Патриотическое воспитание – фундамент будущего

P1001328

Проблема патриотизма в наше время – одна из актуальных и серьезных. Необходимо передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем не только духовно-нравственные качества, но закладываем прочный фундамент будущего страны.

Начальник отдела образования Валентина ЯСКОВЕЦ рассказала о том, как осуществляется гражданско-патриотическое воспитание в учреждениях образования нашего района.  

Валентина Игнатьевна, бытует мнение, что понятие патриотизма пришло к нам сугубо из советского времени и постепенно устаревает. Согласны ли вы с этим?

– Тезис об устаревании понятия патриотизма, даже в наш век глобализации и прагматизма, – в корне неверен. Ведущие позиции в современном мире занимают именно страны с устойчивой национальной идентичностью и высоким уровнем развития патриотизма. Думаю, можно без труда заметить, насколько сегодня даже в мощнейших государствах работают идеи поддержки и развития конституционных ценностей, национального правосознания, гордости за всевозможные достижения во всех сферах жизнедеятельности. Я уже не говорю про государственные символы, исторические традиции и статус службы в вооруженных силах и правоохранительных органах.

Процессы глобализации обостряют проблему сохранения национальной самобытности и ставят под сомнение ценность патриотизма. Что интересно, сегодня именно в центрах силы формируются и реализуются установки на изменение системы ценностей и управление идентичностями других государств. Призывы отказаться от национального патриотизма как пережитка прошлого, размывание существующей системы ценностей являются компонентами так называемой «мягкой силы», позволяющей эффективно управлять значительными массами населения в странах – объектах информационно-психологического воздействия. В такой мировоззренческой парадигме ценность собственного Отечества уходит на второй план, а патриотическая убежденность в необходимости его защиты принижается и обесценивается. Согласитесь, что в таких условиях актуальность сохранения и укрепления патриотизма в государстве возрастает.

Что включает в себя понятие «гражданско-патриотическое воспитание»? Есть ли нормативные документы, регламентирующие осуществление данного направления деятельности в школах?

– При планировании воспитательной работы в учреждениях образования педагоги руководствуются Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., одним из разделов которой является раздел «Гражданское и патриотическое воспитание».

Воспитательная работа осуществляется через мероприятия, направленные на ознакомление обучающихся с государственными праздниками Беларуси и организацию их участия в мероприятиях, приуроченных к этим праздникам, юбилейным и памятным датам страны; формирование ценностного отношения к Родине, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, жертвах и героизме соотечественников); приобщение учащихся к национальным традициям, культурно-историческому наследию белорусского народа; приобретение ими опыта выражения своей гражданской позиции и многое другое.

Задач немало, но, на мой взгляд, самым важным в процессе гражданско-патриотического воспитания является формирование у детей чувства гордости за свою страну. Педагогам необходимо сделать все для того, чтобы ребята гордились подвигами и достижениями не только предков, но и современников, чтобы, несмотря на обилие различной информации в интернете, четко имели представление, что происходит в современной Беларуси. Поэтому в школах важны и актуальны информационные часы. Они проводятся еженедельно в каждом классе. Учащиеся к ним готовятся, изучают новости в газетах и интернете, а задача классного руководителя – помочь детям дать правильную оценку тем или иным событиям в стране и мире, в различных отраслях нашей жизни.

Также действенна такая форма работы, как Школа активного гражданина. Ежемесячно к ученикам приходят интересные гости, которые общаются с ними без использования стандартных форм и шаблонов, дежурных фраз.

– Какие еще формы работы по воспитанию патриотизма, на ваш взгляд, являются продуктивными?

– Поисково-исследовательская деятельность, потому что, как правило, первые исследования всегда посвящены истории своей семьи, малой родины. Ребята узнают о военных и трудовых подвигах своих прабабушек и прадедушек, земляков и не только испытывают гордость за них, но и стремятся быть на них похожими.

В нашем районе поисково-исследовательская работа на высоком уровне организована в Малоавтюковской СШ, где материалы, собранные учащимися и педагогами, стали основой школьного музея боевой славы, экспозиции которого регулярно пополняются.

Материалы, собранные в Золотушской СШ, стали основой программы занятий по интересам «Золотухаведение», музеи в Озаричах и Юровичах также начинались с поисково-исследовательской работы школьников.

Добавлю важный момент: сегодня музеи или музейные уголки имеются в каждом учреждении образования района, много где организованы занятия по интересам «Юные экскурсоводы». Если еще не были, то советую вместе с нашими экскурсоводами-учащимися посетить музеи гимназии, СШ №6, Юровичской СШ, Озаричской СШ, Малоавтюковской СШ.

Действенны и уроки мужества. В их рамках школьники знакомятся с героями, их подвигами, а педагоги доносят до них мысль, что эти подвиги были совершены обычными людьми из любви к Родине и желания жить на свободной земле.

Результативны и интересны такие формы работы как инсценировки или литературно-музыкальные композиции, конкурсы стихотворений, песен, рисунков и т.д. Ведь для того, чтобы подготовить такое мероприятие, ребятам необходимо не только подобрать материал, но и суметь вызвать у зрителя эмоции.

Почувствовать себя единым с коллективом позволяет участие в различных акциях. Среди самых значимых могу назвать «Обелиск», в ходе которой учащиеся и педагоги занимаются благоустройством памятников и мест захоронений воинов, погибших во время Великой Отечественной войны; «Ветеран живет рядом» – оказание помощи ветеранам; «Я – грамадзянін Беларусі» – по сбору различной информации и документов для патриотических видеофильмов, видеороликов, исследовательских работ, литературных зарисовок.

Все, о чем было сказано выше, относится к внеурочной деятельности. Но в школе основным видом деятельности являются уроки, на которых гражданско-патриотическое воспитание осуществляется через грамотный подбор и анализ текстов. Так, учитель начальных классов гимназии Наталья Мавлютова составила сборник задач по математике, которые не только помогают научиться решать, но и воспитывают патриотов своей страны.

Также при организации образовательного и воспитательного процессов большую роль играет интерактивность. Когда ребенок читает, к примеру, учебник истории и там обычные строчки, даты без картинок, они могут так и остаться для него просто цифрами и буквами. Но когда он идет в музей Великой Отечественной войны, то видит и осмысливает важные для нашей страны события. В 2022 году в районе был реализован пилотный проект по организации и проведению экскурсий, в рамках которого один раз в полугодие уроки по истории Беларуси, белорусской литературе либо по учебному предмету «Допризывная подготовка юношей» для учащихся 10-11 классов проводились в виде экскурсий в музеях и мемориальных комплексах. Уверена: темы уроков, изученные столь нестандартно, навсегда останутся в памяти учеников.

Экскурсионная деятельность осуществляется и в шестой школьный день. В прошедшем учебном году и в первом полугодии текущего наши учащиеся посетили большое количество памятных уголков Беларуси. В числе самых популярных – музей жертвам войны Озаричского концлагеря, музей истории  Великой Отечественной войны в Минске, Брестская крепость-герой, мемориальный  комплекс «Хатынь», Гомельский областной музей военной славы, Калинковичский краеведческий музей.

– В прошлом учебном году во всех школах страны была введена новая должность – руководитель по военно-патриотическому воспитанию. Его основная задача – грамотная организация работы по воспитанию патриотов?  

Думаю, не стоит ждать, что новый специалист полностью будет вести это направление, его задача – усилить качество выполнения, а обязанность руководства учреждения –  правильно организовать всю работу, чтобы она, как можно быстрее, приносила свои плоды.

У нас в районе имеется достаточно богатый опыт организации военно-патриотического воспитания. Так, в СШ №6 уже более 25 лет функционируют военно-патриотические классы. Организацией их работы занимается подполковник в отставке, ветеран Вооруженных Сил, ветеран войны в Афганистане Дамир Нурмухамедов. Сегодня в 14 классах обучаются 157 ребят. Они также посещают факультативы «Школа юного защитника Отечества» (8-9 классы) и «Готовы родине служить!» (10-11 классы).

На базе Центра творчества детей и молодежи с 2017 года работает военно-патриотический клуб «Витязь», который знают не только в области, но и за ее пределами. Послужной список приличный: победители областного этапа республиканского конкурса «Дорогами памяти», победители III этапа военно-патриотического слета «Мы этой памяти верны», победители зонального этапа «100 идей для Беларуси» и т.д. Члены клуба – постоянные участники страйкбольных игр по всей Беларуси, но единственные в стране обладают правом судить эти состязания между учащимися. За время работы «Витязя» более 50 его членов успешно поступили в Белорусскую военную академию, Институт пограничной службы, Могилевский институт МВД и т.д. О востребованности клуба свидетельствует и факт преемственности: старшие братья активно приводят в него младших.

Следует отметить, что одной из приоритетных составляющих воспитательной деятельности клуба является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе использования потенциала православных традиций и ценностей, которое осуществляется в тесном взаимодействии с Туровской епархией. А по моему глубокому убеждению, патриотизм –высшая ступень духовно-нравственного воспитания, потому что никогда человек, не имеющий духовных и нравственных ценностей, не станет патриотом своей Родины. Поэтому с этого учебного года практически во всех школах района в 5-6 классах ведется факультативное занятие «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».

В гимназии, СШ №№2, 4, детском саду №15 реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия», а в Юровичской СШ, Березовской СШ, Малоавтюковской СШ – проект «Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа».

Скажите, а какова роль детских и молодежных объединений в осуществлении гражданско-патриотического воспитания?

Безусловно, участие в таких организациях, как БРСМ и БРПО, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся. Их многочисленные акции, проекты и конкурсы дают возможность не только испытать гордость за достижения прошлого, но и внести свой вклад в дело сохранения памяти о героях, событиях для будущих поколений, оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

Формированию гражданских качеств и патриотических чувств учащихся, развитию социально зрелой, творческой личности, умеющей сопереживать, также способствует и работа волонтерского движения.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы еще раз напомнить, что движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед, развитие невозможны без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества. Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения. А потому сегодня гражданско-патриотическое воспитание – не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность школы, семьи, общества. И я желаю всем, кто занят воспитанием молодого поколения, успеха в этом нелегком деле, и искренне надеюсь, что наши дети никогда не оскорбят ни словом, ни делом ветерана Великой Отечественной войны, не снесут памятники солдатам, павшим при освобождении нашей земли, сохранят и приумножат и духовные, и материальные ценности нашего народа.

Беседовала Татьяна ЗУБЕЦ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.