Нашли свою дорогу… железную
В трудовой династии Койдан-Тарасевич-Бендаль три поколения железнодорожников. Своих детей и внуков привели на стальную магистраль родные сестра и братья Койдан: Нина, Вячеслав и Валерий – уроженцы Юровичей. Историю семьи рассказывает старшая – 87-летняя Нина Ивановна.
Дети войны, мы взрослели под грохот снарядов
– Я родилась в 1937 году, Славка – в 1941-м, а Валера – в 1948-м. Родители – Иван Алексеевич и Надежда Константиновна – до войны работали в колхозе. В июле 41-го отца призвали на фронт. В октябре того же года он попал под Курском в плен. Домой вернулся больным, истощенным, очень нервным. Долго не пожил: его не стало в 1950-м.
Мама, конечно, горя хлебнула. Сегодня ума не приложу, как она по сути в одиночку подняла нас троих, как уберегла и прокормила меня и Славку в годы Великой Отечественной войны.
Военное время помню урывками: как немцы и полицаи вели на расстрел евреев, а потом долго не разрешали хоронить их тела, которые частично растерзали животные; как снаряд попал в соседскую хату, около которой я только минуту назад стояла; как прятались от бомбежек в окопах и погребах; как когда было особенно страшно, мама прижимала нас к себе, целовала и приговаривала: «Все будет хорошо, все будет хорошо»…
… Дети войны, мы взрослели под грохот снарядов,
Нам колыбельные петь матерям не пришлось.
Мы не носили красивых и ярких нарядов,
Пулей свинцовою детство от вас унеслось…
До работы была горячая
– После войны окончила шесть классов Юровичской школы, в седьмой бегала уже в вечернюю. Как учиться, если отца не стало? Надо было матери помогать и с хозяйством, и с хлопцами. Сначала пошла работать на кирпичный завод, затем – в артель «Чырвоны кастрычнік» Калинковичского райпромкомбината (ныне – мебельный комбинат, прим. автора), которая находилась в Юровичах. Мы делали из лозы мебель, колыски, вазы. В 1956-м перевелась в лесоцех этого же предприятия. Так оказалась в Калинковичах. Несколько лет скиталась по съемным углам. Но то полбеды. Работу попала – не позавидуешь. Наравне с мужчинами мы, девки, таскали бревна и доски, пилили, строгали, сверлили. Бывало, так уработаюсь, что в выходные дома с кровати подняться не могу. Мама плакала, просила: «Кидай, донька, дурное, надарвешся. Тебе ж рожать еще, деток растить».
Послушалась и перешла санитаркой в райбольницу, где отправили на трехмесячные курсы дезинфекторов. На этой должности сначала в больнице, потом в санстанции проработала чуть больше десяти лет. Нравилось все, кроме зарплаты. А дома ж – две девки подрастают, и им обновку какую хочется, и мне. Муж был, но это не я за ним жила, а он за мной. И такое, увы, бывает. Федор мой долгое время возил главврача санслужбы Покаместова. Отец его – Трофим Тарасевич – был военный, перед Великой Отечественной войной служил где-то в Коми АССР, вместе с ним туда уехала жена, один за одним родились два сына. Глава семьи погиб на фронте, а свекровь с хлопцами вернулась на родину в Заполье. А через какое-то время ей, как вдове ветерана-военнослужащего, дали небольшую квартирку в Калинковичах. После свадьбы мы долго жили вместе. Всего хватало, но, как говорится, кто старое помянет, тому глаз вон.
Штурхала я, штурхала своего, чтоб работу какую поденежней искал, чтоб угол какой отдельно снять и от свекрови отделиться, а ему – и так все хорошо. Братья мои той порой оба на железной дороге трудились: Славка в локомотивном депо слесарем, Валера в автоколонне Бел.ж.д. водителем. Зарабатывали достойно и Федора все звали, но он никак не решался. А тут мне однажды соседка говорит: «Нинка, нам в вагонное депо слесари по ремонту буксового узла (в народе – смазчики, прим. автора) нужны. Работа, правда, трудная, зато платят хорошо и женщин берут. Но девка ты трудолюбивая, энергичная, так что справишься».
Куда деться – справилась. Хотя бежать вдоль поезда с фонарем и лейкой с мазутом и заправлять буксы нужно было и в дождь, и в снег, и в жару. Потом меня повысили, перевели в осмотрщики-ремонтники вагонов. В те годы на этой должности было много женщин, а сегодня, говорят, не берут, мол, физически тяжелый труд. А мы работали, не жаловались, хотя за смену частенько доводилось прошагать километров 15-20, да не просто налегке, а постоянно приседать и нагибаться, осматривая различные детали и узлы, находить неполадки, устранять их, следя за временем, ведь остановка состава не должна быть длительной. Особенно непросто – в летний зной и зимние метели. Но я до любой работы была горячая, поэтому на трудности внимания не обращала и 15 лет – до самой пенсии – бегала от вагона к вагону.
Любовь к магистрали – по наследству
– В вагонное депо и Федора своего перетянула. Спокойней мне было, когда он рядом. Правда, на пенсию он, как и Слава, уходил с дистанции пути, где оба работали путейцами.
По стопам моего старшего брата на железку пошли его сын Владимир (он трудится в пожарном аварийно-спасательном поезде на станции Калинковичи) и внук Евгений (технолог Молодечненской дистанции пути), по стопам младшего – дочь Надежда (она – дежурная по станции Михалки).
Что касается меня, то любовь к магистрали я передала дочери Светлане и внуку Евгению. Светку как устроила сразу после школы телефонисткой в дистанцию сигнализации и связи, так она там до пенсии и проработала. В тепле, в добре, в дружном коллективе и на хорошей зарплате. Что еще нужно? Сын ее, Женька, трудится в Калинковичском филиале «Строительно-монтажный поезд №354 на ст. Гомель».
Внучат у меня двое, а правнуков уже четверо. Есть внучата и у братьев. Очень мы с ними надеемся, что на ветвях нашей железнодорожной династии в скором времени появятся новые листочки-имена.
Подготовила Татьяна ЗУБЕЦ.
Фото автора и из архива героини.