Летчик Овчинников числился пропавшим без вести

Овчинников Н Г (1)

Историю о том, что примерно в полукилометре восточнее нашей деревни Бобровичи, в сторону Домановичей, 16 января 1944 года был сбит советский самолет, я услышал от отца, когда мне было около десяти лет. Ему было столько же, когда он увидел эту трагедию вместе с односельчанами в небе над деревней.

Со временем история военной поры слегка даже подзабылась. На месте, где раньше было поле, уже вырос лес. Но заметны еще воронки и окопы там, где проходили бои. И вот однажды в одной из них были найдены детали с заводскими клеймами и серийным номером самолета. Вот тогда и вспомнилась история, услышанная некогда от отца…

Самолет Як-9Т

Як 9Т

По серийному номеру была установлена марка самолета – Як-9Т. «Т» – значит «танковый». Самолет имел мощное пушечное вооружение, которое состояло из мотор-пушки калибра 37 мм и одного синхронного пулемета УБС. Общая масса вооружения 315,5 кг.

Як-9Т начали серийно выпускать с марта 1943 года. До июня 1945 года было выпущено 2748 самолетов. Со своей полетной массой в 3025 кг по летно-пилотажным характеристикам он несколько уступал двухбачному Як-9 в вертикальном маневре, но намного превосходил по мощности огня. По массе секундного залпа Як-9Т превосходил и вражеские самолеты Me-109G-2, Me-110 и FW-109A-8.

По сравнению с Me-109G-2, Як-9Т имел преимущество в горизонтальной скорости до высоты 4600 м. На высоте 4600 м скорости были одинаковыми, а вот выше преимущество переходило к Me-109G-2. По вертикальной скорости Як-9Т несколько уступал Me-109G-2 (до высоты 2500…3000 м и выше 4000 м). А вот в диапазоне высот 3000…4000 м вертикальные скорости Як-9Т и Me-109G-2 были практически одинаковы. Зато по горизонтальной маневренности Як-9Т имел явное преимущество перед Me-109G-2 до высоты 5000 м за счет меньших радиуса и времени виража. Me-109G-2 имел тяжелое управление и при перетягивании ручки сваливался в штопор. На пикировании он несколько уходил от Як-9Т, однако на выходе из пикирования требовал от летчика очень больших усилий, и поэтому вывод получался медленным, с растянутой по времени и пространству траекторией. Эти обстоятельства способствовали успешной атаке Me-109G-2 нашими самолетами за счет упреждения на выходе из пикирования и на горке. Me-109G-2 имел также плохой обзор задней полусферы, и летчик не видел, если к нему в хвост заходил самолет. К тому же Як-9Т мог вести наступательный бой даже на виражах.

Последний боевой вылет

Летчики 248 иап. Третий слева Овчинников

Летчики 248 иап. Третий слева Овчинников.

Як-9Т состоял на вооружении 248-го истребительного авиаполка 234-й истребительной авиадивизии. Судя по серийному номеру самолета, летал на нем лейтенант Николай Овчинников.

Родился летчик в 1914 году в городе Пугачеве Саратовской области. При рождении имел фамилию Липатов. Но, как сообщили пугачевские краеведы, родители мальчика погибли в 1929-м, его усыновила семья Овчинниковых. Можно предположить, что приемный отец был сотрудником НКВД, так как свою службу Николай начинал в органах госбезопасности.

Вот и все, что известно краеведам. Из местного музея прислали фотографию молодого лейтенанта: красивый чернявый парень в военной форме. В личной карточке нет сведений о жене и детях, указан лишь адрес приемной матери Марии Николаевны Овчинниковой. А в графе «Когда и по какой причине выбыл» – пропал без вести 16 января 1944 года.

Но теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что Николай Григорьевич Овчинников не пропал без вести, он погиб в неравном бою с фашистами.

Судя по журналу боевых действий 248 иап, в тот день летчики получили задание вылететь на прикрытие наших войск в районе Вязовицы и Кореней. Николай Овчинников вылетел с аэродрома Боровики в 12.05 в паре с Григорием Зеликовым. Выполнив задание, летчики на высоте 3500 м встретили немецкие самолеты ФВ-190, которые ходили четверками: одна на высоте 3000 м, вторая – 4000 м. Первую четверку Зеликов заметил справа выше, вторую – впереди себя внизу, идущих попарно. Зеликов произвел атаку на первую пару сверху вниз. Пара проскочила. Вывел самолет из пикирования и крена, Зеликов заметил вторую пару ФВ-190, атаковал спереди и пушечной очередью сбил один немецкий самолет, который с дымом резко полетел вниз в районе Кореней. В это время Зеликов был подбит. Еще до первой атаки самолет Овчинникова находился слева от самолета Зеликова. В момент атаки Зеликовым второй пары немецких самолетов Овчинников резко пошел слева направо, отбивая от Зеликова атаку ФВ-190.

После боя Зеликов больше не видел Овчинникова. Его самолет получил повреждение (перебило водосистему, снесло обшивку фюзеляжа от кабины до хвостового оперения), и Зеликов произвел аварийную посадку в районе Пожихарь. Овчинников из полета не вернулся…

В небе над Калинковичским районом

Эскадрилья як 9т

За месяц до этого, 16 декабря 1943 года, в паре с комэксом капитаном Анатолием Радченко с аэродрома Вербовка он вылетал на прикрытие наших войск в район Попки, Гармовичи, Бродки (Жлобинский район). А спустя две недели полк перебрался на аэродром в Речицу. Уже 6 января 1944 года Овчинников в паре с Иваном Данилюком по заданию командования вылетал в район Калинковичей и Малых Автюков с целью не допустить авиации противника в этот район. Летчики были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии противника из Калинковичей, в результате чего у самолета Данилюка были пробиты киль и стабилизатор. А 8 января в паре с Григорием Зеликовым Николай Овчинников вылетал на прикрытие наших войск в район Корени, Куридичи, Уболоть, Холодники, Вязовица, Многоверш. В районе Козловичей самолеты были обстреляны зенитной артиллерией противника. В тот же день полк в количестве 20 самолетов Як-9Т перебазировался с аэродрома Речицы в Боровики (Светлогорский район).

Очередной вылет Овчинникова в паре с Иваном Данилюком состоялся 10 января на прикрытие наших войск в район Корени, Куридичи, Козловичи, Лампеки, Домановичи. Самолеты летали на высоте 600 – 1000 м, погода была не совсем благоприятной, с запада надвигался сильный снегопад.

Во второй половине дня Овчинников снова поднял самолет в воздух. В паре с Данилюком, вторая пара – Иван Нитченко и Сергей Урсул они выполняли прежнее задание. В районе Калинковичей самолеты были обстреляны немецкой зенитной артиллерией, в результате чего мл. лейтенант Урсул был ранен и произвел посадку на аэродроме в Речице.

На следующий день Овчинников в паре с Данилюком и Иван Нитченко в паре с Сергеем Козловым выполняли задание по прикрытию войск в том же районе. На обратном пути самолеты были обстреляны зенитной артиллерией из района Бобровичи.

12 января пары в том же составе трижды вылетали на прикрытие в район Суховичей и Туровичей. Во второй вылет самолеты были обстреляны немецкими зенитками из района Туровичей.

А на следующий день во второй половине дня те же пары выполняли задание по прикрытию наших войск в районе Калинковичей. Самолеты были обстреляны немецкими зенитками с окраины города.

В паре с Зеликовым вечером 15 января вылетал Овчинников – на прикрытие наших войск в район Якимовичей и Горбовичей. Выполнив задание, пройдя район цели, самолеты были обстреляны вражескими зенитками со стороны Озаричей.

А на следующий день Николай Овчинников в последний раз сел за штурвал своего Як-9Т…

Вместо заключения

Памятный знак на месте гибели

Это лишь одна из тысяч историй, которые произошли на калинковичской земле в годы Великой Отечественной войны. Восстановить ее помогли поисковики из Бреста, Жлобина, Москвы и Пугачева.

Время постепенно стирает с лица земли следы прошлых боев. Чтобы этого не произошло, бойцы отряда «Рубеж» установили на месте его гибели Николая Овчинникова памятный знак.

Сергей Дроник, клуб «Рубеж», Бобровичи.

 

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.