Памяти подруги. Легко и смело ты с песней шла по жизни

снимок 268

Фото из архива «КН»

Накануне Дня работников культуры мне хочется вспомнить и рассказать о прекрасном, отзывчивом и очень талантливом человеке Татьяне Веко, по инициативе которой был создан хорошо известный и любимый не только в нашем районе, но и далеко за его пределами народный вокальный ансамбль «Голоса Калинкович».

Татьяна Петровна, в девичестве Хоменко, родилась в 1957 году в Махачкале. В 1972-м ее отца, который был военнослужащим, перевели в Калинковичи. И с того года нас с Татьяной связала крепкая дружба, ведь мы не только жили по соседству, но и учились в одном классе, увлекались спортом: она – баскетболом, я – волейболом, занимались в музыкальной школе по классу баян.

После окончания восьмилетки прислушались к совету родителей и решили поступать в Мозырское музыкальное училище. Но здесь нас ждало разочарование: в то время как мы, наши педагоги и родные были уверены, что столь талантливых, голосистых, с хорошим музыкальным слухом девчонок примут без проблем, членам приемной комиссии мы не приглянусь. Это было несправедливо и очень обидно, особенно если учесть, что через несколько лет Татьяна, которая еще дважды безуспешно пыталась стать студенткой именно этого учебного заведения, с легкостью поступила в Гомельское культпросветучилище, а в последующие годы с выступлениями колесила по России и Беларуси и ей рукоплескали полные залы. Что можно сказать? Молодец! От мечты своей не отступилась, упрямая была, целеустремленная, смелая.

Я же, разочаровавшись несправедливостью, выбрала другую профессию.

Первым местом работы Татьяны стал Сыродский сельский клуб. Затем было замужество, рождение дочери, переезд в Калинковичи и трудоустройство в СШ №7 учителем пения. Она не скрывала, что школа – не ее призвание: ей хотелось не преподавать, а творить, выступать на сцене, петь.

После Чернобыльской трагедии многие калинковичане стремились сменить место жительства. Я с семьей уехала в Калининград, а Татьяна – в Мурманск, где ушла в море официанткой. Но это тоже была не ее сфера, а потому через некоторое время по приглашению моего брата она рискнула и отправилась на Крайний Север в город Мегион. Благо, там у нее получилось заняться именно тем, к чему лежит ее творческая и неугомонная душа: Татьяна при поддержке начальника социальной защиты населения Татьяны Рыбниковой создает хор ветеранов труда «Сибирячка», который вскоре начинает колесить с концертами по необъятной России.

Где-то в середине 1990-х смотрю как-то вечером крайне популярную в те годы телепрограмму «Время» и глазам своим не могу поверить: показывают сюжет про Татьяну и ее коллектив, которые на каком-то песенном конкурсе в Москве заняли первое место. Подруга моей юности получает Грамоту, как лучший художественный руководитель, а я не могу сдержать слез радости и гордости: вот какого талантливейшего человека некогда недооценили в Мозырском музучилище.

В 1998 году Татьяна приезжает в Калинковичи досматривать больную маму и трудоустраивается в ПТУ-184 художественным руководителем. К тому времени в родной город вернулась и я с семьей. Жизнь вновь сводит нас вместе. Мы часто встречаемся, говорим и не можем наговориться, а еще – поем дуэтом. В один из наших песенных вечеров решаем: нужно создать вокальную группу. Начинаются поиски единомышленников. Первыми в нашу компанию приходят Татьяна Гармасар, обладающая прекрасными вокальными данными, и ее племянница Надежда, а также выпускница СШ №9, в которой я на тот момент трудилась, Инна Струк.

Отлично помню нашу первую репетицию, которая состоялась 9 ноября 1999 года, а следом – первый концерт на площади Ленина в двадцатиградусный мороз, приуроченный к новогодним праздникам. Танюша Лавда, примкнувшая к нашей команде чуть позже, была на том концерте и спустя время признавалась: «Своим пением вы меня зачаровали. А ваша компания показалась настолько слаженной и дружной, что захотелось к ней присоединиться». Так к нам стали приходить самые лучшие голоса в городе – красивые, самобытные, мощные. Кроме вышеназванных, это – Татьяна Герус, Людмила Русак, Мария Григорица. И сегодня, когда поет Мария, я с гордостью всем говорю: «Она вышла из нашего ансамбля».

К слову, изначально мы назывались ансамблем народной песни «Голоса Полесья» и только года через три переименовались в «Голоса Калинкович». Так началась наша творческая жизнь длиною в 20 лет.

Сколько произошло за эти годы побед и неудач, веселых приключений, радостей и огорчений! Мы сплотились, стали одним целым, большой и дружной семьей: вместе отмечали дни рождения, женили своих детей, поддерживали друг друга в горести. Мы бросали все дела дома и бежали с удовольствием на репетиции. Татьяна Петровна была грамотным руководителем: она слышала голос каждого участника, понимала, что у него получится исполнить, а что нет. Очень любила сложные произведения, где в каждом голосе звучит две-три партии, где сложный вокализ. Мы исполняли белорусские, русские, украинские, казачьи песни: почти во всех звучало многоголосие. А ведь многие участницы не знали нотной грамоты!

Помню, как Татьяна Петровна говорила: «Хочу добиться интеллигентного звучания, а не завывания старушек на завалинке». И мы звучали! Да еще как! Особенно подкупало жюри наше акапельное исполнение – это был наш конек. Однажды на репетиции перед концертом на съезде Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации во Дворце Республики режиссер спросил: «Вы – музыкальная школа или школа искусств?» Мы ответили: «Художественная самодеятельность». Его удивлению не было предела, ведь на концерт такого уровня обычно приглашались только профессиональные коллективы.

Еще громче, ярче, самобытнее мы зазвучали, когда в ансамбле появились мужчины! Где нам только не приходилось выступать: областные, городские и районные мероприятия, юбилеи организаций, торжественные регистрации в ЗАГСе… Наград с фестивалей и конкурсов в нашей копилке не счесть. Одна из самых памятных – баян из рук выдающегося хорового дирижера, народного артиста Беларуси Михаила Дриневского за победу в одном из конкурсов, проходящих по его инициативе.

В 2000 году песней «Колокола» встречали патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2004 году поставили музыкальный спектакль на белорусском языке по сценарию Инны Струк «У нашай вёсцы пад Ражаство», который очень тепло принимали зрители. Раньше времени нам дали звание народного – это было и почетно, и ответственно одновременно: теперь снижать планку точно не имели права.

Мы неоднократно участвовали в фестивалях «Зов Полесья» и «Три сестры», где пели на одной сцене со знаменитыми «Сябрами» и «Песнярами», с Кубанским казачьим хором, на фестивале в Дятьково (Россия, Брянская область) – с Алексеем Глызиным. Параллельно Татьяну Петровну, как замечательного специалиста, приглашали руководители организаций и предприятий для подготовки на творческие конкурсы свои коллективы художественной самодеятельности. И где бы она не бралась за работу, везде были призовые места!

Выступления нашего ансамбля собирают полные залы. «Галасы Калинкович» становятся известными далеко за пределами Гомельщины. У нас появляются амбициозные планы о концертах за границей. Но…

… Наша неугомонная, веселая, общительная Танюша, наше солнышко заболевает онкологией и решает уехать в Мегион к дочери. Наш последний телефонный разговор состоялся в прошлом году 23 сентября. Она тогда сказала: «Девчонки, как я вас всех люблю! Вы самое прекрасное детище в моей творческой жизни! Таких голосов здесь, на Севере нет. И я рада, что вы были в моей жизни!» А через два дня ее не стало… Обидно, досадно и грустно, ведь столько было вместе пройдено и пережито. Такое забыть нельзя. Ты навсегда в наших сердцах, любимая наша подруга. Подруга всей моей жизни.

Галина МАГЕР.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.