Ольга Афанасьева: Творю и развиваюсь ради учеников

IMG_7437

Для учителя информатики СШ №7 Ольги Афанасьевой этот год богат на профессиональные достижения и победы. Успешно пройдя районный и областной этапы республиканского конкурса профмастерства «Учитель года Республики Беларусь-2023», она очень достойно выступила в финале: завоевала в своей номинации «физика, астрономия, математика, информатика» Диплом II степени, уступив победителю всего шесть баллов.

По горячим следам говорим с Ольгой Владимировной о четырехмесячной ежедневной подготовке к финалу, законкурсных интригах, самочувствии после двух суток без сна и команде единомышленников, без которых, по словам обаятельного педагога, она бы не держала в руках «Хрустальный журавль».      

Теперь, когда все позади, меня часто спрашивают: «Стоит или нет участвовать в конкурсах профмастерства?» Мой ответ утвердительный при соблюдении двух условий: педагог идет на это добровольно, без принуждения и семья, родные готовы его не только поддержать, но и, образно выражаясь, временно потерять.

В 2018 году у меня был опыт участия в районном и областном этапах конкурса «Лучший классный руководитель года». Однозначно, он стал для меня толчком к развитию, ведь во время состязания ты знакомишься с яркими коллегами, их успешными наработками, что-то заимствуешь для себя, совершенствуешь. Получается: невольно двигаешься вперед, профессионально растешь. Это классно! Но и сложно одновременно, потому что необходимо выходить из зоны комфорта. Если человек к этому не готов, то и заставлять не нужно: насильно мил не будешь, а время окажется потерянным впустую. Я знаю много сильных и уважаемых учителей, у которых с конкурсом не сложилось. Более того: некоторых неудача надолго выбила из колеи.

Невольно напрашивается еще один вывод: на конкурс нужно идти не с мыслью о победе, а с желанием попробовать, что это за блюдо и с чем его едят, проверить себя, свои возможности. Открытие первого конкурса – оказывается, я не боюсь сцены и легко могу выучить огромный текст, открытие этого – после двух суток без сна я еще очень работоспособна (улыбается).

Что касается второго условия: если бы домашние меня не поддержали, не сказали: «Дерзай, пробуй, мы рядом!», я бы никогда не отважилась на участие. Потому что конкурс, особенно его республиканский этап, – это ежедневная подготовка в режиме 24/7. И родные должны это понять и принять. Спасибо мужу и сыновьям (их в семье Афанасьевых трое – прим. автора) за безусловное принятие ситуации, за вдохновляющие слова, за веру и поддержку. И за то, что на это время освободили меня от домашних дел (улыбается).

А еще – спасибо моей команде. Моя победа – это наш общий успех. Все этапы конкурса вместе со мной прошли заместитель директора по учебной работе Ольга Кирпиченко и учитель математики Людмила Наумик. В начале пути с нами также была учитель истории Елена Павлович, которая затем сменила место жительства. Каждую минуту я чувствовала поддержку районного отдела образования, администрации школы, коллег и, конечно, моих любимых учеников. Когда уехала на республику, то постоянно получала от них теплые и окрыляющие сообщения. Порой, по десять-пятнадцать в день. Читала и плакала от счастья, что дети так меня любят, что у нас столь доверительные отношения. Значит, с профессией не ошиблась. Ради них, в первую очередь, я творю, пробую, учусь и развиваюсь.

Конечно, мне приятен и дорог «Хрустальный журавль», но во сто раз дороже и ценнее искренняя любовь учеников. Готовясь к конкурсу, очень скучала по нашим бесконечным беседам, неформальным субботним мероприятиям. Теперь будем наверстывать.

– Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, в какой школе учились, в каком возрасте определились с профессией?

– Я выпускница 2004 года СШ №8. На выбор будущей профессии повлияли два человека: моя первая учительница Галина Владимировна Смоляр и тетя Анна Тадеушевна – учитель начальных классов одной из столичных школ. Получается: я уже с начального звена знала, что буду педагогом.

Мама поддержала, причем не только меня, но и младшую сестру, которая следом за мной выбрала физико-математический факультет. Только она училась в Минске, а я поближе к дому – в Мозырском педагогическом университете. Учеба давалась легко. У меня даже получалось совмещать ее с материнством (будучи студенткой второго курса, Ольга родила старшего сына Андрея – прим. автора).

Распределилась в родную школу, но там, увы, на тот момент вакантным оказалось лишь место педагога-организатора. Выдержала всего два месяца. Конкурсы, мероприятия, концерты – все это, как школьная активистка, делала и раньше, вроде и опыт был, но интерес пропал. Мне хотелось развиваться в преподавании, делиться знаниями. Поэтому, когда поступило предложение вести уроки информатики в СШ №7, не раздумывая, согласилась. Тем более: там я проходила практику, меня хорошо принял и коллектив, и ученики.

Сразу же согласилась на классное руководство, хотя, сославшись на молодость и неопытность, могла отказаться, ведь это дополнительная нагрузка, ответственность. Потом наша семья стала многодетной, и руководство, уверена, с пониманием отнеслось, если бы я взяла тайм-аут. Но я не представляю, как работать в школе, не имея своего класса, своих детей, которые ждут, встречают, поддерживают.

С моим прошлым классом мы добились успеха на конкурсе «Лучший классный руководитель года». Ребята выходили со мной и на районную, и на областную сцены, болели за меня в зале. С нынешним 6 «А» добрались до Минска: мои мальчишки и девчонки участвовали в моей визитке, подготовленной для республиканского этапа, перед выходом на сцену раз сто, наверное, повторили: «Вы лучшая, Ольга Владимировна!».

– И на областном, и на республиканском этапах участников ждало по восемь испытаний. Какое из них показалось вам наиболее сложным?

– Наверное, урок в незнакомом классе. Ведь ты не знаешь учеников, уровень их подготовки, а тему урока получаешь накануне его проведения. Конечно, в эту ночь о сне можно только мечтать. Непосредственно перед началом урока дается пять минут на общение с классом. Не знаю, о чем с детьми говорят коллеги, как настраивают на занятие, я же честно им признаюсь, что, хоть и взрослая, но очень боюсь. И прошу ребят мне помочь: не быть сторонними наблюдателями, а включиться в работу с первой минуты урока, обещаю, что будет интересно. Это срабатывает.

– А какая атмосфера царит в кулуарах конкурса? Иголки в туфли никто не подкладывал?

Нет, что вы! Все было интеллигентно, на дружеской и позитивной ноте. Мы друг друга поддерживали, подбадривали. Участники все без исключения добрые, открытые, честные, благородные. Много и новичков, и тех, кто пробует покорить педагогический олимп во второй-третий раз. В моих глазах это герои.

Еще один вопрос, который мне часто задают после конкурса: «Не расстраивает ли столь минимальный отрыв от победителя, тем более что от остальных участников вырвались далеко вперед?» До тех пор, пока не начали спрашивать, я об этом не задумывалась. А теперь теряюсь, не знаю, что отвечать, потому что ехала на конкурс за опытом, за эмоциями, за профессиональным ростом. Я все это получила, в этом моя победа. И теперь полна сил, идей, энергии, хочу максимально погрузиться в учебный процесс, начать по предложению министра образования Андрея Иванца разрабатывать программу факультатива для 8-9 классов по робототехнике.

С этого учебного года у нас в школе открылась инженерная группа на базе инженерного РОББО-класса. Мы заключили договор о сотрудничестве с Белорусским национальным техническим университетом, часть занятий будет проходить на их базе. По окончании двухлетнего обучения в этой группе дети смогут по льготе, без ЦТ поступать на инженерные специальности. После конкурса как-то более четко увидела, поняла, в каком ключе развивать данное направление, чтобы все получилось. И это меня радует.

Беседовала Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.