ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ ДО ПОБЕДЫ

Корнеевец Алексей Игнатьевич (1)

Накануне праздника Великой Победы в редакцию пришла жительница города Елена Корнеевец, принесла фотографию бойца с боевыми наградами – орденом Славы 3-й степени и медалью «За отвагу», а также три фронтовых письма. Два из них датированы июлем, одно – сентябрем 1944 года. 

Елена Ивановна рассказала, что это всё, что осталось на память о ее двоюродном дяде Алексее Корнеевце. Он погиб в победном сорок пятом уже в Германии. На руках у женщины были еще два документа. Первый – это письмо из города Глазов Удмуртской АССР от члена Союза журналистов Николая Кротова от 24 сентября 1971 года в деревню Гулевичи. В нем говорилось: «Я собираю материалы о подвиге солдат и офицеров 165-й Седлецкой Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии… В процессе сбора нашел документы, рассказывающие о героизме и отваге вашего земляка мл. лейтенанта Корнеевец Алексея Игнатьевича, 1924 года рождения, уроженца деревни Гулевичи. Мл. лейтенант погиб геройской смертью, о чем свидетельствуют документы». Журналист просил связать его с родными героя, чтобы узнать подробности о его довоенной жизни.

Второй документ более поздний. Он датирован сентябрем 1985 года. Это – ответ Главного управления кадров Министерства обороны СССР В. И. Отчику (племяннику Алексея Корнеевца) о том, что «гвардии младший лейтенант Корнеевец Алексей Игнатьевич, 1924 года рождения, командир пулеметного взвода 641 сп 165 сд значится погибшим 26 апреля 1945 года. Захоронен 500 м западнее р. Рандевбрук, д. Лютцлов, Германия».

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ЛЕЙТЕНАНТА КОРНЕЕВЦА

Шел 1405-й день войны. Страшной. Жестокой. Бесчеловечной. Самой кровопролитной в истории человечества. Красная Армия вела ожесточенные бои на территории Германии, все ближе подходила к Берлину. До Победы оставалось 12 дней…

В это время подразделения 165 сд вели бои в земле Бранденбург. 24 апреля 1945 года части дивизии выбили врага из населенного пункта Петерсхаген и преследовали его в северо-западном направлении. Тремя днями ранее они форсировали Одер.

Продолжая бой с противником, 641-й полк 165-й дивизии утром следующего дня занял населенный пункт Лукков. Но дальше продвинуться не смог – противник ожесточенно сопротивлялся. Полк занял оборону примерно в ста метрах восточнее дороги Вартин – Казеков, чтобы по приказу комдива под покровом ночи скрытно перейти на новую позицию – северо-западную окраину леса Блумберг Вальд. Что полк благополучно выполнил.

Кстати, 26 апреля 1945 года командир полка Анисимов в донесении комдиву косвенно упомянул нашего земляка: «Ввиду отсутствия офицерского состава во 2 сб, вышедших из строя по ранению и как безвозвратные потери, 2 сб объединен под общее командование с 1 сб». В представлении младшего лейтенанта Корнеевца к ордену Отечественной войны 1-й степени тот же Анисимов напишет: «Когда вышел из строя командир роты, тов. Корнеевец немедленно принял командование роты на себя, и в дальнейших боях умело, энергично и инициативно руководил боевыми действиями роты, выполняя поставленные задачи успешно, точно и своевременно».

Итак, к утру 26 апреля 1945 года 641-й полк сосредоточился на северо-западной окраине леса Блумберг Вальд. Недалеко от окраины леса, прямо перед позициями полка, протекала речка Рандевбрук.

Это был последний день в жизни младшего лейтенанта Корнеевца…

А ПЕРВЫЙ БОЙ – ЗА АЛЕКСАНДРОВКУ

Боевой путь для Алексея Корнеевца начинался в родном районе. В армию его призвали в декабре 1943-го прямо из партизанского отряда, направили в 234-й гвардейский стрелковый полк 76-й гвардейской стрелковой дивизии. В то время полк стоял в лесу между Боруском и Большими Автюками. Здесь же бойцы встретили и новый, 1944-й, год.

Но уже был получен приказ о переброске полка к разъезду Голевица, где он должен был сменить 1181 сп 356 сд. В первый день 1944 года полк готовился к маршу в новый район дислокации – хутор Городинка. Бойцы приводили себя в порядок – бритье, баня, стрижка. А в 5 утра 2 января выступили в путь. К 9.30 были на месте. Через час полк приступил к смене 1181 сп и закончил ее к 21.00. Оборудование КП, НП полков и батальонов, установление связи с подразделениями и соседями… А через три дня приказ: 8 января 1944 года – общее наступление.

В тот день после артподготовки бойцы полка в 9.50 поднялись в атаку. Бой длился трое суток. Лишь в ночь на 12 января немцы отступили к Калинковичам. Преследуя врага, полк дошел до восточной окраины города. А затем две зеленые ракеты снова подняли бойцов в атаку. Снова бой. К трем часам утра город был очищен от врага, а полк получил приказ занять оборонительный рубеж в районе Ободни. Спустя пять дней опять в бой – на прорыв обороны противника на западном берегу Ипы. Затем были бои за Рудню Якимовичскую и Клинск, Теребово и Ивашковичи.

27 февраля 1944 года полк сдал позиции частям 15 сд, а сам отошел и сосредоточился в лесу у Рудни Горбовичской. Три недели Алексей Корнеевец находился здесь, и вполне мог подать весточку родным, чтобы повидаться с ними.

Лишь 23 марта полк в 14.00 погрузился в эшелон на станции Калинковичи, чтобы спустя пять суток оказаться на станции Маневичи в Волынской области. Время от времени меняя места дислокации, полк находился здесь почти три месяца. Приказ о новом наступлении был получен 15 июля.

ПРИКАЗ: ФОРСИРОВАТЬ ПРИПЯТЬ

Атака началась 18 июля в 3.45 после 20-минутной артподготовки. 1-я рота полка, в которой командиром минометного отделения был Алексей Корнеевец, выдвинулась вперед, тем временем 2-й и 3-й батальоны приступили к форсированию к Припяти. Вслед за огневым валом нашей артиллерии подразделения 1-го батальона достигли траншей противника, выбили его с позиции и начали вести уличный бой по очищению населенного пункта Пяски Жечицке. После упорных боев полк к 7 утра вышел на рубеж в километре юго-восточнее высоты 156,8, где встретил сильное огневое сопротивление. Четыре раза при поддержке массированного артиллерийско-минометного огня и пяти танков немцы контратаковали гвардейцев, однако те выстояли, закрепились на занятых позициях и продолжили наступление в направлении Теребовичей. Продолжая наступление, они освободили Мокраны, преследовали врага и к исходу 20 июля сосредоточились в лесу в четырех километрах от Малориты.

В боях за населенный пункт Пяски Жечицке гвардии младший сержант Корнеевец был награжден медалью «За отвагу» за то, что «выдвинулся вперед и корректировал огонь своего миномета, уничтожив две и подавив четыре пулеметные точки».

В те дни Алексей Корнеевец получил письмо из дому, на которое ответил лишь 22 июля – после того, как полк форсировал Западный Буг, в районе станции Лубица вышел на государственную границу СССР, расширил плацдарм и закрепился на позиции.

Обо всем этом он радостно и сообщил в письме родным – отцу, матери, братьям Михаилу и Николаю, сестре Марии, дедушке и бабушке.

«Нахожусь на передовой, – писал Алексей. – Движемсь (письма цитируются с сохранением правописания оригинала.-А.В.) вперед на запад так быстро, что даже можно догнать противника. Первыми форсировали реки Припять и Западный Буг. Видал ребят, с которыми были вместе. Письмо ваше получил 19/VII, но раньше небыло времени написать. За отличные действия в бою представлен к правительственной награде. Со мной находится Маковик Борис, которого легко ранили и он находится вместе с нами (Маковик Борис Александрович, 1924 г.р., уроженец г. Калинковичи, гвардии мл. сержант, командир минометного отделения 234 гсп, вместе с Алексеем Корнеевцом призывался Хойникским РВК из партизанского отряда и воевал с ним в одном полку, в боях за Ясеницу и Ядвинин также был награжден орденом Славы 3-й ст. Умер от туберкулеза 1.05.1945 г. в э/г 2030 и похоронен в г. Торунь.-А.В.). Видал я ребят, которые находятся вместе с Мишей, они говорили, что он жив здоров (Терешковец Михаил Данилович, 1924 г.р., сержант, командир отделения минометов, односельчанин и однополчанин Корнеевца, погиб в бою за Ясеницы, за который сам Алексей был награжден орденом Славы 3-й ст. – А.В.). Население нас встречает очень хорошо, с хлебом и солью, все рады, что мы их освободили от фашистской навалы. Сейчас находимсь на територии бывшей Польши. Местность замечательная, хорошая и (люди) жизнерадостные. Вчера, т.е. 21/VII-44 г. под моим руководством мы уничтожили более 50 гитлеровских мерзавцев. Били их, что называется, по гвардейски, как преданые сыны своей родины. Передавайте привет всем родным и близким. Написал бы больше, но нет время, иду вперед на запад бить проклятых гитлеровских мерзавцев. Напишите мне свои новости, как живете, где находится сейчас Гриша Василёв, что про него слышно. Пока до свидение. Остаюсь жив здоров, чего и вам желаю».

А спустя несколько дней Алексей Корнеевец снова вступил в бой – его полк участвовал в ликвидации Бресткой группировки фашистов.

О том же написал он в письме к родным и 28 июля, лишь с небольшим добавлением: «Сегодня т.е. 28/VII-44 я видал Мишу (Терешковца) и Петю, которые были почти вместе со мной, вместе били гитлеровских мерзавцев… Получил благодарность от нашего любимого Сталина за прорыв обороны немцев западнее города Ковель. Я вам послал два письма по дороге. Писал на ходу. Преследовали отступающих фрицев. Сейчас нахожусь в десяти километрах от города…. (название стерто военной цензурой. – А.В). Мы также первыми перешли нашу государственную границу на реке Западный Буг…». Далее – снова о Борисе Маковике, который был ранен, а также просьба писать чаще и привет родным и близким.

В БОЯХ ПОД ВАРШАВОЙ

Гвардеец Алексей Корнеевец снова отличился в боях на территории Варшавского воеводства. После короткого отдыха, доукомплектования и перегруппировки 76 гсд в начале августа получила приказ сменить части 48 сд и приготовиться к наступлению. Атака началась 8 августа силами 160 и 165 сд, 76 гсд находилась во втором эшелоне. Она прикрывала действия корпуса с севера и севро-запада, вела огневой бой с контратакующим врагом и готовилась к наступлению из-за фланга 160 сд.

Нашим бойцам противостояли части дивизий СС «Тотенкопф» и «Викинг». Они прочно удерживали позиции, передний край которых был оборудован траншеями в три-четыре ряда, проволочными заграждениями и минными полями.

Наступление началось в 17.00 14 августа после 10-минутного артналета. Полк Алексея Корнеевца наступал в направлении населенного пункта Ядвинин. Гвардейцы захватили перекресток дорог северо-западнее Ядвинина. Однако в 20.00 противник, усиленный тремя танками, контратаковал и начал теснить передовые подразделения 234 гсп. Но в 5 утра бойцы-гвардейцы возобновили наступление. Несмотря на 12 немецких контратак, которые поддерживались танками, самоходными орудиями и артминометным огнем, бойцы 234 гсп захватили населенный пункт Марынин и удержали перекресток на Ясеницу.

Дивизия продолжала бои до 23 августа, пока заметно поредевшие подразделения не были выведены в резерв 96 ск. За эти бои младший сержант Корнеевец был представлен к ордену Красной Звезды, но награжден орденом Славы 3-й степени. В представлении комполка Шкурко писал, что «в бою за населенный пункт Ядвинин тов. Корнеевец выдвинулся в перед боевых порядков пехоты, зорким наблюдением обнаружил два станковых пулемета противника, которые были уничтожены огнем миномета… А 18 августа в бою за населенный пункт Ясеницы, находясь за боевыми порядками пехоты, обнаружил 4 станковых пулемета и скопление пехоты противника до 30 человек. Огнем минометов пулеметы были уничтожены, а пехота частично уничтожена, частично рассеяна».

Здесь же 22 августа он был ранен.

КОМАНДИР ПУЛЕМЕТНОГО ВЗВОДА

Вскоре после ранения Алексей Корнеевец, отвечая 13 сентября 1944 года на письмо брата, полученное в тот же день, писал: «Здравствуй, дорогой братишка Мишка. Передаю тебе свой горячий гвардейский фронтовой привет и желаю хороших успехов в твоей учебе. Воюю я дорогой братишка хорошо, за свои боевые дела награжден медалью и орденом. Я прошу тебя Мишка, чтобы ты учился хорошо, как я когда-то учился. Учись разным профессиям, чтобы нашей стране было больше пользы. Сообщаю тебе, что я недавно видал своих товарищей из Калинкович Петра Девицкого, Володю из Шереек и других (Девицкий Петр Васильевич, 1924 г.р., сержант, командир минометного расчета 237 гсп 76 гсд, уроженец г. Калинковичи, погиб в бою за населенный пункт Пфайльсдорф 24.01.1945 г., был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Кто такой Володя из Шареек, установить пока не удалось. – А.В.). Передавай привет от меня отцу, мамаши, Николаю, дедушке, бабушке и всем родным. Пока досвидание. Остаюсь жив здоров. Твой брат Алексей Корнеевец. Дорогой братишка. Из своих товарищей я видал только двоих. Напиши мне, родные Мишки Данилового знают, что Мишки уже нет, или нет. Пишу тебе письмо во время боя в одну свободную минутку. Нахожусь я у стен столицы Польши Варшавы. Мишка, напиши, где сейчас находится Михаил Фомич. Напиши, кто тебя сейчас учит. Привет от меня знакомым ребятам».

Через два месяца после боев за Ясеницу и Ядвинин Алексей Корнеевец в звании младшего лейтенанта и должности командира пулеметного взвода оказался в 641 сп 165 сд 96 ск, который 19 ноября 1944 года был передан в состав 2-го Белорусского фронта. До 3 января 1945 года полк находился на переформировке, готовил вновь прибывший личный состав к предстоящим боям. А 6 января сосредоточился северо-западнее станции Велишево, чтобы спустя неделю пойти в наступление, прорвать оборону немцев и наступать в направлении г. Плоньск, 24 января занять г. Кульмзее, а 26-го формировать Вислу. С 30 января по 7 февраля полк в районе г. Унислав вел бои с окруженной Торненской группировкой немцев. Затем сражался с разрозненными группами противника, а 28 марта участвовал во взятии крупного военно-морского порта Гдыня. С 5 по 17 апреля 1945 года полк совершил марш в 450 км и сосредоточился в предместье г. Грайфенхаген на восточном берегу Одера, чтобы на следующий день приступить к форсированию крупной водной преграды и сильно укрепленного опорного пункта противника.

И вот тут наш земляк снова отличился. В представлении гвардии мл. лейтенанта Алексея Корнеевца к ордену Отечественной войны 1-й степени командир полка писал: «При форсировании р. Одер тов. Корнеевец со своим взводом под огнем противника первым переправился на западный берег реки, установил на берегу пулеметы и открыл шквальный огонь по противнику, прикрывая форсирование реки пехотой. Это дало возможность батальонам преодолеть водную преграду с минимальными потерями и занять плацдарм для дальнейшего хода вперед. Когда вышел из строя командир роты, тов. Корнеевец немедленно принял командование ротой на себя и в дальнейших боях умело, энергично и инициативно руководил боевыми действиями роты, выполняя поставленные задачи успешно, точно и своевременно».

Спустя четыре дня гвардии мл. лейтенант Корнеевец погиб. Еще через четыре дня, 30 апреля 1945 года, в Журнале боевых действий 641 сп появилась запись: «Противник, полностью парализованный, начал массово сдаваться в плен…». Тогда же полк получил приказ выдвинуться к г. Брюель и приготовиться к встрече с союзниками.

Представление Алексея Корнеевца к ордену Отечественной войны 1-й ст. не затерялось. Комдив Каладзе поддержал его, но в штабе 96 ск награду заменили на орден Красной Звезды. Приказ о награждении был подписан 21 мая 1945 года, спустя почти месяц после гибели героя-гвардейца младшего лейтенанта Алексея Корнеевца…

Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.