Если ребенок молчит, стучитесь во все двери

IMG_4055

В последнее время педагоги, а в особенности учителя-дефектологи бьют тревогу по поводу стремительно увеличивающегося количества детей, имеющих речевые нарушения. Почему это происходит? В состоянии ли родители избежать такой проблемы у ребенка? В каком возрасте стоит обращаться за помощью к специалисту? Об этом и не только наш разговор с опытным учителем-дефектологом Калинковичского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Натальей ПАРХОМЕНКО.

– Наталья Ивановна, почему у детей возникают проблемы с речью?

– Причин немало, поэтому озвучу основные:

  1. Внутриутробные патологии. Самый уязвимый период – первый триместр беременности, когда может повредиться или недостаточно развиться центральная нервная система. Этому способствуют вирусные инфекции, которыми болеет будущая мама; падения, ушибы или травмы, особенно в области живота; курение, употребление алкоголя и наркотических веществ в период беременности; профессиональные вредные факторы, такие как перенапряжение, работа с химикатами; стрессы, из-за которых у плода может возникать кислородное голодание, и т.д.
  2. 2. Наследственная предрасположенность. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильный прикус, предрасположенность к дефектам строения мягкого и твердого нёба, а также специфичность развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.
  3. Неблагоприятные роды и их последствия.
  4. Тяжелые заболевания и травмы, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
  5. 5. Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить логопед после диагностики малыша.
  6. Плохие социально-бытовые условия жизни, вызывающие педагогическую запущенность. Если родители пьют, скандалят, безразличны к своему ребенку, не играют, не занимаются с ним, то в этой ситуации проблем с речью избежать сложно.
  7. 7. Гиперопека родителей. Когда ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и произнести слово, увы, нет. Здесь же работает и обратная система – протест. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать. Вывод: во всем нужно знать меру.

– Могут ли родители повлиять на процесс правильного формирования речи у ребенка?

– Конечно. Чтобы ребенок вовремя начал разговаривать, он должен постоянно слышать чужую речь – родителей или других родственников. Важный момент – речь должна быть правильной, внятной, медленной, без сюсюканий.

Чем больше мама и папа читают своему малышу с выражением и разной интонацией, чем чаще рассказывают ему об окружающем мире, играют вместе в пальчиковые игры, рисуют и лепят из пластилина и теста, исправляют ошибки его детского произношения, тем легче ему будет освоить правильную речь.

В возрасте 1,5-2 лет необходимо побуждать ребенка к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…», дошкольнику следует как можно чаще задавать вопросы типа: «Как ты думаешь, что это?», «По-твоему, где это?»

Полезны и многочисленные игры на обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя. Например, предлагаете: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

В такие игры можно играть везде: по дороге в садик, в транспорте, дома, когда вы заняты уборкой или готовкой, на прогулке. Они несложные, а польза от них существенная.

Увы, в эпоху смартфонозависимости мы все действительно стали меньше разговаривать, поэтому и речевая функция детей развивается с задержкой. Здесь совет один – не вручать гаджет ребенку младше 3 лет. И это тот случай, когда лучше позже, но никак не раньше. 

– Предположим, родители стали замечать, что их малыш плохо владеет речью. Куда в первую очередь им стоит обратиться за консультацией?

– К участковому педиатру и детскому неврологу, а также в Калинковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, где работает психолого-медико-педагогическая комиссия. Запись осуществляется по телефону 5-40-47. Комиссия проходит по вторникам.

Здесь обязательно хочу обозначить основные этапы речевого развития ребенка, которые помогут родителям вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе:

  1. Подготовительный (с момента рождения и до года). Уже в один-два месяцамалыш способен интонировать крики, реагировать на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет). В 2-3 месяца начинается период гуканья и гуления (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит нараспев звуки «а-а-а», «ау», «ыы» и т.п.), который в 3-6 месяцев переходит в лепет (малыш повторяет и сам многократно произносит слоги «агу-гу», «баба-ба», «ма-ма-ма» и т.п.). С 9 месяцевпоявляются первые лепетные слова (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи).

Ближе к году у ребенка возникают жесты, которые он использует в определенных случаях: кивает головой в знак согласия, мотает ею из стороны в сторону при отрицании, машет рукой при встрече и расставании. Так развивается невербальная коммуникация, что тоже является частью речевого развития.

  1. Преддошкольный(от года и до 3 лет). Примерно с года (плюс-минус пару месяцев) у детей появляются слова-предложения (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса мяукает» и т.д.). После полутора лет обычно наблюдается активный рост словарного запаса, появляются двусловные предложения типа «Мама, дай!».

Дальше – больше: общение с помощью развернутых фраз (3-4 и более слов), ребенок понимает, что от него хотят взрослые, содержание сказок, может отгадать простые загадки, знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, т.е. объектов из его ближайшего окружения, начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество.

Для преддошкольного периода характерно нарушение слоговой структуры многосложных слов (упрощение путем опускания слогов из середины слова), аграмматичность речи, нечеткое произношение звуков.

  1. Дошкольный(от 3 до 7 лет). В начале этого периода появляются грамматические формы слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи). Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, обобщения. Между тем слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.

К четырем годам в речи ребенка должны появиться свистящие звуки С, З и Ц, к пяти – шипящие звуки Ш, Ж, Ч и Щ, к 5,5 годам – последние недостающие звуки Р, РЬ, Л.

На седьмом году жизни ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную его возрасту тему, использует синонимы, антонимы, отвлеченные понятия и сложные слова. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь, закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их.

  1. Школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Дети овладевают звуковым анализом и письменной речью, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Если у родителей есть сомнения, укладывается ли их ребенок во временные рамки, то с визитом к специалисту лучше не затягивать: перестраховка в этом вопросе лишней не будет. Если же ребенок и вовсе молчит, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь взрослого, то в таком следует незамедлительно стучаться во все двери.

– Стоит ли консультироваться с учителем-дефектологом перед поступлением в первый класс?

К моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением ребенка, решены в дошкольный период. Если родители откладывают эту проблему до поступления в школу из-за того, что там есть учитель-дефектолог, то они делают большую ошибку. Пункт коррекционно-педагогической помощи в школе занимается главным образом профилактикой и исправлением недостатков письменной речи и чтения (дисграфией и дислексией).

Если же ребенок пришел в первый класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Нам легко представить, что будет со зданием, в фундаменте которого есть какие-то пустоты или нарушения конструкции. Поэтому, мамы и папы, всегда помните: на базе правильной речи формируется вся дальнейшая учебная деятельность.
Еще один момент: дети, занимавшиеся в дошкольный период с логопедом, должны быть под особым присмотром у школьного учителя-дефектолога, так как у них могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите учителю, если ваш ребенок имел в прошлом недостатки звукопроизношения. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
И напоследок несколько советов:

– первый раз ребенка нужно показать логопеду в возрасте трех лет – не позже. Обращайтесь раньше, если замечаете отклонения от нормы;

– после трех лет и до школы рекомендуется посещать логопеда ежегодно, даже если кажется, что поводов для обращения нет. Так можно своевременно выявить патологию и принять меры к ее устранению;

– записываясь на прием к логопеду перед школой, сделайте это пораньше, чтобы иметь резерв времени для устранения проблем, если таковые будут выявлены.

Беседовала Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.