Связующее звено эффективного взаимодействия различных ветвей власти

дворец независимости

В настоящее время институт президентства учрежден более чем в 150 странах мира и характерен для всех современных государств республиканской формы правления. Сам термин «президент» впервые был использован в Конституции США 1787 года. Из европейских стран первыми президентскими республиками стали Франция и Швейцария (1848 год).

Для Республики Беларусь институт президентства является достаточно новым. Ему всего лишь 30 лет. В 1994 году с принятием новым суверенным государством Конституции впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти Основной закон предусматривал должность Президента Республики Беларусь.

Статья 95 Конституции 1994 года гласила, что Президент является Главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Конституционно-правовой статус Президента значительно изменился в 1996 году – после принятия на республиканском референдуме новой редакции Конституции. Дальнейшее развитие и конкретизацию правовой статус Президента, его полномочия получили и в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь».

Конституция закрепила важнейшие функции Президента, которые касаются основ жизнедеятельности государства и общества. Основной закон определил его не только Главой государства, но и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет государство в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета страны, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент как гарант Конституции обеспечивает эффективное взаимодействие между органами государственной власти, имеет важнейшее значение для практической реализации принципа разделения властей. По Конституции Президент занимает особое положение в системе государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей. Так, в сфере законодательной ветви власти Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. Он подписывает законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики Национального собрания, имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей. Президент обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением. Он же осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами самоуправления, имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их законодательству.

В отношении исполнительной ветви власти Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Глава государства назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка.

В сфере взаимодействия с судебной ветвью власти Президент: с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов, назначает на должность судей Верховного Суда, шесть судей Конституционного Суда и иных судей Республики Беларусь. И именно Президент осуществляет помилование осужденных.

Некоторыми полномочиями Президент наделен в силу своего особого конституционно-правового статуса. Так, Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, возглавляет Совет Безопасности страны. Как Глава государства он решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища.

На основе и в соответствии с Конституцией Президент издает указы и распоряжения, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

В политико-правовом, экономическом и социальном развитии государства важное значение имеют также директивы Главы государства (всего их 5). Они определяют стратегические направления развития государства в сферах обеспечения общественной безопасности и дисциплины, дебюрократизации госаппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения, экономической безопасности, развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь.

Наделение Президента такими полномочиями одновременно означает ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей. В части взаимодействия с населением Президентом созывается Всебелорусское народное собрание, делегаты которого представляют все регионы республики. Основная цель форума – обсуждение итогов реализации программы социально-экономического развития страны и проекта новой программы на очередные пять лет. Но это еще и отчет органов власти перед населением, на котором определяются стратегические задачи на перспективу.

Важная форма взаимодействия Главы государства с населением страны и его представителями (Парламентом) – обращение Президента с ежегодными Посланиями к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, в котором дается оценка текущей ситуации в стране, отражаются основные направления внутренней и внешней политики, ставятся конкретные задачи на ближайшую перспективу.

Для обеспечения эффективной полноценной деятельности Президента, реализации его полномочий созданы Администрация Президента и другие органы государственного управления. Администрация обеспечивает реализацию полномочий Президента в области права, кадровой, социально-экономической и внешней политики, идеологии, а также иных функций Главы государства в различных сферах.

Что касается сферы национальной безопасности и обороны, здесь деятельность Президента обеспечивается Государственным секретариатом Совета Безопасности, а организационно-техническое обеспечение деятельности Президента осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Новый уклад общественной жизни, появление и развитие рыночных отношений требуют слаженного взаимодействия всей системы органов государственной власти, а также принятия взвешенных политических решений. И на этапе первоначального развития суверенной Беларуси именно институт президентства стал тем связующим звеном, которое обеспечило эффективное взаимодействие различных ветвей власти. Несмотря на свою небольшую историю в нашем государстве, институт президентства сформировался и стал неотъемлемым элементом системы высших органов государственной власти. Именно он выступает одним из важнейших ее символов и олицетворяет единство народа Беларуси.

 

Александр Веко.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.