение в очереди. И да, бывает, срываешься, откровенно грубишь в ответ.

Может, ошибаюсь, но лично я считаю, что наше общество, увы, пока не готово к принятию особенных людей. По крайней мере, мы с Семеном чаще сталкиваемся с жестокостью и безразличием, чем с пониманием, участием и добротой. Причем, чаще со стороны взрослых, чем детей.

И здесь Елена спешит поблагодарить сотрудников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, который с удовольствием посещает ее особенный сын. В том числе и с их помощью она научилась смотреть на свою жизненную ситуацию без первоначального трагизма, поняла, что ее настроение сказывается на эмоциональном состоянии детей, которым нужна позитивная и счастливая мама, осознала, что не только Всеволода, но и Семена нужно приучать к самостоятельности, особенно в бытовых вопросах. И сегодня он без посторонней помощи кушает, ходит в туалет, частично одевается. Кому-то это может показаться мелочью, для Елены с сыном – серьезное достижение.

Героиня признается, что у нее нынче всего две мечты: выйти на работу и чтобы старший сын заговорил. Для достижения второй она дважды в неделю возит его в Мозырь к хорошему логопеду, много занимается с ним дома.

– У Семена феноменальная память. Он знает русский и английский алфавиты, цифры. Любит развивающие мультики. Спрашиваешь, он все показывает, но освоить речь, увы, у нас никак не получается, – говорит Елена. – Что касается работы, то выйти на нее хочу по двум причинам: чувствую, что засиделась дома, что мне не хватает общения на отвлеченные темы, и второй момент – финансовый. Детям много чего нужно, а на пособия и алименты сильно не пошикуешь. Но чтобы получилось с работой, мне необходим рядом человек, которому я без страха могу доверить сыновей, особенно в ситуации, когда они болеют. Такого, к сожалению, пока нет. Остается ждать, пока мальчишки подрастут, будут меньше простывать, станут более самостоятельными.

IMG_6810

В квартире Семахиных тепло, светло и уютно. У Семена и Всеволода много игрушек, а еще – животных: собака, кот, рыбки. Елена уверена: дети, которые с малых лет ухаживают за домашними питомцами, вырастают более добрыми, ласковыми, отзывчивыми.

На вопрос, жалеет ли себя, она отвечает:

– Раньше жалела, сейчас нет. Научилась быть благодарной. За то, что у меня двое замечательных сыновей. За то, что я вижу прогресс Семена – пусть маленький, но для меня это как чудо. За то, что я мама. И это, правда, счастье.

Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

Please follow and like us:

Один комментарий для “Особенное счастье Елены Семахиной

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.