ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ БОЕЦ ОКАЗАЛСЯ «Ж.И.В.»

Жерело Иван Васильевич

Более двадцати лет поисковый отряд «Рейд» из города Гагарина Смоленской области ведет поиск бойцов Красной Армии, которые погибли и пропали без вести в боях за освобождение Гагаринского района. В экспедицию 2016 года они обнаружили братское захоронение в деревне Лескино.

Поисковикам удалось прочесть один из медальонов, найденных в блиндаже с останками 45 бойцов. Благодаря ложке с инициалами «Ж.И.В.» с высокой долей достоверности они установили личность. Такие инициалы имел красноармеец Жерело Иван Васильевич,1919 года рождения, уроженец деревни Малые Автюки Белорусской ССР. До этого он 73 года считался пропавшим без вести, хотя был записан как погибший 5 марта 1943 году у деревни Петрецово Гжатского района. Сегодня достоверно известно, что Иван Жерело погиб в бою 24 февраля 1943 года при отражении контратак фашистов в Лескино.

24 августа 2016 года в деревне Лескино состоялась церемония перезахоронения останков воинов лыжного батальона. Всего в том году в Лескино перезахоронили 79 воинов лыжного батальона.

Жерело И В

*

Эта история произошла ровно 80 лет назад. Отброшенные в декабре 1941 года в результате контрнаступления под Москвой, немецкие войска заняли позиции в 20-30 км восточнее города Гжатска (современный Гагарин).

Красная Армия не в силах была продолжать контрнаступление и остановилась перед укрепленными рубежами противника. Так с декабря 1941 года по февраль 1943 года всего в 180 километрах от Москвы шли непрестанные позиционные бои. Красная Армия стремилась освободить Гжатск и продолжать наступление на запад. Дивизии сменяли друг друга, ежедневно теряли сотни и тысячи человек, но наступление значительных успехов не имело. Лишь после успехов советских войск на других участках вынудили немецкое командование в марте 1943 года организовать постепенное отступление.

Получив данные об отступлении противника, командование 5-й армии предприняло меры по его преследованию – в бой вводились все имеющиеся на передовой силы. Приказ о переходе в наступление с целью освобождения Гжатска 21 февраля 1943 года получила и 29-я Гвардейская стрелковая дивизия. Лыжный батальон дивизии был создан в дни жестоких боев под Москвой. Лыжники – снежная кавалерия. На них возлагали большие надежды. В каждой дивизии формировался лыжбат. В 29 ГвСД первым в лыжбат пришел гвардии майор Александр Соколов. Лыжбат должен был первым прорвать оборону и при поддержке основных частей развивать наступление на Гжатск.

И вот в ночь на 23 февраля лыжники прошли через передовую и заняли деревню Лескино в 5 километрах от линии фронта. Дивизия наступала по глубокому снегу, в невероятно трудных условиях. Но успех операции мог стать хорошим подарком командованию в честь 25-летия Красной Армии.

Первыми в деревню вошли четыре разведчика Борис Малышев, Андрей Миронов, Василий Архипов под командованием старшины Мельникова. На дороге, недалеко от крайнего дома, стояла автомашина. Около нее находились 3 немца. Разведчики скомандовали – «руки вверх!». Двое немцев сдались, а третий бросился бежать. Пришлось ударить из автоматов. В то же время на другой окраине деревни раздалась стрельба, которая вызвала панику у немцев. Они бросились бежать из Лескино. Как оказалось, большинство немцев было не в деревенских домах, которые очищали лыжники, а в блиндажах, выстроенных на огородах. Это позволило некоторым убежать из деревни и спастись.

Деревня Лескино оказалась полностью в руках лыжников. Было уничтожено до взвода немцев, 6 человек захвачено в плен. Захвачен склад с продовольствием, канцелярия штаба батальона, 3 автомашины с имуществом связи, 30 коней. Попытки немцев при огневой поддержке взвода самоходных противотанковых пушек в сочетании со стремительной атакой пехотных подразделений никакого успеха не достигли.

Между тем лыжники получили приказ: без команды комбата Костырева не стрелять, максимально беречь боеприпасы. Многие бойцы и командиры, отложив до решающей минуты свои автоматы, вооружились немецкими винтовками. Когда немцы подходили на 200 метров, лыжники открывали огонь из винтовок, а с расстояния 100 метров – из автоматов.

Росли жертвы и в лыжбате – были убиты замполит 2-й роты лейтенант Шестаков, командир 2-й роты гвардии ст. лейтенант Леонтьев. Руководство группой возложили на гвардии ст. лейтенанта Кирилла Ленда – молодого политработника, очень спокойного и рассудительного. За пышные усы его звали «батей», хотя ему было всего 36 лет. Во время боя этот человек словно переродился. Движения его стали быстрее, он отдавал четкие, энергичные приказания. Появлялся со своей группой на опасных участках в самые сложные моменты.

Когда немецкая цепь на правом фланге стала охватывать лыжбат и пошла в атаку, некоторые из бойцов стали отходить. Ленда сразу бросился туда. Подбежав к расчету станкового пулемета, он приказал открыть огонь по наступающим немцам, и вражеская атака на правый фланг захлебнулась. Жесткий огонь заставил немцев отступать, оставляя на снегу убитых и раненых. Однако они продолжали подтягивались к Лескино новые силы, и одна атака шла за другой. Но лыжный батальон отважно мужественно сопротивлялся и ждал подкрепления. Он продержался в деревне более суток и, не получив подкреплений, вызвал огонь на себя…

После освобождения Гжатска 6 марта 1943 года в документах 29 ГвСД встречается упоминание о Лескино: «В дер. Лескино обнаружено 37 трупов героически сражавшихся 24.02.43 бойцов отдельного лыжного батальона дивизии. На трупах обнаружена масса следов пыток и издевательств (ножевые, штыковые раны). Найден труп заместителя командира батальона по политчасти гвардии майора Соколова А.И. Труп командира б-на гвардии капитана Костырева пока не обнаружен. Продолжаются розыски».

Сегодня, спустя 80 лет, можно говорить о следующих цифрах: всего в бою участвовали 245 человек, из них пропало без вести – 205 человек, попало в плен – 14 человек, вышли из окружения – 22 человека.

*

И еще одни факт, который подтверждает героизм бойцов отдельного лыжного батальона 29 Гв. СД, в составе которого воевал и погиб наш земляк Иван Жерело, – публикация в 1956 году в газете ветеранов Вермахта «Alte Kameraden» статьи «Драма в Лескино». В ней описывался тот самый последний бой лыжного батальона. Каких-то новых фактов о событиях в Лескино ветераны немецкой армии не привели. Но любопытен сам факт того, что спустя десять лет после окончания войны в немецкой ветеранской газете появилась такая заметка. Нужно отдать должное автору статьи – он описал те события непредвзято и с уважением к храбрости советских солдат и командиров…

*

Чтобы завершить рассказ об одном из миллионов солдат Великой Отечественной войны, созидавших мир, скажем, что у Василия Игнатовича и Пелагеи Никитичны Жерело было сын и три дочери. На службу в армию Иван Жерело был призван в 1939 году Мозырским РВК, воевал во время советско-финском войны. А в июле 1941 года его призвали повторно. Сегодня в Малых Автюках проживает Василий Кириллович Есьман – племянник Ивана Жерело. Он и сохранил фото дяди, присланное домой с советско-финского фронта…

 

Александр Веко.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.