От улицы Загородней до Юровичского шоссе в Калинковичах протянулась улица Быковского. Названа она в честь Героя Советского Союза Михаила Быковского, который 27 января 1944 года погиб при освобождении нашего города

быковский

ПОДВИГ, ДОСТОЙНЫЙ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ
Это была 19-я контратака немцев на позицию 3-го стрелкового батальона, которым командовал капитан Быковский. Узкая полоска земли на правом берегу Днепра западнее местечка Любеч Черниговской области у деревни Глушец, вся изрытая взрывами бомб и снарядов. До кромки воды – рукой подать. Удержаться на ней – уже подвиг.
Но до этого батальон должен был переправиться через Днепр, который в тех местах превышал триста метров, под почти непрерывным минометным и ружейно-пулеметным огнем фрицев, регулярной бомбежкой немецкой авиации. Михаил Быковский пошел на хитрость – воспользовался ложной переправой, а сам с батальоном мелкими группами на подручных плавсредтвах и лодках переправился на правый берег. Здесь бойцам пришлось сойтись в ожесточенной схватке с немцами, которая переросла в рукопашный бой. В результате батальон под командованием Быковского выбил немцев и занял их позиции на крайне невыгодном рубеже (песок, болото, просматриваемая и простреливаемая местность), двое суток отражал 19 контратак. Во время одного из артобстрелов Михаила Быковского и его заместителя Ивана Анохина засыпало землей, но как только их откопали, Быковский продолжал командовать батальоном, показывая личный пример отваги и мужества.
Особенно сложная обстановка сложилась 6 октября, когда на 3-й батальон обрушился целый шквал немецких контратак. Обстановка была критическая, роты несли потери. Несмотря на это, бойцы не только удержали плацдарм, но и несколько раз ходили в атаки, которые перерастали в рукопашные схватки. Батальон Быковского удержал позицию, благодаря чему части 81-й дивизии успели переправиться на правый берег Днепра.

ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ
Он родился 19 апреля 1919 года в селе Малково-Колитвенское Ростовской области в семье участника Гражданской войны. Его отец Иван Сергеевич – коммунист, боец 40-й Богучаровской дивизии, участник многих боев. Дважды был ранен, и каждый раз возвращался в свою дивизию.
Миша был его старшим сыном. За ним на свет появились Николай, Иван и Анатолий. Учился он хорошо и отлично, семилетку окончил с похвальным листом, рос очень способным и трудолюбивым, очень любил ухаживать за растениями, все свободное время проводил в саду. Вступив в комсомол, тут же был избран комсоргом школы. В 1937 году Михаил успешно окончил Ростовский автодорожный техникум, а в 1938-м был призван в армию.
Когда в доме Ивана Быковского собирались однополчане-богучаровцы и начинали вспоминать о былых походах и боях, Михаил слушал их волнующие рассказы, восхищался и гордился отцом и его смелыми однополчанами. Позже Иван Сергеевич вспоминал, как однажды Михаил подошел и сказал: «Знаешь, папа, если придется, я буду драться также отчаянно и смело, как дрались вы!».
Было это во время его срочной службы, буквально накануне начала Великой Отечественной войны, когда Михаил приехал в отпуск и рассказал родителям, что ему предложили поступать в пехотное училище. Так он стал курсантом Орджоникидзевского пехотного училища, по окончании которого Быковскому   было присвоено   звание лейтенанта, и он был   направлен на службу в 683-й стрелковый полк. А 26 июня 1941 года лейтенант Быковский вступил в свой первый бой с захватчиками.

ОТ КОМРОТЫ ДО КОМПОЛКА
Вслед за Михаилом ушел на фронт и брат Николай. Призванный на срочную службу через год после Михаила, в ноябре 1939 года, он должен был уволиться в запас в июле 1941 года. А в ноябре 1941 года добровольцем ушел на фронт и младший сын Иван. «Трое сыновей моих, трое богатырей сражаются на фронте с фашистами, – с гордостью говорил их отец Иван Сергеевич на людях и соседям, которые при встрече непременно интересовались у ветерана и коммуниста о вестях с фронта. Один из них воевал у стен Ленинграда, второй – у берега Волги в Сталинграде, а третий – парашютист-десантник. Но в те минуты, когда он оставался один на один с собой, немая тревога сжимала сердце от переживаний за сыновей. Тяжелые бои по всем фронтам, много вокруг похоронок. Словно бы предчувствовал отец, что все трое его сыновей-богатырей домой не вернутся…
В составе 683 сп 151 сд Михаил Быковский воевал на Кавказе, на территории Кабардино-Балкарии – до осени 1942 года. Весной 1943-го он был назначен на должность командира 2-й стрелковой роты в 467 сп 81 сд. В июле 1943 года, представляя Михаила Быковского к медали «За боевые заслуги», командир полка подполковник Рыбченко отметил смелость, решимость, дисциплинированность и исполнительность старшего лейтенанта Быковского. Он указал, что командир роты, получив новое необученное пополнение, за весьма короткий срок хорошо обучил и сколотил подразделение для выполнения боевой задачи. При этом особое внимание Михаил уделял изучению личного состава, знакомился персонально с каждым бойцом. Итогом этой работы стало то, что очень быстро Быковский вывел роту в число лучших в полку.
А вскоре для дивизии начались сражения в Тульской области. Во время наступательных боев сложная обстановка сложилась в районе высоты 260,1. Используя рельеф местности, немцы устроили сильную оборону, не позволяя нашим войскам продвинуться вперед. Быковский под сильным огнем противника лично повел бойцов в атаку, ворвался на высоту и первым оказался в траншее. В итоге позиция была захвачена, бойцы со своим командиром уничтожили до 250 немецких солдат и офицеров. В районе дальнейших боев у села Красная Ягода немцы превосходящими силами при поддержке танков перешли в контратаку. В этом бою Быковский приказал сосредоточить огонь станковых пулеметов и отрезать пехоту от танков. Истребив до ста солдат противника, он заставил врага отступить. А спустя несколько дней, 9 августа 1943 года, в бою за овладение селом Гнездилово был тяжело ранен командир батальона. Быковский принял на себя командование батальоном и умелым маневром овладел населенным пунктом и иными населенными пунктами, уничтожив при этом значительное количество живой силы и техники.
За августовские бои в Тульской области уже капитан Быковский был представлен к ордену Красного Знамени. Однако комдив генерал-майор Баринов изменил награду на орден Оте-чественной войны 2-й ст.
Михаил Быковский получил награду 4 сентября. А уже через месяц, 5 октября 1943 года, был представлен к званию Героя Советского Союза.

ПАЛ СМЕРТЬЮ ХРАБРЫХ
Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении высокого звания был зачитан перед строем 15 января 1944 года, на следующий день после освобождения Калинковичей. В тот день перед строем 18 бойцов и командиров 467-го полка получили звезды Героев и ордена Ленина за форсирование Днепра, в том числе Михаил Быковский и его заместитель Иван Анохин.
А потом снова в бой. В результате стремительного наступления части 81-й сд продвинулись до Капличей и Капличского Двора, форсировали Ипу и вышли на позиции: 410-м и 467-м полками – один километр западнее отм. 129,9, отдельный лыжный батальон (ОЛБ) – отметка 130,1, 519-й сп – район Капличского Двора. В течение следующего дня и ночи 410-й и 467-й сп достигли Переймы, а 519-й сп и ОЛБ – хутора Капличи.
Однако в районе Переймы полки ждала ловушка. Потесненные стремительной атакой, немцы перегруппировались и контратаковали во фланг и тыл, перерезали дорогу Перейма-Голышевка. 467-й сп, в котором служил Быковский, в это время занимал позиции у перекрестка дорог в полутора километрах восточнее хутора Броды фронтом на юго-восток. Часть подразделений 410-го, 467-го и 519-го полков заняли рубеж прикрытия фронтом на север южнее просеки, что в двух километрах севернее Броды, где вели бой с противником. В последующие трое суток они сражались практически в окружении. Немцы не только вели интенсивный артминометный огонь по боевым порядкам наших частей, мелкими группами по 15-20 солдат они непрерывно разведывали и контратаковали наши части, которые оказались в круговой обороне, а также бомбили позиции истребительной и бомбардировочной авиацией.По дорогам Перейма-Голышевка и Броды-Кротов то и дело курсировали 2-3 танка и отдельные бронемашины, обстреливающие боевые порядки нашей пехоты.
Ценой невероятных усилий части дивизии отразили все попытки противника сдавить кольцо окружения. На выручку окруженным был направлен сводный отряд с 89-м сп 23-й сд, который поступил в распоряжение дивизии. Отряд сбил боевое охранение противника на дороге южнее Переймы и вскоре вступил в бой с основной группой противника. Но только к 22.00 25 января он с боем прорвался к подразделениям, находящимся в круговой обороне, пополнил их боеприпасами и продуктами, после чего в 2 часа ночи уже 26 января подразделения в окружении возобновили активные действия в направлении Броды. Отдельные группы разведчиков достигли дороги Броды-Кротов, но были встречены огнем автоматчиков и танков противника и отошли назад.
Во второй половине дня 27 января немцы предприняли две контратаки силою до роты при поддержке двух танков и броневиков со стороны Броды, нанося удар в правый фланг 467-го сп. Тем временем сам 467-й полк продолжал активные действия в направлении хутора Садки. К 15 часам передовым отрядом и группой разведчиков он вышел на дорогу Броды-Кротов, но был контратакован и вынужден отойти в лес, но повторной атакой положение восстановил.
А в ночь с 26 на 27 января Михаил Быковский повел свой батальон на прорыв к хутору Садки. Немцы были начеку и оказали упорное сопротивление. Завязался ожесточенный бой, в ходе которого Михаил Быковский был убит.
А утром полк возобновил наступление и к 20 часам овладел населенным пунктом. В тот день 81-я дивизия потеряла 13                бойцов убитыми и 25 ранеными, среди убитых оказался и комбат-3, Герой Советского Союза капитан Михаил Быковский.
Всего же за четыре дня ожесточенных боев в окружении наши потери составили свыше 70 человек убитыми и 93 ранеными…
Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.