Сохранение исторической памяти – крайне важная задача для воспитания патриотизма

Сафронова

Народные традиции складывались и шлифовались на протяжении веков и передавались из поколения в поколение как неотъемлемая часть жизни человека. Они были и остаются духовным стержнем белорусского народа, показателем нашей национальной самобытности. И потому традиционные праздники сохраняются в народе как самое дорогое, неповторимое и бесценное. В нынешнее время очень важно, чтобы идеи нашей национальной самобытности, наших исторических побед и героев заняли прочное место в сознании людей, особенно молодых.

О том, как сохраняется историко-культурное наследие в нашем районе, мы попросили рассказать начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Инну Сафронову.

Инна Николаевна, так как же организована работа по сохранению духовного наследия в нашем районе?

—Начнем с того, что в нашем районе почетное звание «народный» и «образцовый» носят 14 коллективов художественной самодеятельности, они ежегодно принимают самое активное участие в проведении государственных и районных праздничных мероприятий. Вообще хочу сказать, что возрождение и сохранение обрядов, обычаев и традиций народного творчества в значительной степени прерогатива работников культуры. Во многом благодаря им в нашем районе сохраняются и проводятся такие обряды, как «Колядки», «Масленица», «Гуканне весны», «Тройца», обряд «Перенос свечи» (на другой день «Святой Троицы – в д. Новинки, на Успение Пресвятой Богородицы – в д. Золотуха), «Покрова», «Деды»; «Вялікдзень», «Купалле», «Зажинки», «Дожинки», а также малобытующие обряды: «Сороки», «Благовещение», «Юрье», «Параскимка», «Ушэсце», «Праздник «Первой борозды».

К одним из уникальных обрядов нашего района можно отнести обряд «Перенос свечи» в д. Новинки. Основными атрибутами этого красочного обряда являются украшенная цветами восковая свеча и икона под названием «свеча», а также большой деревянный крест, которым пользуются во время похоронных процессий. Эти предметы хранятся в одном доме в течение года, а затем перемещаются в другой. Дом, в котором горит свеча, на год становится своеобразным деревенским храмом. Сюда может прийти любой желающий, чтобы помолиться, попросить помощи, поддержки у святынь. В годы Великой Отечественной войны последний хозяин «свечи» закопал в землю все ритуальные предметы. Их раскопали только в 1950 году. Селяне купили икону Троицы и стали переносить свечу на второй день православного праздника Троицы, продолжая традицию и по сей день. Современные сельчане, как и их предки, искренне верят, что огонь свечи светит одинаково для всех, и говорят, что он освещает путь в Рай.

Во многих учреждениях культуры оформлены уголки народного творчества. Их экспозиции показывают, из чего состоял интерьер традиционного крестьянского жилища, как наши предки одевались, чем занимались долгими зимними вечерами. Ярким примером является «Этнохатка» в аг. Козловичи.

Но у нас в районе есть немало мастеров-ремесленников и энтузиастов, которые вносят свой вклад в сохранение традиций?

—Да. Они сохраняют промыслы и ремесла по самым разным видам и жанрам декоративно-прикладного творчества. Это и художественная ковка, и резьба по дереву, и художественные работы из гипса и цемента, а также пчеловодство, бондарство, ткачество, вышивка, лозоплетение и др.

Действуют также любительские объединения, которые сохраняют национальную культуру: «Адвечнае» при Холодникском сельском клубе-библиотеке, «Сівая даўніна» при Юровичском СДК, «Не лыкам шытыя» при Великоавтюковском сельском клубе-библиотеке, «Смех не жартачкі» при Малоавтюковском СДК, «Натхненне» при Дудичском СДК, клуб «Фольклор» при Сыродском СДК, «Березовские хороводы» при Березовском СДК, «Хозяюшка» при Михновичском сельском клубе-библиотеке, Золотушском СДК и др. Ежегодно в клубных учреждениях района совместно с сельисполкомами, учреждениями образования и предприятиями, расположенными на территориях сельсоветов, проводятся праздники деревень, встречи земляков.

Бесспорным брэндом района стал Республиканский фестиваль народного юмора «Автюки». В 1995 году при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь, Гомельского облисполкома и местных органов власти в Малых и Больших Автюках состоялся І Всебелорусский фестиваль народного юмора, который собрал около 15 тысяч зрителей. Фестиваль и сегодня продолжает добрые традиции и совершенствуется. В 2021 году состоялся десятый, юбилейный фестиваль.

Инна Николаевна, в своем нынешнем Послании белорусскому народу и парламенту одним из условий независимости Глава государства назвал историческую память и национальные традиции. О сохранении традиций вы рассказали. Скажите, а какая работа проводится для сохранения исторической памяти?

—Да, вы правы. В своем Послании Президент страны 31 марта отметил, что в минувшем году мы уделили много внимания своему прошлому. Но тема себя не исчерпала. И потому  Год мира и созидания является продолжением основной идеи Года исторической памяти, «потому что мир на земле немыслим без исторической памяти, а созидание – это преемственность исторического пути, это шаг в будущее». Акцент был сделан на то, чтобы люди знали, кто наши истинные герои, и на их примерах воспитывать новые поколения белорусов. Глава государства назвал также знаковые места трагедий и подвигов белорусского народа: Хатынь, Ола, Борки, Брестская крепость… А для нас это еще и Лозки, Озаричи… Они должны стать местом паломничества и преклонения, в первую очередь, для наших детей.

Увековечивание памяти о наших героях и жертвах нашего народа – одна из приоритетных задач органов государственной власти и местного самоуправления, каждого гражданина-патриота. На территории нашего района на государственном учете находится 67 воинских захоронений, из которых 10 индивидуальных воинских захоронений (из них 3 могилы воинов-интернационалистов) и 57 воинских захоронений и жертв войн. Среди них – место массового уничтожения горожан-евреев, коренных калинковичан, где покоится прах 700 невинно убиенных граждан. Всем калинковичанам оно известно как место массового расстрела у Дудичского переезда.

Все объекты наследия в Калинковичском районе обозначены охранными досками. На воинских захоронениях, которые находятся на государственном учете, установлены  воинские знаки.

Кроме того, в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включены 49 памятников историко-культурного наследия района. Это 15 памятников археологии, 3 памятника архитектуры (здание бывшей школы в аг. Домановичи, фрагмент бывшей усадьбы в аг. Липов, комплекс Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря в аг. Юровичи), а также 31 памятник истории (братские воинские захоронения и Мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти). Кстати, в конце марта, как вы знаете, начались работы по его реконструкции. Для увековечения памяти узников лагеря смерти предусмотрено расширение существующего мемориала. В дополнение к существующему монументу будет возведено здание информационного центра, несколько мемориальных элементов в виде стел и обелисков. Появятся башня памяти, стена скорби, камни прозрения, барельеф воинам-медикам, которые предотвратили распространение эпидемии тифа. Все будет выполнено в едином стиле. Это будет поистине всенародный памятник, на его создание направлены средства, собранные на областном и республиканском субботниках.

А как проводится работа по сохранности памятников?

—Ежегодно специалисты отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома проводят инспекторские проверки, в ходе которых все объекты инвентаризируются согласно Указу Президента Республики Беларусь № 109 от 24 марта 2016 г., а также обследуются на предмет их сохранности. По результатам обследования оформляются акты. Хочу также сказать, что решением райисполкома за мемориалами, памятниками, памятными знаками, воинскими захоронениями и захоронениями жертв войн закреплены структурные подразделения райисполкома, общественные объединения, предприятия и организации района, которые поддерживают братские захоронения и прилегающие территории в надлежащем состоянии.

Знаем, что списки погибших за освобождение нашего района постоянно корректируются. Помнится, два десятилетия назад, в начале столетия, их было около девяти тысяч. Инна Николаевна, а сколько сегодня установлено тех, кто отдал жизни за освобождение района?

—По данным на 1 января 2023 года всего в Калинковичском районе захоронено 19 808 военнослужащих – участников сопротивления, жертв войны, из них имена 18 285 известны. Имена 1 523 пока не установлены… Хочу сказать, что в рамках Государственной программы «Увековечение памяти о погибших при защите Отечества»  работа по учету воинских захоронений, выявлению ранее незарегистрированных захоронений, их паспортизации, поиск ранее неизвестных фамилий героев Великой Отечественной войны, захороненных на территории Калинковичского района проводится постоянно. Количество вновь установленных фамилий воинов, захороненных на территории района, за 2022 год – 251. И еще: за последние два года на государственный учет принято 1 воинское захоронение и установлены 452 фамилии воинов, погибших при освобождении района.

В завершение хочу отметить, что в Год исторической памяти в нашем районе было сделано многое для сохранения истории и памяти павших героев. Ведь сохранение исторической памяти – крайне важная задача для воспитания патриотизма, а без уважения к прошлому, без традиций нет будущего, нет государства и нет народа.

 

Беседовал Александр Веко.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.