Важно, чтобы люди принимали решения, на которые будут опираться госорганы
Вопросы формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства стали темой совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
Участниками мероприятия 20 октября стали представители законодательной, судебной, исполнительной ветвей власти, в том числе спикеры обеих палат парламента, председатели Конституционного и Верховного судов, исполнительных комитетов областей и Минска, а также руководители правительства, Администрации Президента, Федерации профсоюзов Беларуси, Центризбиркома, Национального центра законодательства и правовых исследований, республиканского общественного объединения «Белая Русь».
Тем не менее в начале совещания Президент высказался по двум другим актуальным темам, крайне важным для общества на текущем этапе. Одна из них – это завершение в стране уборочной кампании, в связи с чем глава государства обратился к губернаторам и еще раз потребовал от них динамичной, эффективной работы по уборке урожая и проведения в срок сельскохозяйственных мероприятий. Вторая касается введенного ранее моратория на рост цен. Александр Лукашенко еще раз пояснил свою позицию по данному вопросу, подчеркнув, что речь не идет о тотальной заморозке цен на все подряд товары и услуги, а суть в том, чтобы наладить действенную систему контроля за ценообразованием и не допускать их необоснованного повышения ради чьей-то наживы.
Возвращаясь к тематике совещания, Глава государства напомнил, что в феврале этого года состоялся референдум, где народ определил пути дальнейшего развития Беларуси. «Для нас с вами эти решения референдума – фундаментальные, стратегические направления, по которым необходимо работать, – подчеркнул он. – Решение поставленных задач требует построения надлежащей правовой основы».
В первую очередь, по его словам, следует определить порядок формирования и деятельности нового органа власти – Всебелорусского народного собрания, скорректировать избирательное законодательство. И соответствующие законопроекты уже подготовлены. «Но, как меня информируют, отдельные положения этих законопроектов вызвали серьезнейшие дискуссии. Ряд принципиально новых наработок мы сегодня обсудим», – сказал Александр Лукашенко.
Что касается законопроекта о ВНС, то его необходимо принять не позднее марта 2023 года. «Времени, как видите, на раскачку практически нет», – обратил внимание Президент.
«ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы. То есть нам легче будет работать, если эта толока (1,2 тыс., или сколько вы предлагаете человек), соберутся представители оттуда, снизу, которые видят цены в магазинах, гайки крутят и хлеб высевают, и примут решение, в каком направлении двигаться».
При этом Александр Лукашенко обратил внимание, что в отличие от депутатов делегаты ВНС работают на общественных началах, они не задействованы на постоянной основе, как на основной работе. «Поэтому не надо вопить и кричать, что мы тут огромные деньги будем тратить на ВНС», – заметил белорусский лидер.
Глава государства выразил уверенность, что у ВНС должны быть не только полномочия, определенные Конституцией, но и другие, и Основной закон это позволяет. «Но это не значит, что мы там должны расширяться и Всебелорусское народное собрание будет не только пересекать какие-то полномочия Президента, парламента, судебной власти, но, еще хуже, мешать будет им работать. Этого быть не должно. ВНС должно заниматься своими вопросами – теми, которые не будут входить в компетенцию других органов власти. Оно наверху, как народное вече, – обсудили, приняли решение по определенным вопросам, порекомендовали, покритиковали и разошлись. Все остальные, как и сегодня, решают свои повседневные вопросы», – сказал Александр Лукашенко.
Он также указал на необходимость обеспечить непрерывную работоспособность собрания без создания громоздкого административного аппарата. «Этого ни в коем случае не будет, это я гарантирую», – добавил Глава государства.
По его словам, в законе о ВНС следует разложить по полочкам такие вопросы, как компетенция, механизм образования, состав делегатов и требования к ним. Порядок избрания делегатов будет детально прописан в Избирательном кодексе.
Говоря о предстоящей в 2024 году избирательной кампании, глава государства обратил внимание, что она должна пройти по новым правилам и не будет легкой. На совещании, по его словам, предстоит ответить на вопросы, чего не хватает в плане работы по новым правилам, достаточно ли мер, позволяющих противодействовать попыткам дезорганизации выборов. К этому надо готовиться.
«Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации», – сказал Президент. Он также сделал ироничную отсылку к началу совещания, когда критично высказался по поводу работы губернаторов по завершению уборочной кампании и решений правительства в части контроля за ценообразованием: «Да еще вовремя убирать, пахать не хотим и цены контролировать, чтобы люди видели, что мы — государство для народа. Ну, так давайте будем для народа».
Глава государства в этой связи подчеркнул, что подготовка должна сводиться не только к реагированию на те или иные возможные действия, наподобие того, как «выйти и в коротких юбчонках с разрезом до пояса цветочками помахать». Но надо информировать население о сути происходящих процессов и имеющихся угрозах, чтобы люди могли сами осознанно делать выводы и принимать решения. «Вы знаете, я поручил силовикам и другим проинформировать народ о том, что происходит. Это еще очень важная проблема. Все: «Вот, это проблема, Лукашенко народ запугать хочет». Наоборот! Я не хочу, чтобы вы запугивались. Я хочу просто, чтобы народу донесли все то, что происходит, почти на 100% открыто. А народ потом пусть принимает решение. Если за два года не убедились, что с нами хотели и хотят сделать, то пусть слушают и принимают решение. Хотите через беду пройти – пожалуйста. Знамя в руки и идите. Хотите, чтобы было тихо и спокойно, чтобы утром и вечером если не самим в душ сходить (хотя, думаю, все имеют такую возможность), так хоть деток своих искупать в теплой воде, чтобы тепло в доме было, чтобы газ, нефть и прочее было, чтобы было утром и вечером чего-то перекусить, поесть, одеться во что-то, если вы этого хотите (это тоже вариант), тогда зубы сжали и вперед, делайте то, что я вам говорю», – сказал белорусский лидер.
Продолжая разговор об изменениях избирательного законодательства, Александр Лукашенко сказал: «ЦИК предлагает существенное сокращение количества окружных избирательных комиссий. Обсудим это. Не думаю, что это перегрузит кого-то, но тем не менее давайте это тоже обсудим. В такой увязке мы должны посмотреть на выборы за рубежом, разобраться в иных проблемах».
О подробностях ожидаемых новаций журналистам рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко.
По словам Игоря Карпенко, в целом концептуально изменения в избирательное законодательство Президентом были поддержаны. «Понятно, что еще будет депутатский корпус работать. Хотя он уже подключался на этапе разработки законопроекта о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Беларусь. Ну, я думаю, что мы проведем совместно с депутатами выездные заседания профильных комиссий и ряд диалоговых площадок. Хотя мы уже это тоже делали частично. Вот сегодня было поручено провести обсуждение еще с представителями общественных организаций, политических партий. То есть мы готовы в этом плане поработать», – сказал он.
Игорь Карпенко обозначил три основных направления, по которым будет совершенствоваться избирательное законодательство.
Во-первых, кодекс приводится в соответствие с внесенными изменениями в Конституцию. Учитываются вытекающие отсюда вопросы. В том числе включается норма о праве участвовать в выборах гражданам, которые находятся в следственном изоляторе и в их отношении еще не вынесен судебный приговор.
Кроме того, в обновленном кодексе найдет отражение ряд новых требований, предъявляемых к кандидатам в президенты и депутаты.
Второй блок изменений в Избирательный кодекс связан с новациями в законодательстве, которые в настоящее время параллельно принимаются либо уже закреплены в законодательных актах. В частности, это касается законов о политических партиях, о гражданском обществе, Всебелорусском народном собрании.
И третий достаточно большой блок изменений вытекает из анализа практики избирательных процессов как в Беларуси, так и за ее пределами, в том числе международных договоров, к которым присоединилась Беларусь.
Игорь Карпенко поделился в этом плане некоторыми подробностями: «Мы предлагаем, раз единый день голосования и будут выборы депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов всех местных советов в один день, в частности 25 февраля 2024 года, соответственно, нужно создать и определенные правовые нормы, которые бы позволили и комиссиям работать качественно. Например, на местных советах у нас нет порога явки избирателей. То есть сколько пришло на избирательные участки, от этого количества избрали депутатов. На парламентских выборах порог явки есть (требуется участие в голосовании более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. – Прим. БЕЛТА). Вот мы предлагаем этот порог явки снять. То есть уравнять эти все выборы для того, чтобы и комиссиям было проще работать, и субъектам, которые организуют всю эту деятельность».
Еще одна новация предлагается в отношении аккредитации наблюдателей. Сейчас наблюдатель может прийти и аккредитоваться для наблюдения на выборах даже в день голосования. «Мы предлагаем все-таки это сделать до начала досрочного голосования. А то получается неравномерная нагрузка на комиссии. Пока комиссия дежурит, выверяет списки, никто к ней не приходит, не задает никаких вопросов, не аккредитовывается. А как только начали выдавать бюллетени (началось голосование, идут люди, даже иногда очередь образуется, чтобы получить бюллетень), тут приходят люди и говорят: «Давайте нас зарегистрируйте, аккредитуйте наблюдателями». Наверное, это тоже несправедливо. Поэтому если тебя целенаправленно выдвигает какая-либо организация, граждане, трудовой коллектив наблюдать за выборами или референдумом, значит, позаботься заранее – приди, аккредитуйся в комиссии, ознакомься, где будет проходить голосование, познакомься с членами комиссии», – рассказал Игорь Карпенко.
Он анонсировал, что на следующей неделе ЦИК как раз планирует провести заседание, где одним из вопросов будет обсуждение ожидаемых новаций.
Александр Круцкий по материалам БЕЛТА.