За электромобилем будущее

 

the power supply for Charging of an electric car

the power supply for Charging of an electric car

Сорок четыре года назад я получил водительские права. С тех пор постоянно дружу с железным конем. Начинал с «Жигулей». Прекрасная была машина. Много песен, а еще больше анекдотов о ней сложил наш народ. Вот, например, один из них:

«Купили отец с сыном «Жигуль». Неделю катались, вторую, а на третьей движок сдох. Сидят они вдвоем в гараже, репу чешут. Отец достает книгу – огромное такое описание машины и ее поломок-ремонтов:

«Вот, сынок, теперь это – наша Библия!»  

«Да нет, батя, – отвечает ему сын. – Теперь это – наша Кама-Сутра!»

За годы суверенитета Беларуси автомобильный парк наших сограждан вырос неимоверно. Каких только марок и видов автомобилей не увидишь на городских улицах! Бензиновые и дизельные, американки и корейки, японки и немки,  дешевые и дорогие, одним словом, на любой цвет и вкус.

Человек быстро привыкает к комфорту и совершенству. И сегодня вряд ли заставишь того, кто уже попользовался «Фольксвагеном» или «Тойотой», пересесть опять в «Жигули». Но и на смену бензинкам и дизелям уже вовсю спешат электромобили и транспорт на водородных двигателях.

Прогресс не стоит на месте. Человечество стало перед реальной экологической проблемой –нужно сокращать выбросы в атмосферу, иначе жизнь на планете Земля становится под большим вопросом. Первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде, например, создал Франсуа Исаак де Риваз еще в 1806 году. Водород изобретатель производил электролизом воды.

В блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны бензин был в огромном дефиците, а вот водород имелся в большом количестве. Военный техник Борис Шелищ предложил использовать воздушно-водородную смесь для работы заградительных аэростатов. На водород перевели двигатели внутреннего сгорания лебедок аэростатов. В городе  также на водороде работало около 600 автомобилей.

Сегодня в мире уже производятся автомобили, которые в качестве топлива используют жидкий водород. Их производят такие известные компании, как ToyotaHonda и Hyundai. Разработкой автомобилей на водородном топливе занимаются также DaimlerAudiBMWFordNissan и др.

Однако широкое внедрение водородного топлива пока сдерживается более высокой ценой водорода по сравнению с привычным жидким и газовым топливом, отсутствием необходимой инфраструктуры.

А вот развитие электромобилей, как средства использования экологической энергии, во всем мире набирает обороты. В принципе, если оглянуться в историю человеческих изобретений, то электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Еще в 1828 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик смастерил передвигающуюся на электрической энергии тележку, больше напоминающую скейтборд, нежели автомобиль. Впрочем, изобретение Йедлика послужило мощным толчком в развитии данного направления инженерии. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.

С тех пор разные страны в разное время возвращались к вопросу производства и использования электромобилей. Например, в СССР интерес к электромобилям произошел в 1960-е годы из-за экологических проблем автотранспорта, а в 1970-е годы — и из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов.

В частности, 4 декабря 1978 года Ульяновский автомобильный завод выпустил опытно-промышленную партию электромобилей на базе грузовиков УАЗ-451М, в 1980-е годы были созданы опытные ВАЗ-1801ВАЗ-2802 и Квант-РАФ.

Однако после 1982 года интерес к электромобилям снова спал. Это было вызвано резким изменением конъюнктуры на нефтяном рынке и слабыми эксплуатационными показателями опытных партий из-за недостатков химических источников энергии.

В последние годы в связи с непрерывным ростом цен на нефть электромобили вновь стали набирать популярность.

В 2008 году  американская автомобильная компания из Кремниевой долины Tesla Motors начала выпуск спортивного электромобиля Tesla Roadster, не уступавшего по ходовым качествам обычным автомобилям.

В мае 2010 года переделанная в электромобиль Daihatsu Mira EV (творение Японского клуба электромобилей) проехала 1003,184 километра на одном заряде аккумулятора.

В августе этого же года электромобиль «Venturi Jamais Contente» с литий-ионными аккумуляторами на соленом озере в штате Юта установил рекорд скорости 495 км/ч на дистанции в 1 км. Во время заезда автомобиль развивал максимальную скорость 515 км/ч.

Спустя несколько недель электромобиль «lekker Mobil», конвертированный из микровэна Audi A2, совершил рекордный пробег на одной зарядке из Мюнхена в Берлин длиной 605 км в условиях реального движения по дорогам общего пользования, при этом были сохранены и действовали все вспомогательные системы, включая отопление. Электромобиль с электродвигателем мощностью 55 кВт был создан фирмой «lekker Energie» на основе литий-полимерного аккумулятора «Kolibri» фирмы «DBM Energy».

В прошлом году на вопрос расширения использования электромобилей в Беларуси обратил внимание и Президент нашей страны Александр Лукашенко: 12.03.2020 он подписал Указ № 92 «О стимулировании использования электромобилей». Данный документ был принят в целях дальнейшего стимулирования спроса на электромобили, создания зарядной инфраструктуры и условий для развития производства электромобилей и автокомпонентов в Беларуси.

Как рассказал на днях журналистам министр экономики Александр Червяков, этот Указ позитивно отразился на рынке электромобилей в Беларуси. Из 6150 электромобилей, которые приобретены в стране в течение последних трех лет, 5700 куплены после вступления в силу Указа. Количество потребляемой ими электроэнергии возросло в 6 раз, по всей стране действуют более 480 зарядных станций (в том числе – одна в Калинковичах, в целом же до конца этого года их число должно увеличиться до 600). Однако доля электромобилей в общей численности транспорта пока не превышает 1%.

Вот поэтому вопрос об электромобилях был в очередной раз поднят Главой нашего государства на совещании с руководством Совета Министров, которое состоялось 22 октября.

«Мировая практика показывает, что курс на развитие и опережающее внедрение инфраструктуры к электротранспорту оказался верным. Сегодня уже практически все страны идут этим путем. Это насущная необходимость и для нас – как с позиции отсутствия достаточных объемов собственной нефти, так и с учетом запуска Белорусской АЭС», – заявил Александр Лукашенко.

Кроме сугубо экономических аспектов, немаловажно и экологическое измерение этой проблемы, а потому останавливаться в создании надлежащих условий функционирования этой новой сферы нельзя ни в коем случае, – отметил Президент.

Около года назад было принято решение о предоставлении ряда льгот для повышения заинтересованности населения в приобретении легковых электромобилей. Как считает правительство, эта практика себя оправдала. «Теперь назрела необходимость введения дополнительных стимулов», – заявил Александр Лукашенко.

«Кроме того, нельзя забывать об инфраструктуре. На заправочных станциях по всей республике должна быть возможность быстрой зарядки легковых электромобилей. На сегодняшний день лишь около 10% АЗС предоставляют такую услугу. Надо значительно больше»,  – сказал Президент.

Правительством было предложено несколько новаций, в том числе по расширению действия Указа «О стимулировании использования электромобилей».

«Те нормы указа, которые сегодня существуют, будут распространяться не только на легковой,  но и на грузовой, пассажирский транспорт. Мы сразу охватывает практически весь спектр колесного транспорта. Во-вторых, стимулировать будем не только физических лиц, но и сразу расширяем спектр, в него попадают и юридические лица, расширяем поле действия Указа», – сказал Александр Червяков. Кроме того, предлагается введение нулевого НДС для производителей электромобилей при ввозе комплектующих.

По оценкам министра экономики, это позволит в 2025 году достичь уровня в 100 тыс. автомобилей с электрическим приводом. Это будет порядка 3% от общего числа транспорта в стране. В результате количество вредных выбросов в атмосферу удастся снизить на 4% (от объема выбросов промышленного производства). Наша страна взяла на себя обязательства по снижению количества выбросов к уровню 1990 года на 35% (тогда было 138 млн т выбросов). Сегодня мы имеем порядка 90 млн т и практически уже достигли того уровня, который должны сохранять до 2030 года. Меры, которые принимает государство и по вводу атомной электростанции, и по развитию электротранспорта, позволят нам, с одной стороны, развивать промышленное производство, с другой – компенсировать объемы выбросов в промышленном производстве.

Таким образом, будущее за электромобилем. Особенно, если еще учесть, что, как утверждает Минэкономики, затраты на 1 км пробега машины с бензиновым двигателем составляют 16 копеек, для электромобиля – 4 копейки. Так что делайте выводы, уважаемые автолюбители и юрлица. Действие льгот и выгодных условий для приобретения электротранспорта продлится всего лишь до 2025 года. Спешите воспользоваться данной возможностью.

Иван ГАРИСТ.

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.