Георгий Цуба: Не позволять себе лениться

IMG_9545

На днях Георгий Цуба отметил 55-летие. В педагогике он более тридцати лет, большую часть из них – у руля СШ №3.
В разговоре признается, что бесконечно благодарен судьбе за подсказки, которые привели его в учительство, – лучшую, на его взгляд, профессию на Земле.
Сын фронтовика
Выбором сына особенно гордились родители – фронтовик Михаил Васильевич, который много лет трудился в колхозе кладовщиком и бригадиром, и домохозяйка Мария Степановна. О них Георгий Михайлович вспоминает с особой теплотой:
– Нас в семье – 12 детей: десять мальчишек и две девчонки. Разница между старшим ребенком и младшим – 26 лет. Жили очень дружно. Никогда не слышал, чтобы родители жаловались, что им трудно, что они чего-то не успевают, хотя дни их проходили в постоянных заботах и хлопотах, в труде от зари до зари. Лениться не позволяли ни себе, ни нам, детям. Уже в детстве у меня сформировалась полезная привычка – ранний подъем в пять утра. Благодаря ей нехватку времени ощущаю крайне редко.
Родом Георгий Михайлович из деревни Челонец Солигорского района Минской области. Десятилетку окончил в соседней деревне Хоростово. Учеба давалась легко, причем, буквально все предметы. А еще в детстве он одинаково любил и в мяч погонять, и на сцене выступать, и в школу играть, в роли учеников которой зачастую выступали друзья, братья и сестры. И когда уже все вокруг твердили, что из него выйдет отличный педагог, он несколько сомневался: «Получится ли?». Дабы себя проверить, с поступлением в педагогический вуз решил повременить, попросился в Солигорском районо пионервожатым в любую школу.
– По протекции моего любимого преподавателя Николая Тимофеевича меня трудоустроили в Вейновскую базовую школу, но не пионервожатым, а учителем белорусского языка и литературы. Жил на квартире. В выходные пропадал у Николая Тимофеевича, который взял меня под свое крылышко: помогал с планами-конс-пектами уроков, учил находить подход к детям, делился секретами профмастерства. За этот год удостоверился, что учительство – это мое, – рассказывает Георгий Михайлович.

Учебу совмещал
с работой
В 1988 году он поступил на очное отделение филологического факультета Мозырского педагогического института. Со второго курса успешно совмещал учебу с учительством в СШ №13, где работал рядом с будущей тещей Аллой Смольяниновой – дочерью фронтовика, заведующего Мозырским районным отделом народного образования, «Выдатніка народнай асветы БССР» Михаила Шаброва.
– Она и присмотрела меня для своей дочери Снежаны (Снежана Валерьевна – заместитель директора по воспитательной работе гимназии, прим. авт.), – шутит Георгий Михайлович. – Мы, к слову, учились с ней в институте в одно время, только на разных факультетах, но особо в альма-матер не пересекались. Рассмотрели друг друга, когда Снежана пришла в СШ №13 на практику, через полгода поженились. К окончанию института у нас уже была дочь Дашка. Чтобы содержать семью, тянул полторы ставки. Расписание было примерно такое: с утра – институт, после обеда – школа, ночью – подготовка к занятиям, урокам, экзаменам. Спасибо родителям, что воспитали трудолюбивым и выносливым.

С профессиональным
выгоранием
сталкиваться
не приходилось
В Калинковичи молодых педагогов сосватала Нелли Ковалева, которая в ту пору возглавляла районо. На распределении подошла к Георгию, поинтересовалась, где живет, и пообещала не только работу в одной из городских школ, но и общежитие, а в будущем – и служебную квартиру.
– Конечно, нам хотелось иметь свой угол, поэтому я отказался от распределения в СШ №13, чем удивил ее руководство, и принял предложение Нелли Павловны. И ни разу об этом не пожалел, – рассказывает Георгий Михайлович. – Оказалось: мне больше по душе работать в небольшой школе, где знаешь буквально каждого ученика, родителя. Здесь особая атмосфера, почти семейная. Многие выпускники приводят к нам своих детей, внуков.
Сегодня в СШ №3 – 399 учеников, которые учатся в две смены. В коллективе – 64 человека, из них педагогов – 42. 90% имеют высшую и первую категории. Высшая категория и у директора, который, возглавив в 1998-м году учреждение образования, от преподавания не отказался. Нынче он ведет белорусский язык и литературу в пятых классах.
– Это моя отдушина, ведь рутинные административные дела порой так выматывают, что, кажется, сил ни на что больше нет. В таком случае лучшая подзарядка для меня – общение с детьми, которых люблю безгранично, чувствую себя рядом с ними гораздо моложе своих лет. Педагог я требовательный, но и пошутить могу, и на отвлеченные темы поговорить, – рассказывает Георгий Михайлович, который утверждает, что никогда не сталкивался с профессиональным выгоранием, ведь школа – это каждый день что-то новое, интересное, и, что особенно вдохновляет, заставляет идти вперед, развиваться, – здесь видишь результат своего труда.

Собственный пример
и доброжелательная
атмосфера – лучший
способ мотивации
–Успехи учеников, достижения педагогов, преображение любимого учреждения образования – всем этим я живу. Например, по итогам подготовки к учебному году 2022/23 школа занесена на районную Доску почета. Конечно, если бы за спиной не было сплоченной, дружной команды, то ничего бы у меня не получилось, а потому я благодарен за поддержку своим заместителям Ирине Паруковой, Елене Булавко, Татьяне Дегтяр, учителям, техперсоналу.
Отдельное спасибо опытным наставникам, которые встретились на моем жизненном пути, – Галине Федоровне Залеской, Нине Григорьевне Чернявской, Елене Константиновне Шевчик, Галине Сергеевне Мицуле, Вере Адамовне Касьянчик. Спасибо шефам, спонсорам, родителям учеников. Спасибо руководству района в лице Сергея Александровича Гвоздя. Общими стараниями наши дети учатся в достойных и комфортных условиях, приближенных к домашним, – говорит Георгий Михайлович, скромно умалчивая о том, что возглавил учреждение образования в непростое время: везде, куда ни кинь взгляд, требовался ремонт. Первым делом молодой директор взялся за пристройку санузлов, преображение пищеблока и столовой. Потом настал черед кровли, спортзала, фасада, кабинетов и коридоров. Немало было сделано и в плане благоустройства территории. Причем, большинство работ велись хозспособом. На покраску, уборку Георгий Михайлович всегда выходил и выходит в числе первых.
– А как по-другому повести за собой сотрудников, мотивировать их? Конечно, собственным примером, – убежден он. – Также очень важна атмосфера в коллективе. Она должна быть доброжелательной, позитивной. У нас именно такая, поэтому мы не знаем, что такое текучка кадров. Это на благо ученикам.
Среди выпускников СШ №3 – генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод»  Виталий Вовк, главный врач Гомельской областной детской клинической больницы Игорь Тавтын, директор ОАО «Красный Мозырянин» Александр Пиляк. В школе ими гордятся, как и тем, что ежегодно кто-то из выпускников выбирает профессию учителя. К слову, в педагогику пошла и дочь Георгия Михайловича.
– Мы с супругой ее выбор без-оговорочно поддержали, ведь наша профессия – лучшая на Земле! Дарья окончила филологический факультет Мозырского педуниверситета, преподает английский язык в гимназии. Подарила нам троих внуков, – рассказывает юбиляр. – Сын Даниил – семиклассник. Если и он решит продолжить нашу династию, будем рады. Мужчин в школах, увы, сегодня катастрофически мало. Наверное, их пугают ответственность и маленькая зарплата. Хотя последнее – стереотип. Педагоги, которые показывают результат, относятся к своим обязанностям с душой, постоянно готовят победителей олимпиад и конкурсов, занимаются проектной деятельностью, зарабатывают достойно. Скажу по секрету – даже больше, чем директор.

Табу на разговоры
о школе в семье нет
На вопрос, говорят ли в семье Цуба о работе, Георгий Михайлович отвечает утвердительно, удивляясь:
– А разве может быть иначе? Мы все – я, супруга, дочь – любим то, чем занимаемся, а потому с радостью делимся успехами, идеями и планами. И трудности тоже, конечно, обсуждаем. В какой профессии их нет? И здесь нам повезло: не надо лишних объяснений, ведь есть понимание друг друга с полуслова. От семьи я всегда чувствовал и чувствую колоссальную поддержку. Это дорогого стоит.
Напоследок интересуюсь у своего собеседника, изменились ли за тридцать лет ученики. На что слышу:
– Для меня – особо нет. Да, они стали более мобильными, активными, непоседливыми. Но с этим легко справиться, если направить энергию ребенка в правильное русло. Сегодня масса доступных секций, интересных кружков – есть возможность буквально каждый месяц пробовать что-то новое. Задача родителей – не лениться развивать своего ребенка, не жалеть для него времени, приобщать к домашним делам и, конечно, любить.
Татьяна ЗУБЕЦ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.