Нашли свою дорогу… железную

Нина Ивановна с дочерью Светланой

Нина Ивановна с дочерью Светланой

В трудовой династии Койдан-Тарасевич-Бендаль три поколения железнодорожников. Своих детей и внуков привели на стальную магистраль родные сестра и братья Койдан: Нина, Вячеслав и Валерий – уроженцы Юровичей. Историю семьи рассказывает старшая – 87-летняя Нина Ивановна.
Дети войны, мы взрослели под грохот снарядов
– Я родилась в 1937 году, Славка – в 1941-м, а Валера – в 1948-м. Родители – Иван Алексеевич и Надежда Константиновна – до войны работали в колхозе. В июле 41-го отца призвали на фронт. В октябре того же года он попал под Курском в плен. Домой вернулся больным, истощенным, очень нервным. Долго не пожил: его не стало в 1950-м.
Мама, конечно, горя хлебнула. Сегодня ума не приложу, как она по сути в одиночку подняла нас троих, как уберегла и прокормила меня и Славку в годы Великой Отечественной войны.
Военное время помню урывками: как немцы и полицаи вели на расстрел евреев, а потом долго не разрешали хоронить их тела, которые частично растерзали животные; как снаряд попал в соседскую хату, около которой я только минуту назад стояла; как прятались от бомбежек в окопах и погребах; как когда было особенно страшно, мама прижимала нас к себе, целовала и приговаривала: «Все будет хорошо, все будет хорошо»…
… Дети войны, мы взрослели под грохот снарядов,
Нам колыбельные петь матерям не пришлось.
Мы не носили красивых и ярких нарядов,
Пулей свинцовою детство от вас унеслось…
До работы была горячая
– После войны окончила шесть классов Юровичской школы, в седьмой бегала уже в вечернюю. Как учиться, если отца не стало? Надо было матери помогать и с хозяйством, и с хлопцами. Сначала пошла работать на кирпичный завод, затем – в артель «Чырвоны кастрычнік» Калинковичского райпромкомбината (ныне – мебельный комбинат, прим. автора), которая находилась в Юровичах. Мы делали из лозы мебель, колыски, вазы. В 1956-м перевелась в лесоцех этого же предприятия. Так оказалась в Калинковичах. Несколько лет скиталась по съемным углам. Но то полбеды. Работу попала – не позавидуешь. Наравне с мужчинами мы, девки, таскали бревна и доски, пилили, строгали, сверлили. Бывало, так уработаюсь, что в выходные дома с кровати подняться не могу. Мама плакала, просила: «Кидай, донька, дурное, надарвешся. Тебе ж рожать еще, деток растить».
Послушалась и перешла санитаркой в райбольницу, где отправили на трехмесячные курсы дезинфекторов. На этой должности сначала в больнице, потом в санстанции проработала чуть больше десяти лет. Нравилось все, кроме зарплаты. А дома ж – две девки подрастают, и им обновку какую хочется, и мне. Муж был, но это не я за ним жила, а он за мной. И такое, увы, бывает. Федор мой долгое время возил главврача санслужбы Покаместова. Отец его – Трофим Тарасевич – был военный, перед Великой Отечественной войной служил где-то в Коми АССР, вместе с ним туда уехала жена, один за одним родились два сына. Глава семьи погиб на фронте, а свекровь с хлопцами вернулась на родину в Заполье. А через какое-то время ей, как вдове ветерана-военнослужащего, дали небольшую квартирку в Калинковичах. После свадьбы мы долго жили вместе. Всего хватало, но, как говорится, кто старое помянет, тому глаз вон.

Вячеслав и Валерий Койданы

Вячеслав и Валерий Койданы

Штурхала я, штурхала своего, чтоб работу какую поденежней искал, чтоб угол какой отдельно снять и от свекрови отделиться, а ему – и так все хорошо. Братья мои той порой оба на железной дороге трудились: Славка в локомотивном депо слесарем, Валера в автоколонне Бел.ж.д. водителем. Зарабатывали достойно и Федора все звали, но он никак не решался. А тут мне однажды соседка говорит: «Нинка, нам в вагонное депо слесари по ремонту буксового узла (в народе – смазчики, прим. автора) нужны. Работа, правда, трудная, зато платят хорошо и женщин берут. Но девка ты трудолюбивая, энергичная, так что справишься».
Куда деться – справилась. Хотя бежать вдоль поезда с фонарем и лейкой с мазутом и заправлять буксы нужно было и в дождь, и в снег, и в жару. Потом меня повысили, перевели в осмотрщики-ремонтники вагонов. В те годы на этой должности было много женщин, а сегодня, говорят, не берут, мол, физически тяжелый труд. А мы работали, не жаловались, хотя за смену частенько доводилось прошагать километров 15-20, да не просто налегке, а постоянно приседать и нагибаться, осматривая различные детали и узлы, находить неполадки, устранять их, следя за временем, ведь остановка состава не должна быть длительной. Особенно непросто – в летний зной и зимние метели. Но я до любой работы была горячая, поэтому на трудности внимания не обращала и 15 лет – до самой пенсии – бегала от вагона к вагону.
Любовь к магистрали – по наследству

Вячеслав Койдан с супругой Валентиной

Вячеслав Койдан с супругой Валентиной

– В вагонное депо и Федора своего перетянула. Спокойней мне было, когда он рядом. Правда, на пенсию он, как и Слава, уходил с дистанции пути, где оба работали путейцами.
По стопам моего старшего брата на железку пошли его сын Владимир (он трудится в пожарном аварийно-спасательном поезде на станции Калинковичи) и внук Евгений (технолог Молодечненской дистанции пути), по стопам младшего – дочь Надежда (она – дежурная по станции Михалки).
Что касается меня, то любовь к магистрали я передала дочери Светлане и внуку Евгению. Светку как устроила сразу после школы телефонисткой в дистанцию сигнализации и связи, так она там до пенсии и проработала. В тепле, в добре, в дружном коллективе и на хорошей зарплате. Что еще нужно? Сын ее, Женька, трудится в Калинковичском филиале «Строительно-монтажный поезд №354 на ст. Гомель».
Внучат у меня двое, а правнуков уже четверо. Есть внучата и у братьев. Очень мы с ними надеемся, что на ветвях нашей железнодорожной династии в скором времени появятся новые листочки-имена.
Подготовила Татьяна ЗУБЕЦ.
Фото автора и из архива героини.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.