ЖИТЬ – ХОРОШО! А ХОРОШО ЖИТЬ – ЛУЧШЕ! Как решается проблема просроченной задолженности за коммуналку спросили у заместителя председателя райисполкома Михаила Кохана

Кохан М

Сегодня мы так привыкли к комфорту и уюту, что по-иному свою жизнь и помыслить не можем. Мы возвращаемся с работы домой и знаем, что там тепло и светло, есть горячая и холодная вода, ванна и туалет. Не надо приносить дрова, заготовленные впрок, чтобы затопить печку и согреться. Не надо греть воду, чтобы помыться. Не надо бежать «до ветру», как говорили наши дедушки и бабушки. Все это тут, рядом. Поэтому, когда вдруг по какой-то причине что-то из перечисленного пропадает, это равносильно апокалипсису, и мы тут же бросаемся к телефону и начинаем звонить в коммунальную службу.

Но при этом вряд ли задумываемся, что раз эти блага есть в нашем доме, то кто-то позаботился о том, чтобы они там были. Не сами же они, в конце концов, пришли в квартиру. А раз так, то кто-то работает для этого. И не восемь часов в день, а круглосуточно. И этот труд, само собой, должен быть оплачен. Как и затраченные энергия и ресурсы на производство перечисленных благ.

И большинство граждан это прекрасно понимают, вовремя оплачивая жилищно-коммунальные услуги. А потому, планируя семейный бюджет, в первую очередь, рассчитывают затраты на «коммуналку».

УВЫ, ПОНИМАЮТ НЕ ВСЕ

По словам заместителя председателя райисполкома Михаила Кохана, на 1 марта в районе насчитывается 30 610 лицевых счетов, по 2744 из них имеется просроченная задолженность. А это порядка 143 тысячи 230 рублей. Из этой суммы 93 тысячи 510 рублей – долг тех, кто не платит 6 месяцев и более.

Много это или мало? Вот мы часто шлем нарекания по поводу детских площадок во дворах жилых домов. Так вот, за эту сумму можно было бы установить сразу десять новеньких детских площадок. Или положить примерно 550 м2 качественного асфальтного покрытия – будь то тротуар или автодорога. Или почти 3 200 м2 дороги отремонтировать прицепным агрегатом «падчер».

—Некоторые граждане месяцами не оплачивают «коммуналку», – вводит нас в курс дела Михаил Михайлович, – но все же большая часть должников – те, кто не оплатил квитанции по квартплате за предыдущий месяц. Все давно и хорошо знают, что 25-е число каждого месяца – это последний день, когда нужно оплатить жилищно-коммунальные услуги, потому что с 26-го числа уже начисляется пеня. Кто-то просто забыл, кто-то заболел, а кто-то уехал на заработки за пределы Беларуси с мыслью «заработаю – заплачу». К таким, по сути, применяется одна санкция: пеня в размере 0,3 % от суммы долга за каждый день просрочки. Чтобы было понятнее – это 109,5% годовых.

КАК ХОЧУ, ТАК И ПЛАЧУ

Как рассказал Михаил Кохан, только за два первых месяца года коммунальники вручили должникам, имеющим задолженность по оплате больше месяца, 2114 предупреждений на приостановление ЖКУ в случае неуплаты основного долга. За тот же период от ЖКУ отключено 493 абонента (390 от электроэнергии, 99 от водоснабжения, 4 от отопления и горячего водоснабжения). И 149 абонентов тут же оплатили задолженность в сумме свыше 29 тысяч рублей, еще 90 должников погасили задолженность частично на сумму почти 23 тысячи рублей.

Но есть и другие категории неплательщиков. Одни потеряли интерес ко всему, пьют, ведут асоциальный образ жизни. Другие – сохранили кое-какие интересы, но потеряли совесть, хотя и строят из себя «принципиальных». Увещевания на таких не действуют. Когда им напоминают о необходимости уплаты и о возможном отключении от бытовых благ, вместо оплаты задолженности они угрожают представителям коммунальной службы расправой, грубят, сыплют оскорблениями. Как будто это не они не должны государству за коммунальные услуги, а государство им за великую «милость», что они приняли эти услуги в нагрузку.

Однако вернемся к алгоритму по ныне действующему законодательству. Итак, после неуплаты за ЖКУ второй месяц подряд должников начинают обзванивать, напоминать о внесении платежа, встречаются и проводят беседы по домашнему адресу. И если эти меры не действуют, и граждане до 25-го числа второго месяца не рассчитываются, тут включается иной механизм воздействия – приостановка оказания жилищно-коммунальных услуг, т.е. отключение от «благ цивилизации»: отопления, водоснабжения, внутренних сетей электроснабжения.

Именно на этом этапе начинаются громкие роптания и злобные стенания. Мол, как это так, не позволим, дойдем до самых высоких инстанций!

МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Кстати, как пояснил Михаил Кохан, после двух месяцев неуплаты ЖКУ коммунальная служба оформляет нотариальную исполнительную надпись, и взыскание задолженности производится уже по ней. Расходы владельца квартиры возрастают: он должен оплатить нотариальный тариф, что составляет 5% от суммы долга, а также работу судебных исполнителей. Не следует забывать и о пене, которая за каждый день просрочки набегает в размере 0,3 % от неуплаченной в установленный срок суммы.

Случается, что сумма пени превышает сумму задолженности. Но и здесь, как говорит Михаил Кохан, государство протягивает руку помощи и идет навстречу, и если гражданин погасил основной долг, то по решению райисполкома и по согласованию с облисполкомом в связи с трудной жизненной ситуацией должнику списывается пеня. Недавно, например, такую пеню «простили» молодому человеку, мать которого вела асоциальный образ жизни, накопила большие долги за «коммуналку» и умерла, а он вернулся из армии и вместе с квартирой унаследовал огромные долги.

—За два месяца подано 967 исполнительных надписей на взыскание задолженности на сумму свыше 88 тысяч рублей, – говорит Михаил Михайлович. – В суд Калинковичского района в отношении физических лиц, имеющих задолженность по оплате за ЖКУ, было направлено 23 иска на выселение. В итоге 9 должников выселили из арендного жилья и общежитий, 2 погасили задолженность, 12 исков еще в суде на рассмотрении.

Но это только в отношении тех, кто не платит 6 и более месяцев. По состоянию на 1 марта по государственному жилфонду таких 35 лицевых счетов (9 – социальное жилье, 17 – арендное жилье до 2016 года), 6 – арендное жилье после 2016 года и 3 – общежития). Для взыскания суммы задолженности на них исполнительные документы направляются по месту получения доходов (из заработной платы, пенсии и других источников). Отдел принудительного исполнения, суд могут наложить арест на имущество, запрет на пользование мобильной связью, выезд из страны, ограничить право неплательщика управлять транспортным средством. Только в январе-феврале в отдел принудительного исполнения направлены 292 ходатайства на временное ограничение выезда за пределы страны (из них 5 ограничено), столько же на временное ограничение управления транспортным механическим средством (из них 172 ограничено) и столько же на взыскание денежных средств, находящихся на балансе должника у операторов связи (из них 75 ограничено).

Слушая заместителя председателя райисполкома, невольно подумал о том, что наши люди какие-то странные: сами себе создают проблемы, которых можно было бы избежать, если бы они своевременно оплатили жилищно-коммунальные услуги.

Вот ведь все мы с вами – покупатели, даже продавцы! Мы приходим в магазин, набираем необходимые товары, а затем рассчитываемся на кассе. Но есть и такие, кто пытается пройти мимо кассы. И это уже кража. Кража – это тайное хищение чужого имущества, что признается преступлением во всех международных юрисдикциях. Тот, кто ее совершает, называется вором. А вор – это преступник. Помните, как советовал поступать с ними Глеб Жеглов?

 

Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.