Не нужна России «болонка»

1508871072_bolonskaya-sistema

Как сообщалось уже информагентствами, 6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Об этом решении Болонская группа объявила еще 11 апреля. По словам же  ректора МГУ Виктора Садовничего, не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране.

Что же это за штука такая – Болонская система образования, которую в просторечье именуют «болонкой»?

Болонский процесс — это движение по созданию Европейского пространства высшего образования, который был запущен в 1999 году с подписания Болонской декларации, которое состоялось 19 июня в университете итальянского города Болонья, откуда декларация и процесс  и получили свое название.
Создание Европейского пространства высшего образования подразумевает единую систему образования, которая тоже называется Болонской и часто словосочетание «Болонский процесс» подразумевает именно систему образования, а не международное сотрудничество в образовательной сфере. Болонская система образования — это концепция единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3». Иными словами, состоит из трех ступеней.
Первая ступень образования, на которой студент получает широкую специализацию — бакалавриат — длится 3, но чаще все-таки 4, года.
Следующая, вторая ступень — магистратура — более узкая специализация по выбранному направлению (она может быть как продолжением направления бакалавриата, так и быть смежной, например, можно получить степень бакалавра по биохимии в Гейдельбергском университете, а потом либо продолжить изучать биохимию либо переключиться на фармакологию, скажем, в Оксфордском университете. Обучение в магистратуре занимает обычно от 1 до 3 лет.
Третья ступень — ученая степень, докторантура. Не стоит, однако, путать с отечественной докторантурой, в которую приходят люди, уже имеющие ученую степень кандидата наук. Болонская докторантура скорее соответствует нашей аспирантуре. Это получение совсем узкой специализации путем исследования малоизученной темы и представления на суд ученого совета докторской диссертации.
В Европе, несмотря на уже более чем двадцатилетнюю историю Болонского процесса, до сих пор остаются критики этого нововведения. Равенство и унификация европейского образования до сих пор где-то на горизонте перспектив, и для многих стран — не только для России — переход до сих пор остается мучительным.

Почему же Россия отказалась от «болонки»?

Вот какой ответ на этот вопрос дает доктор политических наук, профессор МГИМО Елена Пономарева.

«Болонская система, – по ее мнению, – замышлялась как экономический проект. Буржуины, они же всегда деньги считают».

Магистратура платная, как правило, везде, уточнила профессор. «Редко когда есть бюджетные места. Либо это грантовая система. Но основная масса все равно учится платно. И это колоссальные средства, которые попадают в те страны, куда приезжают студенты. Отсюда вот это рейтингование университетов. Студент хочет учиться в лучшем университете, естественно, там плата выше и так далее».

«То есть это еще политический и коммерческий проект», – констатировала Елена Пономарева.

По ее словам, Болонская система подкупала всех возможностью двойного диплома. «Например, закончив бакалавриат в России, вы можете поступить в магистратуру на Западе и, соответственно, получить разные подходы и возможность там остаться работать», – поясняет Елена Пономарева.

Но именно здесь и кроется ее главный разрушительный смысл. «Болонская система создавалась на самом деле для того, чтобы максимально значимые кадры, мозги, фактически получать себе за счет образовательной системы каждого конкретного государства. В общем-то база все равно закладывается в национальном государстве. Это тот же бакалавриат, – отметила политолог. – И получается интересный момент, что мы готовим специалистов, которые остаются работать в другой стране».

Болонская система, по мнению профессора,  не давала студентам ничего нового по научным направлениям. «Плюс — это тотальная идеологизация, которая дается в западных вузах. Это мне рассказывали не только российские студенты, но и студенты из Балканских стран. Потому что они раньше нас попали в эту систему. Условно говоря, если ты пишешь диплом по ситуации на Балканах, ты не можешь осуждать бомбардировки Югославии. Вы представьте, сербу такое сказать. И они, естественно, вступали в конфликт с преподавателями. Некоторых из них отчисляли, а кого-то и ломали, потому что нужен был диплом», – конкретизировала Елена Пономарева.

Тотальная идеологизация не сейчас началась, она была всегда с момента создания Болонской системы, подчеркнула политолог. «И еще очень важный момент – формирование космополитического взгляда, отсутствие гражданской позиции, чем тоже должно заниматься образование. И результат этой «болонии» мы ощутили в России в первые же дни начала специальной военной операции, когда многие выпускники вузов, прошедшие ее, как раз стали реальными оппозиционерами и фактически интеллектуально стреляли в спины российской армии. Это не просто поехал и поучился. Это картинка с дальним прицелом. Это не просто уничтожить систему образования, но уничтожить гражданственность, вот что важно», – констатировала она.

«Самая главная проблема «болонки» этой, что даже до серьезной собаки процесс не дорос. Так вот, самая большая проблема в том, что она была предложена для того, чтобы у людей, которые ее проходили, не было системного образования и той широкой картины мира, которую формировало, кстати, очень хорошее советское образование», – сказала Елена Пономарева.

По ее словам, советское образование формировало человека творца. «А здесь студент имеет возможность сам себе эту палитру формировать. Здесь послушаю, туда съезжу. Это полный разрыв системного подхода, а значит, этим человеком очень легко управлять», – отметила эксперт.

Одним словом, Запад использовал любые возможности, в том числе и Болонскую систему, чтобы подчинить своим интересам целые народы и страны.

Об этом в очередной раз напомнил наш Президент Александр Лукашенко на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне», рассуждая о гражданском обществе и НКО, навязанных извне.

«Завлекли людей внешне вроде бы благородными идеями, которые в нужный момент приобрели политический окрас. Мы это видели в 2020-м. И они, движимые стремлением помогать нуждающимся, беречь природу, защищать братьев наших меньших, оказались заложниками ангажированных Западом деструктивных сил. Оказывается, эти НКО, общества защиты собачек, кошек, животных никогда никого и не защищали. И не собирались защищать. Под этой модной вывеской нам подбрасывали (а мы радовались) политически ангажированных людей. Руководителям платили немало, они туда собирали (тоже понемножку платили) знаете, каких людей. Которые были обществом выброшены на обочину, притом справедливо выброшены. И вот они выплеснулись в первых рядах в 2020 году», – отметил Глава государства.

И, вероятно, правильно поступает Россия, которая избавляется от навязанных ей извне новаций в области образования, считая, что надо не только жить своим умом, но и учитывать традии собственной школы: российской, советской.

Иван ГАРИСТ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.