Сфера услуг. Бытовых дел мастера
В городе по улице Советской есть комплексный приемный пункт Наровлянского комбината бытового обслуживания населения. И хотя это не отдельное яркое здание, а небольшое помещение между магазинами, место это хорошо известно калинковичанам. Ведь несмотря на то, что многие бытовые услуги потеряли свою значимость, а некоторые оказываются индивидуальными предпринимателями, услуги КБО остаются востребованными и пользуются спросом.
– Мы оказываем очень много услуг. У нас есть пошив постельного, одеял, подушек, полотенец, ремонт одежды и обуви, ритуальные услуги, химчистка. Хотя почти в каждом доме есть стиральная машина, но плед, который весит пять килограммов, в обычную машину не войдет. А мы с такой задачей справляемся легко, – рассказывает приемщица Татьяна Трошко. – Многие за покупками приходят. У нас широкий ассортимент лент, пуговиц, носочных изделий, шнурков, тканей, кружева и другое.
В сферу бытового обслуживания Татьяна Ивановна пришла шесть лет назад. До этого много лет работала продавцом в магазине обуви.
– Я привыкла быть среди людей, я люблю работать с людьми, мне общение дарит энергию, – делится Татьяна Трошко. – Я уже на пенсии. Но что мне делать дома. Одна мысль – сидеть день в четырех стенах – меня пугает. А тут каждый день разный, ведь люди приходят тоже разные. За это и люблю свою работу. У нас есть свой клиент, который уже знает нас, наших мастеров и с удовольствием идет к нам, а не к другому человеку, который занимается этим же направлением деятельности.
К примеру, все швейное дело на плечах Елены Чернявской.
— Профессию швеи я получила в Гомельском училище №20 еще 13 лет назад. Совершенствовала навыки в нашей «Новинке», пока ее не закрыли. С зимы вот в Наровлянском КБО работаю. И мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Хотя работа непростая, и к вечеру спина просто отваливается и глаза устают от такой концентрации.
Красноречивей развернутых ответов – нескончаемый стук швейной машинки: в цехе кипит работа. За день швея может пошить около 100 полотенец или 15 комплектов постельного белья. Елена Валерьевна стала палочкой-выручалочкой для многих калинковичан: кому брюки укоротить, кому платье подогнать. Про замену молний, «невидимые» для чужого глаза заплатки даже говорить нечего.
– Работы хватает, это радует. Есть уверенность в завтрашнем дне.
Еще одна мастерица с «золотыми» руками – Мария Лавда. У нее 44 года непрерывного «сапожного» стажа.
– В профессию пришла давно. Сколько пар за это время сделала, уже и не сосчитаешь. Наверное, десятки тысяч, — смеется она. – А начинала с пошива. Делала на заказ мужские туфли, женские кожаные сапоги. Все годы на одном и том же месте проработала. Только названия организации менялись. Теперь дефицита нет, поэтому занимаюсь только ремонтом. Но знаете, раньше качество было лучше. Мы работали на совесть, действительно с индивидуальным подходом. Шить обувь мне больше нравилось, но и с ремонтом у меня все сложилось. На первый взгляд, он проще. Это действительно так, если речь идет о замене набоек, профилактике. Но бывает, требуется перетяжка старой пары, изменение формы носа, высоты каблука, что иногда дольше по времени, чем сделать новую. Чаще всего, конечно, заказывают мелкий ремонт.
В наши дни в магазинах много разной обуви, качественной и не очень. Поэтому и работы у мастерицы хватает. Особенно осенью и зимой: зимняя и демисезонная обувь недешевая, люди не спешат расставаться со старыми ботинками и сапогами – несут их в ремонт.
Собеседница уверяет, что по обуви можно определить даже некоторые диагнозы клиентов. Наличие косточек видно сразу. Проблемы со спиной «выдает» обувь, изношенная внутрь или наружу. Ну а добитая и грязная свидетельствует о неаккуратности человека. А это тоже своего рода диагноз.
Крючок, нож, шило, ножницы, нитки – далеко не весь перечень орудий труда, которыми пользуются работники данного КПП. Труд их сложный. Необходимы аккуратность, терпение, усидчивость. Но они справляются. И главное, любят свою профессию. Любят делать приятное людям.
Светлана ПЕТРЕНКО.
Фото Николая БОРИСЕНКО.