Система «3 плюс 3»

пенсио

Несколько лет тому назад ко мне в кабинет заглянул пенсионер – бывший главный инженер одного из городских предприятий и задал неожиданный вопрос: «Я 23 года проработал главным инженером ряда предприятий. Почему размер моей пенсии ниже, чем у моей племянницы, которая всю жизнь просидела в секретарях сельсовета?»

Я уж не помню всех деталей нашего разговора тогда. Но аргументировал тем, что и племянница его не сидела, а работала. И, что он, работая главным инженером, получал в пять раз больше, чем его родственница. А теперь, мол, она получает пенсию по госслужбе.

Посетитель тогда задал мне второй вопрос: «Почему же я сегодня получаю пенсию такую же, как мой бывший слесарь? Почему такая уравниловка?»

Конечно, вряд ли возможно создать идеальную пенсионную систему, которая бы удовлетворяла каждого пенсионера. Но белорусское государство ищет ответы и на этот вопрос.

В Беларуси, как и во всей Европе, усиливается тенденция старения населения. Численность пенсионеров в нашей стране составляет почти 27 % населения.

В прошедшем пятилетии государство выполнило все обязательства по сохранению финансовой стабильности пенсионной системы и поддержанию покупательной способности пенсионных выплат. Расходы фонда социальной защиты населения на выплату пенсий в 2016-2020 годах составили 54,8 млрд. руб. Только в 2020 году расходы на пенсии составили свыше 9 % ВВП республики.

С 2017 года реальный рост назначенных пенсий опережает инфляцию. В то же время с 2016 по 2020 год с 41,5 до 37,9 % снизилось соотношение среднего размера пенсии по возрасту неработающего пенсионера со средней заработной платой. Поэтому, как отметил в своем докладе на шестом Всебелорусском народном собрании Глава нашего государства Александр Лукашенко, рост благосостояния пенсионеров остается в числе важнейших приоритетов социальной политики на 2021-2025 годы.

Соотношение среднего размера государственной пенсии по возрасту и средней заработной платы работников будет поддерживаться на уровне не менее 40 %.

Одновременно поставлена задача сформировать эффективную многоуровневую пенсионную систему, повысить ее устойчивость через развитие корпоративных пенсионных программ и частных пенсионных сбережений.

Каждый год количество тех, кто копит себе «вторую пенсию», становится больше на 10 %. Около 200 тысяч человек заключили договоры на страхование дополнительной пенсии. При этом почти 90 % таких договоров приходится на организации, т. е. страховые взносы осуществляют наниматели. И эта работа будет активизирована.

Новым механизмом совершенствования пенсионной системы, как заявил на Всебелорусском народном собрании Президент Беларуси, станет подготовка программы «3 плюс 3». И работа эта уже идет полным ходом.

11 марта текущего года, как сообщила БЕЛТА, специалисты ФПБ и Минтруда в штаб-квартире национального профцентра обсудили предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения: систему «3 плюс 3», дифференциацию выплат, перераспределение взносов между нанимателями и работниками, и т.д.

Федерация профсоюзов Беларуси еще в начале года направила в Министерство труда и социальной защиты свои предложения о развитии пенсионной системы. Они касались дополнительного пенсионного страхования, дифференциации выплат в зависимости от трудового вклада каждого работника, начисления пенсий работающим пенсионерам, отдельных аспектов профессиональной и льготной пенсии. В общем, все предложения были сформированы на основе тех вопросов, которые поднимаются в трудовых коллективах республики.

Как выяснилось в ходе обсуждения, сегодня некоторые из этих инициатив уже находятся в стадии практической проработки. В частности, министр труда и социальной защиты Ирина Костевич представила возможный механизм развития дополнительного пенсионного страхования. Речь идет о создании системы «3 плюс 3»: если работник решит отчислять из своей зарплаты 3% на дополнительную пенсию, то столько же на его персональный счет перечислит и наниматель. Причем предполагается, что на эти накопления будет распространяться право наследования. Также важно отметить: данная система не повлечет за собой дополнительные издержки для бизнеса. Эти перечисления предлагается производить как часть тех 28% страховых взносов, которые сегодня уплачивает за работника наниматель.

Также на встрече широко обсуждалась тема более существенной дифференциации пенсионных выплат. Министерством труда уже прорабатываются варианты решения этого вопроса. Речь о том, чтобы повысить зависимость размера пенсии от уровня заработной платы и трудового стажа работников. Это позволит уйти от проблемы так называемой «уравниловки», которую поднимали и поднимают во многих трудовых коллективах. Чем больше трудовой вклад работника, тем выше должна быть его пенсия.

Также, по мнению представителей Министерства труда и социальной защиты, повышению реальных пенсий послужит более широкое применение механизма «отложенной пенсии». Эта система была введена еще в 2012 году. Она предполагает, что если человек по достижении пенсионного возраста продолжает работать и отказывается на это время от пенсионных выплат, то размер его пенсии значительно увеличивается. Так, по расчетам специалистов, за пять отложенных лет возможно повышение выплат в 1,7-1,8 раза. Но на сегодня этот механизм не получил широкого распространения. Всего в стране только порядка 6 тыс. работников воспользовались возможностью таким образом увеличить пенсию. К сожалению, во многих коллективах об этом просто не знают.

Еще одна тема, которая была поднята на встрече, — перераспределение взносов между нанимателями и работниками. Это вопрос не новый: представители бизнес-союзов не единожды выступали с предложением изменить подходы и уравнять страховые отчисления нанимателя и работника. Федерация профсоюзов выступает категорически против этой инициативы, поскольку это в конечном итоге может привести к снижению реальной заработной платы людей. Не находят эти предложения поддержки и у органов власти. Как было отмечено во время обсуждения, невозможно гарантировать, что в результате снижения страховых выплат наниматели пропорционально повысят заработную плату работникам, к тому же это может способствовать выплате части зарплаты в конверте.

Также ФПБ продолжает настаивать на необходимости более справедливого отношения к работающим пенсионерам. «Проблема затрагивает интересы достаточно большого количества людей. Это свыше 400 тыс. человек, — отметил председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда. — Сегодня в стране принята национальная стратегия активного долголетия. Одна из целей, заложенных в этой программе, — это стимулирование более продолжительной трудовой жизни, формирование комфортного уровня дохода пожилых граждан. Но существующие подходы противоречат этому. Сейчас, если работник продолжает работать по достижении пенсионного возраста, размер его пенсии не пересчитывается, независимо от того, сколько он еще проработал на пенсии. При этом работник по-прежнему отчисляет страховые взносы. К тому же определенным коэффициентом ограничивается и размер его пенсии. Это не мотивирует людей дальше продолжать легально работать. В связи с этим мы настаиваем на том, что необходимы изменения. Один из вариантов, который мы предлагаем, — освободить работников от уплаты 1% от зарплаты в фонд социальной защиты населения. Или же производить перерасчет зарплаты с учетом работы после достижения пенсионного возраста. Это будет справедливо по отношению к людям, которые уже выработали необходимый стаж и внесли свой вклад в формирование солидарной пенсионной системы».

Таким образом, работа по совершенствованию пенсионного обеспечения, как и была поставлена задача на всебелорусском форуме, находится в активной фазе. Будем надеяться, что она не только даст ответы на имеющиеся  вопросы, но и порадует большинство пенсионеров.

Иван ГАРИСТ.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.