Петр Костелянец – звезда на математическом небосклоне

Костелянец

Летом 1937 года в Ленинграде в четвертый раз проходила общегородская математическая олимпиада школьников. Открытием для организаторов и для сотни участников стала победа в ней 16-летнего выпускника СШ №34 Октябрьского района города на Неве Петра Костелянца. Для нас Петр Костелянец интересен тем, что он уроженец местечка  Юровичи.

Чтобы понять, насколько высоким был уровень математической олимпиады, стоит сказать, что одним из ее инициаторов и организаторов был Борис Делоне – известный русский и советский математик, профессор ЛГУ, член-корреспондент АН СССР, сын математика и механика Николая Делоне – уроженец Санкт-Петербурга, выпускник физмата Киевского университета, ученик профессора Дмитрия Граве. До 1922 года Борис Делоне преподавал в Киевском университете и Киевском политехническом институте, а затем вернулся в родной город и стал профессором математики ЛГУ, а в 1929 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Впрочем, победа Петра Костелянца в городской математической олимпиаде стала сюрпризом, возможно, лишь для некоторых из организаторов и участников. Но не для учителей и одноклассников, а также тех, кто знал Петра по городскому математическому кружку, в который он пришел в 14 лет.

Талант

Появился будущий математик на свет 21 августа 1920 года в семье Ошера и Софьи Костелянец, при рождении получил имя Пиня. Местечко Юровичи в то время было довольно крупным населенным пунктом, центром волости. Здесь проживало много еврейских семей. Когда в 1926 году в Юровичском сельсовете начали создаваться коллективные хозяйства, одним из таковых был еврейский союз «Новый быт». Правда, существовал он недолго, и вместе с польским союзом имени Дзержинского был присоединен к колхозу «Чырвоны Сцяг».

Как семья Костелянец оказалась в Ленинграде, не совсем понятно. Предчувствуя кардинальные перемены в прежнем укладе жизни, в те годы многие еврейские семьи по одной или совместно (объединялись в переселенческие товарищества) уезжали на новые места. Вполне вероятно, что семья уехала из Юровичей после смерти Ошера Костелянца, отца семейства – в документах середины 1930-х он уже не упоминается.

Петр оказался весьма способным к математике. Победа в общегородской математической олимпиаде школьников открыла ему дверь на мехмат ЛГУ, куда Костелянец был зачислен без экзамена. Насколько талантливым математиком был уроженец Юровичей, раскрывает в своих воспоминаниях о нем ровесник и однокурсник Виктор Залгаллер, который занимался с ним в одном математическом кружке, победил на олимпиаде в том же году и тоже стал студентом мехмата ЛГУ: «На первом курсе, в очереди за стипендией, Петя без доски играл в шахматы одновременно с двумя студентами, держа обе партии в уме. Он как-то спросил: «У тебя появляется иногда мысль, которую ты ни от кого не слышал и нигде не читал?» Я ответил: «Бывает». Он сказал: «Такие мысли надо записывать». Для своей матери, работавшей в обувной артели, он придумал прибор для обмера площади кож. Обсуждал со мной свою идею защиты телефонных линий от подслушивания. При подготовке к экзаменам фиксировал только смысл теорем, опуская детали доказательств. Говорил: «Зачем заучивать доказательства? Я их придумаю на экзамене». И неизменно сдавал на 5».

Рассказал Залгаллер и о том, как на 2-м курсе на геометрическом семинаре старшекурсников они с Костелянцем услышали об одной нерешенной проблеме. Засев за ее решение, очень скоро они получили в ней продвижение. Их совместная статья об этой проблеме и ее решение была опубликована в 1939 году.

«Петя обладал той веселой легкостью, которую изобразил артист Олег Даль, играя роль Моцарта, – пишет в воспоминаниях Залгаллер. – Шла бесшабашная молодость. Когда объявили, что без сдачи норм ГТО не будут давать стипендию, он за меня и за других сдавал бег (а я за него – плавание.) Мы подрабатывали к стипендии погрузками. У Петиной приятельницы было холодно: котельная ее дома не получила уголь. Раз, работая на погрузках угля, мы один рейс грузовика завернули вместо склада к котельной ее дома, и там разгрузили».

На 3-м курсе Петр Костелянец нашел решение задачи, которую, как нерешенную, опубликовал в 1938 году видный советский математик академик Андрей Колмогоров в журнале «Успехи математических наук». К сожалению, это решение с признанием приоритета Петра Костелянца было опубликовано лишь в 1954 году…

А на 4-м курсе он написал работу «К теории аддитивных функций множеств». В конкурсе на лучшую студенческую работу в апреле 1941 года эта работа удостоилась 2-й премии.

Артиллерист

Успешно сдав сессию, Петр Костелянец перешел на 5-й курс. У него были планы на лето, но наступил день 22 июня 1941 года – началась Великая Отечественная война. По воспоминаниям Залгаллера, Костелянец тогда сказал: «Эта война надолго. Надо сперва научиться воевать».

И он пошел в военкомат, попросил направить его в артиллерийское училище. Софья Абрамовна, мать Петра, тем временем уехала из Ленинграда в эвакуацию в Оренбургскую область. Окончив военное училище в начале января 1942 года, Костелянец в звании лейтенанта попал в 262-й отдельный артдивизион. Вскоре его перевели на должность командира огневого взвода в 546-й истребительный противотанковый артполк. В ноябре 1942 года ему присвоили звание гвардии старшего лейтенанта.

12 июля 1943 года войска Западного и Брянского фронтов начали наступление на Орловском направлении. С утра 19 июля в стратегическое наступление на курско-кромском направлении перешли войска Центрального фронта. Так началась операция «Кутузов».

546-й истребительный противотанковый артполк, в котором Петр Костелянец был командиром взвода управления 4-й батареи, наступал на Орел с севера-северо-востока, со стороны Карпово, в полосе 380-й и 308-й стрелковых дивизий. Им противостояли части 2-й танковой и 56-й пехотной немецких дивизий.

Особо упорные бои развернулись в районе реки Оптухи и населенного пункта Большое Булгаково, где сосредоточились подразделения дивизий генерала Леонтия Гуртьева (308-я) и полковника Алексея Кустова (380-я), а также 546-й артполк. Чтобы захватить Орел и полностью окружить в нем неприятельские войска, генерал-лейтенанту Александру Горбатову потребовался стремительный выход к Орлу главных сил 3-й армии с севера. Прорыв немецкого оборонительного рубежа по реке Неполодь планировался сильным ударом 308-й дивизии вдоль правого берега Оки.

И вот в полдень 2 августа после короткой артподготовки части 308-й дивизии в нескольких местах форсировали реку Оптуху, но встретили упорное сопротивление заградительных отрядов 56-й пехотной и 2-й танковой дивизий немцев, поэтому продвинулись вперед лишь на 400 метров. Одновременно 380-я дивизия, а вслед за ней и 546-й артполк форсировали реку Оптуха, сильным ударом отбросили части прикрытия 8-й немецкой танковой дивизии с западного берега, продвинулись в район села Большое Булгаково и выбили из него врага. В течение ночи немцы отступили по западному берегу реки Оптухи на высоты в 4-5 км западнее, где утром 3 августа вновь заняли оборону и подготовили огневые позиции.

В боях у реки Оптуха и села Большое Булгаково Петр Костелянец был награжден орденом Красной Звезды. Из наградного листа следует, что он «все время поддерживал личную связь с командиром стрелкового батальона, выходил на рекогносцировку местности, вместе с батареей занимал открытые ОП под сильным вражеским огнем. В момент артиллерийской дуэли с вражеской батареей врага подбили самоходную пушку, подавили огонь двух артиллерийских батарей противника. Во время этой огневой дуэли Костелянец находился в боевых расчетах, и в этом бою батарея уничтожила 75 м/м батарею противника».

Изобретатель

Так что и на войне он оставался математиком. Наблюдая в боях за прицеливанием артиллерийских орудий, анализируя способ прицеливания и попадания снарядов в цель, Костелянец изобрел новую систему прицелов. Через командира полка подполковника Константина Ивлева он убедил вышестоящее командование в необходимости коренного усовершенствования зенитного прицеливания, связанного с проективной геометрией.

Воспользовавшись паузой, вызванной переформированием 546-го артиллерийского полка в 311-й гвардейский истребительный противотанковый артиллерийский полк, его отпустили в Москву. Петр Костелянец тут же выправился в трудный и опасный путь. На дорогу, которую сегодня можно преодолеть за шесть часов на автомобиле, у него ушли сутки. В Москве Петр направился в Академию Наук, разыскал профессора Делоне, в подробностях рассказал о своем изобретении. Тот внимательно выслушал, нашел доводы вполне разумными и пообещал свою помощь и содействие.

В тот же день Костелянец отбыл к месту службы, а буквально на следующий день Делоне ознакомил с новой системой прицелов академика Мстислава Келдыша и профессора Александра Александрова, который был научным руководителем Костелянца в ЛГУ.

—Ну как, Александр Данилович? – обратился Делоне к Александрову после тщательного разбора и обсуждения предложенного усовершенствования. – На мой взгляд, на математическом небосклоне появилась новая звезда – ваш бывший студент Костелянец.

Пал смертью храбрых

Тем временем на фронте шла интенсивная подготовка к освобождению Брянска. Самую значительную трудность представлял оборонительный рубеж «Хаген». Это на нем немецкие войска сумели остановить наступление советских войск на завершающем этапе Орловской операции.

С 17 по 26 августа 1943 года советские войска несколько раз пытались прорвать немецкую оборону, но эти атаки не принесли успеха. 1 сентября войска возобновили наступление, 7 сентября форсировали Десну выше Брянска, захватили плацдарм на западном берегу реки и вклинились в глубину расположения немецких войск на 60-70 км. И уже 13 сентября в результате упорных кровопролитных боев заняли железнодорожные узлы Брянск-1 и Брянск-2 и вплотную подошли к Брянску. Казалось, еще один рывок – и город будет взят. Но только 17 сентября войска 11-й армии при поддержке партизанских соединений смогли овладеть Брянском и Бежицей.

А спустя три дня советские войска начали преследование противника. Развивая наступление, 50-я армия вступила на территорию Беларуси и 26 сентября освободила город Хотимск. К 3 октября войска Брянского фронта вышли на реку Сож, форсировали ее и захватили плацдарм на правом берегу реки, создав благоприятные условия для дальнейшего наступления на гомельском направлении.

Увы, ничего этого Петр Кастелянец уже не узнал. В бою под Брянском 14 сентября он получил тяжелое ранение – осколком ему перебило артерию ноги, и он умер от потери крови. А 16 сентября в часть поступил приказ откомандировать гвардии старшего лейтенанта Костелянца в Москву в распоряжение артиллерийского конструкторского бюро.

Упокоился талантливый математик, уроженец Юровичей Петр Костелянец в братской могиле около железной дороги между Брянском и Рославлем, недалеко от того места, где и погиб…

 

Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.