Что изменилось в работе с обращениями граждан и юридических лиц?

вальченко

2 января вступил в силу Закон Республики Беларусь от 28 июня 2022 года «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Какие изменения внесены в порядок подачи и рассмотрения обращений, записи в книгу замечаний и предложений, какие основания для отказа в личном приеме, мы попросили рассказать начальника отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома Александром Вальченко:

—В первую очередь, изменения коснулись порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации. Электронные обращения отныне подаются через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (http://обращения.бел). Это значит, что действующие в настоящее время способы подачи электронных обращений – размещение в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети Интернет или направление на адрес электронной почты – не будут применяться в работе. Соответственно и направленное таким образом обращение не будет рассматриваться.

С учетом этого, изменяется и само понятие «электронное обращение»: это обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений. Система учета и обработки обращений будет обеспечивать возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создан отдельный сайт, на котором заявителям необходимо будет пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых для регистрации данных. Через свой личный кабинет заявитель сможет направить обращения в необходимый для него государственный орган или организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет. В то же время, если заявитель в своем электронном обращении попросит дать ему письменный ответ, то такой ответ ему будет дан в установленном порядке.

—И что дает внедрение такой системы?

—Внедрение системы учета и обработки обращений позволит автоматизировать процессы учета и обработки обращений, обеспечить хранение обращений и результатов их рассмотрения, а также исключить возможность злоупотребления правом на обращение со стороны заявителя – ведь в практике имеются случаи, когда граждане направляли обращения под вымышленными именами или от других лиц.

—Александр Иванович, Закон об обращениях дополнен статьей 25-1. Что это за статья?

—Это статья, в которой определен порядок работы с обращениями, которые носят массовый характер. Такими обращениями будут считаться как электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более десяти, при этом ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

—Изменения коснулись также использования книги замечаний и предложений…

Да. С этого года существенно сужается круг организаций, в которых она будет вестись. Такая книга обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Конкретный перечень сфер, деятельность в которых потребует ведения книги замечаний и предложений, определен Советом Министров Республики Беларусь. Эти изменения основаны на практике, показавшей нецелесообразность ведения книги замечаний в некоторых организациях, а в отдельных случаях – использование ее не по назначению, в том числе как инструмент подачи письменного обращения.

—Расскажите, расширен ли перечень оснований, по которым обращения (как письменные, так и устные) могут быть оставлены без рассмотрения по существу?

—Да. Обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу в случае, когда содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. Самая распространенная ситуация злоупотребления правом на обращение – когда заявитель направляет многочисленные обращения, несмотря на то что его обращения неоднократно всесторонне и в полном объеме рассматривались, и заявителю был дан исчерпывающий ответ по существу поставленных вопросов. Но вот требование о необходимости уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу остается в силе. Кроме того, устное обращение можно будет оставлять без рассмотрения по существу, если заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение.

—Хорошо, а вот по поводу отказа в личном приеме или записи на личный прием? В этой части есть изменения и дополнения?

—Да. Должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники этих организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, вправе отказать в личном приеме и записи на личный прием. Во-первых, когда заявитель применяет технические средства без согласия должностного лиц, проводящего прием, и отказывается остановить их применение. Во-вторых, в случае непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя. Кроме того, отказ будет правомерным и в случае, когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы (и не только в ходе личного приема, как это определено в действующей редакции Закона об обращениях).

—Александр Иванович, поясните, как изменения в Законе об обращениях конкретизируют способы ознакомления заявителей с материалами, которые непосредственно относятся к рассмотрению их обращений?

—Заявители будут иметь право делать выписку из обращений, а также осуществлять их фотосъемку (за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено). Отсутствие четкого регулирования таких вопросов ранее нередко вызывало проблемные ситуации при взаимодействии государственных органов и организаций с гражданами.

—В Закон также внесены дополнения в части правовых оснований, которые позволяют не направлять ответ заявителю. Это так?

—Да, в случае наличия соответствующей просьбы заявителя.

—Скажите, повлиял ли на Закон об обращениях Закон «О защите персональных данных»?

 —Статья 14 Закона об обращениях дополнена новой частью, которая устанавливает, что если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности предоставления ему такой информации.

 

Беседовал Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.