Когда разные станут равными?

инвалидность

Беда, как правило, сваливается всегда неожиданно, как снег на голову…Когда человек становится инвалидом, это еще и тяжелый удар по психике.

Часто инвалидов называют людьми с ограниченными физическими возможностями. Однако многие из них обладают невероятной силой духа и живут такой насыщенной и интересной жизнью, что нередко их пример заставляет людей с неограниченными физическими возможностями задуматься о качестве и полноценности своей жизни.

Отношение к людям с ограниченными возможностями — показатель зрелости общества и даже показатель отношения общества к самому себе.  И то, что в принципе люди сегодня стали хотя бы терпимее к каким-то особенностям других людей — уже большой прогресс. Хотя неоправданная жестокость к этой категории населения случается. Но чем больше мы развиваемся, чем разумнее становимся, тем терпимее относимся к проблеме. У нас в стране много людей, готовых поучаствовать в жизни тех, у кого есть какие-то проблемы со здоровьем. Достаточно просто добрых и сострадательных людей. Но мест, где они могут реально помочь, еще мало. Достаточно просто посмотреть, насколько среда приспособлена к людям с ограниченными возможностями. Количество пандусов, к сожалению, недостаточное, а все старые дома не подходят просто даже для въезда детской коляски.

Но нельзя не замечать и положительных изменений! Общество сильно продвинулось в принятии людей с особенностями и ограничениями. Создается доступная среда, вводится инклюзивное образовании, детей с инвалидностью берут в приемные семьи, родители перестают стесняться своих детей с особенностями. Общество меняется, но, к сожалению,  не так быстро, как этого хотелось. И поэтому те, кто близко столкнулся с этой проблемой, чаще злятся на тех, кто ещё не смог переосмыслить и принять непохожесть одного человека на другого.

Порой родители особенных деток сами забывают, что у них ушло какое-то время на то, чтобы принять своего ребёнка таким, какой он есть, смириться с теми или иными вещами, связанными со здоровьем ребёнка. При этом они испытывают острую боль, когда сталкиваются с непониманием общества: косыми взглядами людей на улице, замечаниями в общественном транспорте, советами как воспитывать и куда пойти лечиться. Согласитесь, звучит жестоко, особенно от людей, которые не понимают, что именно происходит с ребёнком в силу ряда причин.

Как для мамы, воспитывающей особенного ребенка, для меня, неуместные проявления неподготовленных людей при встрече с такими детьми, в первую очередь, связаны с отсутствием знаний. Они не знают, как себя вести в возникшей ситуации, сталкиваются со страхом совершить ошибку, растеряться, или навредить, а также со своей тревогой, что не справятся со своими чувствами. Ведь в нас заложена эмпатия, и мы не можем оставаться равнодушными при виде очевидных, как нам кажется, дефектов у человека. А это, как правило, вызывает сильные переживания, с которыми приходится справляться и порой даже подавлять свои естественные реакции, чтобы не обидеть человека.

По собственному примеру убеждена, что для этого общество необходимо просвещать. Кто это сделает? Все: и родители, и учителя, и общество, и волонтеры… А главное —  любовь человеческих сердец. И никто не сможет это сделать лучше самих родителей и близких людей, которые в силу необходимости научились во всем этом разбираться. Кто, как не они, смогут лучше всего донести до других, что это не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Хорошо бы, чтобы родители и родственники сами не стеснялись и не боялись об этом говорить, подсказывать и рассказывать не знающим, что за этим стоит и как лучше к этому относиться. Когда стоит оберегать и защищать таких людей, когда не уделять повышенное внимание, когда сочувствовать или помогать и т. д.

Самое сложное – «достать» инвалида из его скорлупы. Человек, который сидит дома 5-10 лет, а то и всю жизнь, уже не видит себя за порогом своей квартиры, дома. Он выбирается раз в год на пару недель в больницу или в поликлинику. Весь его круг общения — это родные и близкие, соседи по палате в больнице. В итоге люди замыкаются, и до них тяжело достучаться. Некоторые не то что работать не хотят — они не хотят даже из дому выходить. И здесь начинаются настоящие проблемы – апатия, алкоголизм, наркотики, суициды, игромания…

Конечно, среди людей с ограниченными возможностями встречаются и такие, кто думает: если он инвалид, значит, ему можно не работать, а государство или кто-то еще должны его содержать. Но, поверьте, таких единицы.

Отношение к теме инвалидности в обществе действительно меняется, но не так быстро, как мы бы этого хотели. Настоящая инклюзия будет тогда, когда мы перестанем использовать термин «инвалид», отделяя таким образом себя от «них», а будем говорить о людях: человеке с ментальными нарушениями, человеке с инвалидностью или человеке с особыми потребностями. Это произойдет тогда, когда тема доступности и адаптации среды перестанет восприниматься, как только тема физической доступности, а также тогда, когда в обществе поймут, что люди с инвалидностью неотделимы от него, и что самому обществу выгодна и удобна адаптация среды под них, потому что такая среда становится комфортной для каждого.

Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других. От инвалидности не застрахован никто. Это не приговор, в конце концов, это всего лишь вызов человеку, который нужно принять, а, приняв, победить!

 

Татьяна АРГУНОВА-ВЕКО

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.