Александр Синенький считает себя человеком счастливым

IMG_3864

В этом году аккурат на свой 84-й день рождения Александр Синенький получил один из лучших подарков в жизни: на свет появился его второй правнук Ярослав. Это первое, о чем рассказывает ветеран-железнодорожник во время нашей встречи. Его свояченица Тамара Змушко, которая и организовала наше знакомство, подчеркивает, что для Александра Митрофановича семья была и остается на первом месте, а про то, как они прожили с женой душа в душу почти 55 лет, можно написать повесть о большой и светлой любви.

Увы, четыре года назад Мария Синенькая скоропостижно ушла из жизни. Александр Митрофанович до сих пор не смирился с этой утратой, но дети, внуки, правнуки, а также многочисленная родня супруги не дают ему падать духом, опускать руки, подолгу хандрить.

– Пришла наша очередь о нем заботиться. Он ведь стал отцом не только для их с Маней сыновей, но и для нас – ее младших братьев и сестер. И для меня в том числе. С учебы встречал и провожал, копейку на обновки подкидывал, всегда был готов выслушать, поддержать, сорваться среди ночи, если беда какая, – рассказывает Тамара Григорьевна. – В Турцевичах, откуда родом наша семья, многие шутили, мол, какое «богатое» приданое взял Сашка за невестой, не позавидуешь. Но он молодец, не испугался и Мане уступил, когда та заявила: «С родных мест ни ногой», хотя родители жениха очень звали их к себе.

1

К себе – это в деревню Владимировка Черниговской области, где и сегодня только в соседнем селе Лютеж живут младшая сестра Ивана Митрофановича Екатерина и ее дочка. Военная спецоперация России на Украине разделила Синеньких только закрытой границей, но не расколола их дружную семью. Они постоянно на связи, подбадривают и поддерживают друг друга, мечтают о встрече.  

– Катя нашим Президентом, нашим Батькой нахвалиться не может, нередко мне говорит: «Цените, что не допустил у вас войны, разрухи, обнищания народа, что вы спокойны за жизни, за будущее своих детей, внуков, правнуков», – рассказывает Александр Митрофанович. – Мы часто с ней вспоминаем нашего отца. Он прошел Великую Отечественную, вернулся домой без руки, но живой. Мужчина в доме – это было в те годы большим счастьем! Нам завидовали! Папка был уважаемым человеком в деревне, работал председателем колхоза, перед пенсией – бригадиром. Про войну вспоминать не любил, но едва ли не каждый день говаривал: «Не дай Бог вновь пережить страшное военное время. Все что угодно – только не это».

Митрофан Синенький – стрелок отдельного лыжного батальона 193-й стрелковой дивизии – был награжден медалью «За отвагу» и орденом Великой Отечественной войны I степени. Вместе с супругой они воспитали двоих сыновей и двоих дочерей, приучая их с измальства к труду. С 12 лет мой герой работал в колхозе: косил, за плугом и бороной ходил, коров пас.

– К учебе я был ленив и равнодушен, еле осилил семь классов. От мамы мне порой за это ой как влетало. Она наказывала брать пример со старшего брата Ивана и сестры Марии. Иван отучился на машиниста в Гомельском железнодорожном техникуме, Мария – на учительницу иностранных языков в Нежинском институте, – продолжает свой рассказ Александр Митрофанович. – Брата распределили в Калинковичи. Он здесь осел, семьей обзавелся, стал кликать меня к себе погостить. Приехал я в 1962 году, да так и остался. Пошел работать слесарем в паровозное депо, ютился у Ивана в квартире на полу, потом перешел в общежитие. В Калинковичах надолго оставаться не планировал, скучал по родным местам, но встретил на кухне общежития свою судьбу, и планы вмиг поменялись. 

2

Тамара Змушко утверждает, что нет и не было в ее окружении более гармоничной и любящей пары, чем Мария и Александр Синенькие, хотя по характеру они как огонь и вода, как плюс и минус. Она – боевая, упрямая, общительная, веселая, однако, не всегда понимающая шуток, он – сдержанный, спокойный, уступчивый, но с отличным чувством юмора. Что их объединяло? Трудолюбие, гостеприимство, доброжелательность, душевная отзывчивость на чужое горе, любовь к пению и танцам.

– Маня наша в семье – старшая из детей, за ней еще шестеро. С малых лет с нами возилась, махнув рукой на учебу, матери помогала, чем могла, ведь отец наш рано умер. С 16 лет работала в дистанции пути монтером. Сегодня женщин в эту профессию не берут, а в послевоенные годы их в ней было процентов 90. И шпалы меняли, и рельсы укладывали, и костыли забивали… Это физически очень тяжелый труд. Но Маня до любой работы была горячая, поэтому всегда в передовиках ходила, – рассказывает Тамара Григорьевна, а Александр Митрофанович добавляет:

– Огромное количество раз просил-уговаривал жену бросить нелегкое дело, но она разговоры на эту тему отметала, называла себя однолюбом, как в личной жизни, так и в профессии. Пришлось смириться. В снежные зимы, когда путейцам приходилось работать сутками, случалось, подменял Маню на смене. Помахав ночь лопатой, спешил в депо, где почти сорок лет был врачом-кардиологом сначала паровозов, потом – тепловозов.

Вспоминает, что всегда старался обедать дома: для него было важно увидеть супругу днем, узнать, как ее дела, настроение, планы на вечер. После смены тоже старался не задерживаться, ведь родные ждали к ужину. Коллеги, бывало, посмеивались, мол, как Синенького жена приворожила, нашептывали: «Стукни, Митрофанович, по столу, покажи, кто в доме хозяин, поменяй порядки», но ему этого было не нужно, потому что там, куда и к кому спешил он был безгранично счастлив. В выходные они всей семьей отправлялись в Турцевичи к маме, сестрам и братьям Марии Григорьевны. Работы там всегда хватало и по хозяйству, и в огороде. Теперь Александр Митрофанович ездит туда один, причем, невзирая на годы, на велосипеде. Остановить его может лишь сильный мороз, снег или дождь.

– Движение – это жизнь, а работа на земле отлично отвлекает от плохих мыслей, – убежден ветеран-железнодорожник. – А еще я очень люблю лес, в сезон всегда много беру ягод и грибов. С удовольствием хожу на концерты и мероприятия, которые проводятся для ветеранов железной дороги. Мы с Маней всегда были активистами, она еще и депутатом местного Совета депутатов. Я каждый день в мыслях разговариваю с женой, рассказываю, как дела у родных, признаюсь ей в любви. Это помогает мне жить и не сдаваться, ведь я еще нужен младшим мужчинам нашей семьи.

Младшие мужчины – это два сына Сергей и Виктор, два внука Никита и Антон и два правнука Никита и Ярослав. Одни мальчики рождаются в их роду. Никита, к слову, стал продолжателем железнодорожной династии: после окончания БелГУТа он трудится мастером в дистанции пути. На Калинковичской железке, а точнее – оператором по топливу в локомотивном депо работала и свояченица Тамара Змушко, которую поступить в железнодорожный техникум убедили старшая сестра с мужем. Сегодня в бухгалтерии этой же организации трудится и ее дочь Надежда.

Напоследок нашей беседы Александр Митрофанович просит:

– Обязательно напишите, что я считаю себя человеком счастливым. Встретил большую любовь, семья получилась крепкая, дружная, на работе меня уважали, в пример ставили. В помощи никому не отказывал, бывало, отдавал последнее. И сегодня мне это добро возвращается сторицей.

Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото Николая БОРИСЕНКО и из архива семьи.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.