В геноциде – виновен! Верховный Суд вынес приговор Хатынскому палачу

катрюк

18 марта Верховный Суд Республики Беларусь вынес приговор нацистскому военному преступнику Катрюку, признав его виновным по ст.127 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Геноцид).

Символично, что произошло это накануне одной из черных дат в белорусской истории: 22 марта 1943 года фашисты и их пособники сожгли деревню Хатынь вместе с жителями. И Катрюк имел к этому преступлению самое непосредственное отношение.

*

Хатынский палач родился в 1921 году в Северной Буковине (впоследствии – Черновицкая область Украины). В 1942 году он вступил в 118-й батальон шуцманшафта для борьбы с советскими партизанами. Обагрив по самую шею руки в крови людей, виновных лишь в том, что они не той национальности и партийной принадлежности, в августе 1944 года палач дезертировал из карательного батальона. Он перешел на сторону Французского движения сопротивления, в рядах Французского Иностранного легиона воевал с немецкой армией. Был ранен, лечился в американском госпитале во Франции, а после был отправлен на итальянский фронт. По фальшивым документам под именем своего сводного брата остался жить в Париже, работал в мясной лавке, а в 1951 году эмигрировал в Канаду.

О его непосредственном участии в Хатынской трагедии сегодня хорошо известно и у нас, и на Западе. Тамошние историки, опираясь на протоколы допросов КГБ военных преступников в 1970-е годы, еще в 1990-е годы писали, что Катрюк – особо активный участник в том злодеянии. В 1999 году в Федеральном суде Канады было доказано, что в 1951 году он эмигрировал в Канаду под чужим именем и получил канадское гражданство путем предоставления ложной информации. Увы, но суд не нашел (а, скорее, даже не искал) никаких доказательств того, что Катрюк – военный преступник, и правительство Канады не лишило его гражданства. Тогда как отделение Центра Симона Визенталя предоставило неопровержимые факты против Катрюка. Но государственные деятели Канады ознакомились с ними и пообещали, что проведут новое расследование. Похоже, только пообещали.

Спустя три года, 8 мая 2015 года, уже Следственный комитет России призвал Канаду депортировать Катрюка в Российскую Федерацию, чтобы он мог предстать перед судом в соответствии с международным правом. Но канадское правительство в очередной раз проигнорировало просьбу.

А через две недели Хатынский палач умер от инсульта в возрасте 93-х лет. По данным Центра Симона Визенталя, на момент смерти он числился вторым в списке из остающихся в живых самых разыскиваемых нацистских военных преступников.

*

Рассмотрение уголовного дела в отношении нацистского карателя Катрюка, обвиняемого в совершении преступления по ст.127 Уголовного кодекса Республики Беларусь (геноцид), Верховный Суд Республики Беларусь начал 8 февраля 2024 года.

Неопровержимые доказательства, подтверждающие его вину, были собраны Генеральной прокуратурой еще в ходе предварительного расследования. Уголовное дело составило 35 томов. Были установлены 12 эпизодов преступной деятельности карателя в составе 118-го батальона охранной полиции, в том числе его участие в уничтожении жителей деревни Хатынь.

В основу предъявленного обвинения легли не только ранее известные факты, но и новые эпизоды преступной деятельности, установленные в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа.

Уже на следующий день в судебном заседании была продемонстрирована видеозапись допроса единственного ныне живущего потерпевшего по уголовному делу Иосифа Шатило, которому во время карательной операции было 10 лет. Он был допрошен в рамках расследования уголовного дела о геноциде в сентябре 2021 года. Иосиф Шатило рассказал, что в то время он вместе с матерью прятался в лесу. По словам потерпевшего, каратели расстреляли около 200 человек из мирного населения, в том числе его брата. Второму брату удалось выжить, поэтому позднее он смог рассказать об этих событиях.

В суде огласили также показания бывших пособников нацистов, которые служили в 118-ом карательном батальоне, которые участвовали в сожжении Хатыни. В частности, Василия Мелешко – командира взвода 118-го карательного батальона, и карателя Григория Лакусты, которые они давали в 1970-х годах. Мелешко показал, что Катрюк командовал одним из подразделений указанного батальона, который действовал на оккупированной территории БССР. На эту должность он был назначен немцами еще в Киеве.

Согласно показаниям Мелешко, во время карательной операции в Хатыни Катрюк стоял в оцеплении, а также стрелял в людей, которые пытались вырваться из горящего сарая. Мелешко также показал, что Катрюк участвовал и в других карательных операциях на оккупированной нацистами территории БССР. Лакуста в показаниях утверждал, что Катрюк был руководителем подразделения, после одной из карательных операций на его руке появились часы марки «Звезда». На вопрос Лакусты, откуда они взялись, Катрюк ответил, что были расстреляны парень и девушка, и он снял часы с убитой.

Всего состоялось 11 заседаний Верховного Суда. По уголовному делу палача Хатыни Катрюка огласили показания 48 свидетелей. На суде всплыли факты не только расправы с жителями Хатыни, но и других населенных пунктов. Говорили дети и внуки очевидцев, краеведы, научные сотрудники архивов. О трагедии жителей деревни Козыри рассказал уроженец деревни Сергей Лис. Как уничтожали жителей деревни Осовы Бегомльского (теперь Докшицкого) района в Верховном Суде рассказал свидетель Николай Семенчук.  О трагедии в деревне Заречье рассказала Зинаида Калиничева. И каждый раз они показывали, что карательную операцию устроили не регулярные немецкие войска, буйствовали украинские националисты и прибалты.

В суде огласили и показания Василия Довженка, 1925 года рождения, участника Великой Отечественной войны, который с 1942 года был в партизанском отряде. В силу возраста 99-летний минчанин не смог прийти в суд, гособвинитель огласил его показания, которые Довженок давал в 70-80-е годы, когда шли судебные процессы над карателями. Тогда-то он рассказал, как в мае 1943 года в деревне Дальковичи каратели провели операцию, убив мирных жителей и партизан. По словам свидетеля, тела многих убитых были изуродованы нацистами.

13 марта в Верховном Суде состоялись прения сторон по уголовному делу в отношении палача Хатыни Катрюка. В своей речи во время прений сторон государственный обвинитель – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Алексей Стук указал, что Катрюк отличался особой жестокостью при выполнении карательных операций, за что был отмечен руководством фашистской Германии. В составе 118-го полицейского батальона он расстреливал мирное население и сжигал деревни. При жизни каратель успел избежать суда. В резолютивной части речи гособвинитель просил признать Катрюка виновным в совершении геноцида, то есть в преступлении, предусмотренном ст.127 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и постановить обвинительный приговор без назначения наказания.

А 18 марта приговором Верховного Суда Республики Беларусь Катрюк признан виновным в действиях, совершенных с целью планомерного уничтожения полностью белорусского народа как национальной и этнической группы, определенной на основе территориального, идеологического и других произвольных критериев, путем убийства и причинения ее членам тяжких телесных повреждений, умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное физическое уничтожение такой группы. То есть, в совершении геноцида.

По словам гособвинителя по уголовному делу – заместителя Генпрокурора Алексея Стука, «расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа позволило нам еще раз вернуться в тяжелейшие времена Великой Отечественной войны и показать общественности, не только белорусской, но и международной, злодеяния, которые творили нацистские каратели в этот период в отношении советского народа. Нам важно через решения национальных судов показать истинные роль и лицо таких карателей, указать конкретные обстоятельства вплоть до места, времени и количества жертв. Самое печальное то, что деструктивные силы в настоящее время, а главное, политические элиты некоторых стран героизируют таких нацистов, возводят их в ранг героев национального освободительного движения. Нам необходимо не допустить этого. И всеми средствами мы будем противодействовать этому».

*

В соответствии со ст.468-1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь обвинительный приговор в отношении Катрюка постановлен без назначения наказания в связи с его смертью.

Но есть память людская. Она давно приговорила убийцу и насильника и заклеймила позором. Навеки вечные его имя останется на стороне черных сил, на стороне Зла и Кривды.

 

Александр Веко.

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.