Отважные комсомольцы братья Толкачевы

изображение_viber_2023-10-04_08-33-03-105

На плитах братской могилы по улице Куйбышева золотыми буквами выбиты сотни имен тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость страны. Среди них и восемь Героев Советского Союза, имена которых сегодня увековечены в названиях улиц нашего города.

Есть здесь и плита с фамилиями пяти партизан, которые погибли в боях с оккупантами, в том числе – партизана-комсомольца Евгения Толкачева.

*

Братья Толкачевы, середины 1930-х, Брагин

Братья Толкачевы, середины 1930-х, Брагин

Толкачевы жили на Витебщине, в Толочинском районе. Именно там в поселке Серковицы, где на стеклозаводе работали Иосиф Григорьевич и Феодосия Михайловна Толкачевы, родились у них сыновья – Аркадий в 1919-м, Евгений в 1923-м и Виктор в 1925 году.

В середине 1930-х отца перевели на работу в Полесскую область, и семья переехала вместе с ним. Поначалу жили в Брагине, но вскоре обрели жилье и перебрались в Мозырь. В школе-интернате №2 Женя учился в старших классах. По воспоминаниям одноклассника И. Фридмана, Женя мечтал о карьере летчика.

Отец с сыновьями. На крыльце дома в Мозыре. За две недели до начала войны

Отец с сыновьями. На крыльце дома в Мозыре. За две недели до начала войны

И это неудивительно, ведь его старший брат Аркадий, которого в семье любили и уважали как серьезного, целеустремленного, с ответственным отношением к любому делу, в августе 1937 года был призван в Красную Армию. Там он поступил в летное училище, и к июню 1941 года уже был воентехником 2-го ранга (лейтенантом) 7-го дальнебомбардировочного полка 1-го авиационного корпуса. Корпус базировался в Ленинградском военном округе, Аркадий служил на самолетах ДБ-3. Перед самым началом войны Аркадий навестил в Мозыре семью. Именно тогда все мужчины семьи сфотографировались на крыльце своего дома – в первый и последний раз вместе. Тогда же Евгений сфотографировался в летной форме брата, которого очень любил и с которого брал пример.

Толкачев Аркадий

Толкачев Аркадий

Забегая вперед, скажем, что 1-й авиационный корпус в составе действующей армии просуществовал всего 63 дня, с 22 июня по 18 августа 1941 года, а потом был расформирован в связи с принятием новой военной доктрины в области создания резервов ставки ВГК. Все это время комсомолец, бортмеханик ТБ-3 Аркадий Толкачев вместе с экипажем доставлял вооружение и продовольствие в осажденный Ленинград, а оттуда – эвакуировал женщин, детей и подростков. В декабре 1941-го экипаж Толкачева совершил шесть таких вылетов, а на седьмой, 1 января 1942 года, в районе Ладожского озера экипаж атаковали «мессеры», он принял бой с двумя вражескими самолетами. В этом бою Аркадий получил тяжелое ранение в плечо, ранены были и другие члены экипажа. В воздухе взорвались два бензобака, еще два – при посадке на лед Ладоги. Аркадий получил сильнейшие ожоги рук и лица 3-й ст. с частичной потерей зрения. Его подобрали, доставили в госпиталь. Аркадий перенес более двух десятков пластических операций, был признан негодным к службе, и после освобождения Мозыря вернулся в город, был назначен зам. председателя горисполкома по гособеспечению. (Кстати, летчик люфтваффе, который сбил Толкачева над Ладогой, был сбит в 1944 году над Францией американскими летчиками.)

*

Толкачев Евгений

Толкачев Евгений

В школе Женя Толкачев был душой школьного коллектива. Веселый, жизнерадостный, активный общественник, он входил в состав учкома и, как настоящий комсомолец, каждый раз увлекал в занятия спортом отпетых нарушителей дисциплины, потому что сам был отличным спортсменом.

Не удивительно, что с первых дней нападения фашистской Германии на родную страну Женя Толкачев, как истинный патриот, отправился в военкомат. Увы, ему отказали. Но парень не отступил – он вошел в состав истребительного батальона, дежурил на охране обкома комсомола, а затем вошел в состав Мозырского городского подполья. А когда зашла речь о создании партизанского отряда, парень горячо поддержал идею и был в первых рядах будущих народных мстителей.

14 июня 1942 года в Калинковичах на квартире Николая Дьяченко состоялось заседание городского, Мозырского и железнодорожного подполья, на котором решили создать партизанский отряд им. Ворошилова (командир – Кузьма Бакун, комиссар – Николай Дьяченко, начальник штаба – Леонид Лаевский, секретарь парторганизации – Василий Короткевич). Евгений Толкачев был в числе тех первых 17 человек (Бакун, Дьяченко, Григорьев, Короткевич, Лаевский, Адась, Кунько, Иванов, Козловский, Толкачев, Ракитский, Глега, Винцковский, Морозов, Морозова Мария, Шкрадик, Мильченко), которые ушли в лес с задачей подготовить партизанскую базу, доставить из различных пунктов оружия и подготовиться для приема следующих групп партизан.

Первым заданием для Жени Толкачева стала доставка оружия от сельской группы Левко. На него он отправился вместе с Трофимом Григорьевым и Иваном Шкрадиком. В пункт общего сбора они прибыли вечером вместе с Комаровым, Семенчуком, Деменковым и Хромовым, захватив все оружие.

Из принесенного оружия Женя выбрал себе автомат. По воспоминаниям партизан, этот 16-летний живой и бесстрашный парень понравился всем с первых дней. Может, именно поэтому Бакун и выбрал его себе в адъютанты.

Начались партизанские будни. Уже 23 июня Толкачев в группе с Семенчуком и Глегой на дороге Юровичи-Калинковичи заложили мину. Через какое-то время показался грузовик с немцами, Толкачев насчитал 12 человек. Семенчук привел мину в действие. Произошел взрыв, машина зарылась носом в кювет. Толкачев открыл стрельбу из автомата. Оставшиеся в живых немцы даже не пытались отстреливаться, а просто бежали в лес. Так провалилась карательная операция оккупантов, а отряд пополнился 6 автоматами и значительным количеством патронов.

Спустя несколько дней партизаны снова совершили диверсии: 27 июня заминировали шоссе Калинковичи-Гомель в районе Глинной Слободы, в результате чего подорвалась автомашина с продуктами, и отряд пополнился запасом продуктов, а 28 июня взорвали электростанцию в военном городке Калинковичей.

Участвовал Женя Толкачев и в срыве угона людей в Германию. Было это 29 июня, полицаи из Юровичей гнали в Калинковичи много людей. Партизаны перехватили колонну. Когда полицаи обнаружили засаду, то просто бросились наутек.

А 1 июля 1942 года отряд в торжественной обстановке принимал Присягу белорусского партизана. Каждый партизан выходил перед строем с оружием в руках и перед лицом своих товарищей зачитывал текст.

Первыми принимали присягу командир и комиссар. Зачитанные ими слова вскоре повторил и Женя Толкачев. Крепко сжимая в руках автомат, с волнением в голосе он громко зачитал:

—Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, верный сын героического народа, присягаю, что не пожалею ни сил, ни самой жизни для дела освобождения моего народа от немецко-фашистских захватчиков и палачей, и не сложу оружия до тех пор, пока родная белорусская земля не будет очищена от немецко-фашистской нечисти… за сожженные города и деревни, за кровь и смерть наших жен и детей, отцов и матерей, за насилие и издевательства над моим народом… Я клянусь, что скорее погибну в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и белорусский народ в рабство кровавому фашизму.

В тот момент Женя Толкачев и не догадывался, что всего лишь через два с половиной месяца он делом докажет верность присяге…

А пока вместе со связным Козловским он ходил в Мозырь, где они узнали об аресте и расстреле подпольщиков Козореза и Абрамова. В ответ на казнь патриотов партизаны решили провести диверсию на железной дороге. Ее назначили на 12 июля 1942 года, а местом проведения выбрали участок возле Лозок на перегоне Голевица – Нахов, где путь делает поворот и уклон.

Женя Толкачев тоже был среди участников ночной операции. Возле ж/д будки Алексея Боровика связной Санец передал партизанам необходимый инструмент. С помощью его они расшили рельсы. И как раз вовремя: в 5.30 со стороны Калинковичей послышался гудок паровоза…

В ответ на партизанскую диверсию фашисты не только сожгли Лозки с 238 жителями. Они ужесточили преследование патриотов, через некоторое время арестовали и расстреляли Смугнаровцев, разгромили почти всё мозырское подполье, усилили облавы и отправку в немецкое рабство молодежи.

*

Тем временем наступила первая партизанская осень, близилась первая партизанская зима. В своих мемуарах один из организаторов и участников партизанского движения, Почетный гражданин Калинковичского района Эдуард Лядвиг рассказал, что для пополнения припасов партизаны решили изъять зерно у немецких служак – полицаев и старост. Мололи муку в Б. Автюках, где была паровая мельница, затаривали в мешки и увозили его подводами в урочище Новая Земля.

И вот 16 сентября 1942 года, на вторые сутки беспрерывной работы мельницы, связные предупредили, что немцы готовят облаву на партизан. Патриоты решили дать бой карателям. Засаду устроили на дороге Калинковичи – Малые Автюки у развилки Ладыжин – Сырод. Рассчитывая, что машин будет две-три, по мере их приближения партизаны открыли огонь. Но вскоре оказалось, что автомашин более десятка.

Завязался ожесточенный бой. Немцы бросились врассыпную и стали заходить с левого фланга. Интенсивность обстрела со стороны немцев только усиливалась, силы сторон явно были неравны.

В этом бою фашистская пуля оборвала жизнь адъютанта командира отряда, отважного комсомольца Евгения Толкачева. Погиб также начальник штаба Леонид Лаевский. Позже, когда оккупанты уехали в сторону Гомеля, партизаны подошли к месту боя. Кругом – стреляные гильзы и холмик. Под ним и обнаружили тела Толкачева и Лаевского, едва присыпанные землей. Партизаны извлекли тела погибших товарищей и недалеко от места боя похоронили на поляне.

Лишь после освобождения района героев-партизан перезахоронили в Калинковичах.

*

Отважным и мужественным комсомольцем был и третий из братьев Толкачевых – Виктор. На фронте он был стрелком 167-го гвардейского легкого артиллерийского полка 1-й гвардейской артиллерийской дивизии прорыва 11-й армии. В семье сохранились письма с фронта, в которых Виктор писал, что скоро будет на родной земле. Но в боях под Ярцево он получил тяжелое ранение в грудь и умер в ППГ-2402 под Брянском, не дойдя до родины какой-то десяток километров. Это случилось ровно через год после гибели Жени. Виктор Толкачев упокоился в братской могиле д. Соколово Навлянского района Орловской области…

Школа в Мозыре, где учился Толкачев

Школа в Мозыре, где учился Толкачев

Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.