Надо помнить свои корни, без корней мы никто

354

Василий и Екатерина Хмельницкие

Приятно было узнать, что «Калінкавіцкія навіны» читают жители не только нашего района. Так недавно на телефонный номер отдела сельской жизни позвонил уроженец деревни Березовка, а ныне житель Мозыря Михаил Хмельницкий. Михаил Васильевич рассказал, что нашу районную газету он читает регулярно, особенно ему нравятся публикации о селе, его неутомимых тружениках.

– Все это мне очень близко, ведь я родился и вырос в деревне, в колхозе всю жизнь работали мои родители. Слышал, как отец с мужиками, собираясь у нас, постоянно обсуждали колхозные дела, кто как работает, кто старается, а кто халтурит. Иногда, в сердцах, они выражали свое недовольство несправедливостью с помощью крепкого словца. Помню, однажды я зашел в дом, а там мужики у отца собрались. Ушли прямо с собрания, где обсуждали кандидатуру очередного руководителя. Тогда они менялись часто. В деревне ведь все друг о друге все знают, как говорится, кто, чем живет, и чем дышит. Услышав имя предлагаемого кандидата, несколько заслуженных работяг встали и ушли, включая моего отца. «Как так?!» – помню, негодовали они. – «Кого нам предлагают? У хорошего хозяина плуг не зимует в огороде». Эту фразу я навсегда запомнил… Вы часто пишете про сельских тружеников. Про моего отца в газете вроде никогда и не писали, но работал он честно, всегда был на хорошем счету. А после войны, подростком, участвовал в восстановлении народного хозяйства.

Мы пригласили Михаила Хмельницкого в редакцию. Приехав, он поделился воспоминаниями не только про своего отца, но и другими семейными историями.

…В 1944 году Василию Хмельницкому исполнилось 14 лет. До войны он окончил пять классов Березовской школы. Учился хорошо, был почти отличником.

Колхоз имени Ворошилова, куда он пошел работать после освобождения района от оккупантов, активно восстанавливался. Вместе с несколькими мужчинами непризывного возраста руководство колхоза отправило парня за скотом в Орловскую область. Туда они добирались на поезде, а обратно гнали стадо из нескольких десятков коров и овец в Березовку пешком.

– Отец рассказывал, что шли они не один месяц. По дороге доили коров, обменивали молоко в деревнях на кое-какие продукты, ночевали в лесу, спасались у костра от волков, – вспоминает Михаил Васильевич.

– А ваш дед воевал? Был на фронте?

– Нет. Папин отец, дед Степан с детства имел инвалидность, у него были больные ноги. Его жена, моя бабушка Екатерина, умерла во время войны. У них осталось четверо детей. Потом дед снова женился – на бабе Ганне (так мы, внуки, ее называли), она их всех и вырастила. И сегодня помню ее пирожки, казалось бы, из ничего, а такие вкусные!

Василий Хмельницкий, служба в армии

Василий Хмельницкий, служба в армии

В 18 лет отца призвали в армию. Служил он больше трех с половиной лет в Германии. А дома его уже ждала молодая жена с ребенком. Моей старшей сестре Гале было полтора года. Отец рано женился – в неполных семнадцать. Мама была еще младше. Ее отец Михаил Цырулик погиб при освобождении района в бою за Есипову Рудню и похоронен в братской могиле в Буде. До этого он попал в плен под Брянском, но ему удалось оттуда сбежать и вернуться домой. А 3 января 1944 года его сразила пуля немецкого снайпера. У вдовы осталось семеро детей. Поэтому она была рада, что Катя пошла замуж за соседского хлопца.

Во время службы в Германии отец был донором, сдавал кровь, а вырученные деньги присылал домой – жене и брату с сестрой, которые в то время учились: Володя – на журфаке в Минске, Нина – в Мозыре в медицинском училище. К слову, дядька Володя начинал свою журналистскую деятельность в вашей газете «За камунізм», а продолжил ее в Буда-Кошелевской газете. Еще у них был брат Гриша. Несмотря на проблемы со здоровьем, он был очень хорошим сапожником, к нему приезжали даже заказывать сапоги офицеры из Мозыря.

Глава семьи Степан Хмельницкий всю жизнь работал в колхозе, Василий также после армии пошел трудиться в хозяйство.

В 1950 году на общем собрании колхозников колхоз имени Ворошилова и несколько соседних объединились в одно хозяйство «Победа» с центром в деревне Березовка.

А в 1969 году был образован колхоз «50 лет БССР», в который вошли деревни Обуховщина, Черновщина, Слободка, центральная часть Березовки и Водовичи.

Михаил Хмельницкий рассказал, что его отец был бригадиром огороднической бригады, а так как был очень мастеровитым, его перевели в строительную бригаду.

– Был мастером на все руки, хорошо работал с деревом. И сруб мог к избе сделать, и бочку склепать, и цебрик, и маслобойку. Для колхоза мастерил сани, телеги, да и односельчанам в помощи не отказывал. Даже когда после болезни ему отняли ноги, отца приглашали помочь сделать сруб и проконсультировать ход строительства. Говорили: завезем и обратно доставим, сиди себе на стуле и костылем показывай, – поделился воспоминаниями Михаил Васильевич.

 

С женой Екатериной Михайловной Василий Хмельницкий вырастил и дал путевку в жизнь четверым детям. Старшая Галина работала на заводе мелиоративных машин на Пхове лаборантом, Тамара – сестрой-хозяйкой станции скорой помощи в Минске, брат Владимир окончил техникум связи и работал мастером производственного обучения в Вилейском училище.

– А я хотел стать военным летчиком, но не прошел медкомиссию, и потому как сел за баранку автомобиля в 1974 году, так и провел за ней более 40 лет. Водителем-дальнобойщиком я исколесил практически весь СССР, всю Беларусь, Россию, Украину, – рассказал Михаил Васильевич.

И хотя родителей давно нет в живых, а сам он стал горожанином, Михаил Хмельницкий не забывает свою малую родину, регулярно бывает в Березовке. В деревне у него остались родственники, а на кладбище похоронены родные люди. «Надо помнить, откуда твои корни, – говорит он. – Без корней мы никто».

Татьяна КАПИТАН.

Фото из семейного архива Михаила Хмельницкого.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.