Новые подходы в налогообложении

 налоговая

Помню, в прошлом году подошел ко мне один знакомый и сразу же начал с вопроса: «Вот ты мне скажи, чего он опять наезжает на предпринимателей?»

Я на автомате переспросил: «Кто он?»

«Ну, Президент, кто же еще», – начал вразумлять меня вопрошающий.

«Подожди, – перебил его я. – А ты то, какое отношение имеешь к предпринимателям?»

«Я же работаю на себя!» – начал мой знакомец.

«Стоп, друг. Вот тут ты прав на все сто. Ты работаешь на себя. При этом давно. Однако до сих пор не оформил предпринимательства. Не платишь налогов. Не делаешь отчислений в фонд социальной защиты. Но при этом медицинскими услугами пользуешься бесплатно. Дети твои учатся в школе бесплатно. Коммунальными услугами пользуешься льготными, как и другие работающие на государство. То есть, что получается. Государство ты доишь по полной. А сам государству плечо не подставляешь. И чем же тебе Президент насолил?»

Мой собеседник, после моей тирады, махнул рукой и недовольно зашагал прочь.

К сожалению, подобных ему «творцов и мыслителей» у нас еще более, чем достаточно. Главное в их жизни по отношению к государству – это «ДАЙ!» Как только речь заходит о том, что и они что-то должны отдать государству, в ответ сразу раздаются вопли: «Ущемляют!»,  «Закабаляют!» и т.п.

На днях в интервью корреспонденту БЕЛТА председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила Нижевич напомнила:

«Малый и средний бизнес – один из факторов экономического роста в любом государстве. Его роль незаменима при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес способствует формированию здоровой конкурентной среды, установлению рыночного равновесия, созданию новых рабочих мест, формированию среднего класса, удовлетворению различных потребностей населения, что в конечном итоге приводит к обеспечению устойчивого экономического роста. В Беларуси поддержке предпринимательства в последнее десятилетие уделяется большое внимание, принят ряд программ для его стимулирования и развития, созданы преференциальные условия для ведения бизнеса».

Вместе с тем, по ее словам, при ежегодном росте удельного веса малого и среднего бизнеса в структуре экономики участие их в государственных расходах остается незначительным: «Так, с 2010 года количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло в 2,5 раза – с 104 тыс. до почти 257 тыс., при этом если в 2010 году удельный вес поступлений от этой категории плательщиков в общей сумме доходов бюджета составлял 3,8%, то в 2020 году – всего лишь 5,1%. А поступления от индивидуальных предпринимателей составили в 2020 году при численности плательщиков 189,5 тыс. – 1,3%. За 10 лет поступления в бюджет от этой категории предпринимателей возросли всего лишь на полупроцентный пункт при росте в 3 раза занятых в этом сегменте рынка».

Более того, считает парламентарий, многообразие видов и способов налогообложения порой ставит в разные условия предпринимателей одного и того же вида деятельности, чем создается неравная конкуренция. «Очевидно, что назрело время пересмотреть отдельные подходы и предусмотреть более современные, а самое главное, справедливые подходы в налогообложении. Полагаю, нововведения в части налогообложения участников среднего и малого бизнеса, а также выбранный курс на цифровизацию в налоговой сфере должны сделать ведение бизнеса организаций различных форм более справедливым, комфортным и прозрачным», — подытожила Людмила Нежевич.

Предметный разговор по изменению налогового законодательства на 2022 год состоялся и в ходе обсуждения проекта бюджета республики на следующий год в ходе совещания у Президента 3 декабря.

В интервью телеканалу «Беларусь 1» на следующий день заместитель главы Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой рассказал, какие изменения ждут микробизнес и индивидуальных предпринимателей в 2022 году.

«Малый бизнес, микробизнес занимает очень существенную долю в нашей экономике. Если мы говорим о микробизнесе, это почти 800 тыс. человек – 20% занятых в нашей экономике. Определенные мысли, идеи по трансформации этого сектора, конечно, есть. И соответствующие поручения Президентом даны», – отметил он.

Дмитрий Крутой обратил внимание на несколько аспектов. Во-первых – простота и эффективность регулирования. «Те категории микробизнеса, которые у нас сегодня существуют, они должны быть переформатированы в следующем году. Следующий год – пилотный для обкатки всей этой системы», – сказал замглавы Администрации.

Он пояснил, что на сегодняшний день существует целый ряд категорий: 96 тыс. микропредприятий, 270 тыс. индивидуальных предпринимателей, 40 тыс. ремесленников, примерно 45 тыс. самозанятых. Кроме того, отдельно регулируется еще деятельность агроусадеб. «Конечно, для нашей страны уже определенная путаница в этом существует. Нужны изменения, более простая система», – уверен Дмитрий Крутой.

Он также обратил внимание на участие представителей микробизнеса в финансировании госрасходов. «Это система налогообложения. К сожалению, те тенденции, которые происходят в последние годы, – негативные», – констатировал замглавы Администрации Президента.

«Когда индивидуальным предпринимателям в 2019 году разрешили переходить с упрощенки на единый налог, общая сумма налоговых поступлений уменьшилась на 40%. В прошлом году – 2020-м – уменьшилась на 30%, – привел он пример. – Конечно, такие цифры не могут остаться без внимания. Находиться в серой зоне и не платить налоги невозможно в нынешней ситуации. У нас солидарная пенсионная система. То есть каждый должен участвовать в финансировании этих расходов. И, конечно, микробизнес должен этим заниматься».

Еще одно направление – это вывод такого бизнеса из тени. «Внедрение безналичных расчетов. Никто в мире не придумал другого способа, как победить это зло – налоговую «оптимизацию», зарплату в конвертах, просто неуплату налогов», – заметил Дмитрий Крутой.

В этом плане он напомнил, что поставлена задача к 1 января 2023 года создать в стране полноценную электронную налоговую платформу.

«Думаю, что вообще всю эту систему надо облечь в форму закона о микробизнесе. Здесь должны поработать наши парламентарии, потому что тема очень чувствительная для страны. Поэтому закон будет самым правильным решением», – заявил замглавы Администрации Президента.

Дмитрий Крутой рассказал и о предстоящих изменениях в налоговой части. «Конечно, это увеличение определенное ставок единого налога. В первую очередь эта тема отдана на откуп местным властям. Потому что в каждом регионе с учетом доходов населения, спроса ситуация разная. Поэтому определенная дифференциация нужна», – сказал он.

Для определенных видов индивидуальных предпринимателей упрощенная система на следующий год сохранится, а для других будет отменена.

Будут увеличены ставки единого налога. Но с 2023 года планируется, что все они перейдут на единую форму налогообложения – уплату подоходного налога по повышенной ставке – 18%. Это эквивалент налога на прибыль – разница между расходами и доходами.

Для самозанятых с 2023 года вводится по аналогии с Россией и Казахстаном налог на профессиональный доход. То есть будет тоже простая система: 10% с выручки – это будет налог на профессиональный доход, если ты работаешь с физическими лицами; 10% – если с юридическими, но до определенного порога; после этого будет 20%.

По мнению Дмитрия Крутого, налоговая нагрузка в следующем году не увеличится. Она даже уменьшится на 0,9%, если говорить к ВВП.

Тем не менее внутри налоговой системы будут определенные трансформации. Это введение с июля налога на добавленную стоимость для интернет-торговли, электронных площадок, которые имели представительства в Беларуси до недавнего времени, но сейчас убежали, оставили только точки выдачи товаров, перестали платить абсолютно налоги.

«За следующий год (эта опция только закладывается) возвращаемся к теме налога на долгострои», – заявил замглавы Администрации Президента.

Он пояснил, что задача состоит в том, чтобы стимулировать осваивать землю, предназначенную под строительство. «То есть 3 и более лет, когда получают либо люди, либо предприниматели участок и ничего там не делают, естественно, будет ступенчатая повышающая ставка земельного налога. Не для того, чтобы что-то фискально собрать в бюджет, а для того, чтобы просто стимулировать людей что-то делать, что-то строить», – сказал Дмитрий Крутой.

Замглавы Администрации Президента рассказал также, сколько будут платить с 1 января 2022 года владельцы квартир в городах в результате отмены налоговой льготы.

«Отменяется льгота. Это не вводится новый налог. Он сегодня существует. И он существует в сельской местности для частных домов сельчан, которые 30 лет этот налог платят. Когда в 90-х годах вводили эту льготу, 95% жилищного фонда в городе – квартиры – были государственными (наследие СССР). Сейчас пирамида полностью перевернулась: 95% жилищного фонда – частные. Объяснить при разнице доходов горожанина и сельского жителя, почему один платит, а другой не платит, невозможно с точки зрения принципа справедливости в налоговой системе», – Дмитрий Крутой.

По его словам, налог будет небольшим: «Будут льготные категории, которые сохранятся. Его не будут платить ни пенсионеры, ни многодетные, ни инвалиды и другие социально уязвимые категории. Для остальных это будет ставка от 20 до 50 рублей в год. Поэтому сказать, что это уже какая-то неподъемная или катастрофическая сумма для горожанина невозможно. Но принцип справедливости будет в этом случае восстановлен».

Жизнь не стоит на месте. А государство не может полноценно функционировать без взымания налогов. Ему необходимо обеспечивать социальную защиту своих граждан, реализовывать общенациональные программы, решать вопросы обороны и национальной безопасности.

Поэтому каждый трудоспособный гражданин страны должен вносить свою лепту в реализацию этих задач. Иного не дано.

Иван ГАРИСТ.

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.