Мария Злотникова: Нет ничего дороже мира

20230130_124040

Родоначальником железнодорожной династии Злотниковых является Алексей Михайлович, который в 20-е годы прошлого века работал бухгалтером на Западно-Сибирской железной дороге.

Увы, по каким причинам уроженец Брянской области в 1939 году перебрался с семьей в Калинковичи, родные не знают. Не сохранилось в семейном архиве и его фотографий. А вот дом, который он построил перед войной по улице Озерина, стоит до сих пор, и живет в нем с 1955 года невестка Алексея Михайловича – Мария Александровна. Выглядит она гораздо моложе своих 87 лет. Не взирая на пережитые трудности и атакующие болячки, сохранила оптимизм и чувство юмора, а потому беседовать с ней – одно удовольствие.

Родом я из поселка Красный Пахарь. Это в Хойникском районе. Исчез он после аварии на Чернобыльской станции, а я все живу, – рассказывает Мария Александровна. – Мужа схоронила, родителей, свекра со свекровью, дождалась внуков и правнуков… Было много и радости, и горести на моем веку.

В Великую Отечественную войну ее отца – Александра Камеша – в числе первых забрали на фронт. Беременная мать осталась одна с четырьмя детьми на руках: старшему – 11 лет, младшему – около двух. Всего хватило – и голодали, и мерзли, и тифом болели, и по лесам прятались, и расстрела чудом избежали: спасибо местному старосте, что отвел беду. После войны выяснилось, что он был связан с партизанами.

– Ума не приложу, как выжили? – удивляется моя собеседница. – И отец домой вернулся. То-то радости было – мужики после войны ценились на вес золота. Жили бедно, но дружно. Дети в школу ходили. Я семь классов окончила, а потом приехал из Калинковичей мамин бездетный брат, капитан в отставке, ветеран войны Николай Дейкун и забрал в свою семью. Сначала он помог мне устроиться в химлесхоз, оттуда я перешла на маслобазу.

Была я в молодости девка красивая, видная. Хлопцы на улице и танцах часто подходили, чтобы познакомиться. Но никто особенно по сердцу не приходился. А как замуж пошла – не угадала. Выбрал меня мой Володя, поставил перед фактом, а я не шибко сопротивлялась. Хотя всем всегда говорила, что пойду за того, кто будет мне под стать – веселый, любитель петь, плясать, шутить. Да человек предполагает, а Бог располагает. Володя был спокойный, скромный, всю жизнь работал в паровозном депо слесарем. Наград трудовых много имел.

20230127_110218

Более тридцати совместных лет отмеряла им судьба. Вместе досмотрели родителей супруга, воспитали двоих детей. Дочь Алла живет в Сергиевом Посаде, ее муж – подполковник в отставке. По стопам отца пошли сыновья Сергей и Андрей.

20230127_110949

А вот сын Злотниковых Борис продолжил железнодорожную династию: до выхода на пенсию он трудился водителем Калинковичской автоколонны Гомельского отделения Белорусской железной дороги. На железке встретил свою судьбу – супругу Марию Александровну, между прочим, нынче мамину полную тезку, которая заведовала билетными кассами вокзала. Под ее руководством некоторое время работала и моя героиня.

– С маслобазы уволилась по состоянию здоровья. Там в цеху холодно, сквозняки, стала часто болеть. Взяли на вокзал в кассы. Нарадоваться не могла – вот повезло, попала в тепло, в добро, – вспоминает Мария Александровна. – А работа оказалась нервная. Тогда все в основном поездами ездили, под кассами день и ночь очереди, люди за билеты ругались и между собой, и с кассирами. Домой идешь – голова гудит. Но я старалась, чтоб на меня не жаловались. И пошутить умела к месту, и улыбнуться. Меня начальство постоянно в пример ставило, молодежь доверяли обучать.

Отвлекаться от трудовых будней помогали многочисленные домашние дела, встречи с родными и друзьями, увлечение цветами и пением. К слову, долгое время Мария Александровна являлась активной участницей хора ветеранов при клубе железнодорожников, выступать с которым ей довелось не только в Калинковичах, но и в Гомеле, Минске.

– На опушке леса старый дуб стоит, а под этим дубом партизан лежит. Он лежит, не дышит и как будто спит, золотые кудри ветер шевелит, затягивает песню моя собеседница. И в ее голосе слышатся слезы, а потому спешу успокоить, на что она говорит: – Молодежь такие песни не слушает и не понимает. Я ругать ее не хочу. За что ругать? Вам повезло жить в мирное время, но многие этого не ценят. Это плохо. Я порой удивляюсь, что вокруг стало столько злых, равнодушных людей. А ведь у них все есть: работа, еды вдоволь, на улицах спокойно… Телефоны, квартиры, машины – сегодня все нажить можно. Мы и малой части этого не видели, а жили веселее, дружнее, сплоченее. Горе общее, видать, объединяет больше, чем сытое благополучие. Помню, как дома толокой строили, как в огороде друг другу помогали, как с соседями последним делились. Лучше люди были, добрее, гостеприимнее, умели дружить. И понимали, что нет ничего дороже мира. События в Украине – тому подтверждение. Вы сами это видите.

Смахивая слезы, Мария Александровна переводит разговор в позитивное русло. Рассказывает, что у нее четверо внуков и восемь правнуков. Внуки Александр и Евгений связали свою судьбу с железной дорогой: первый трудится на станции Калинковичи, второй – на восстановительном поезде. Ее династия продолжается, и это, конечно, радует!

Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото автора и из семейного архива Марии Злотниковой.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.