Важно, чтобы люди принимали решения, на которые будут опираться госорганы

000019_0FC749A87E8EDB8E432588E1002BF323_215056

Вопросы формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства стали темой совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко.

Участниками мероприятия 20 октября стали представители законодательной, судебной, исполнительной ветвей власти, в том числе спикеры обеих палат парламента, председатели Конституционного и Верховного судов, исполнительных комитетов областей и Минска, а также руководители правительства, Администрации Президента, Федерации профсоюзов Беларуси, Центризбиркома, Национального центра законодательства и правовых исследований, республиканского общественного объединения «Белая Русь».

Тем не менее в начале совещания Президент высказался по двум другим актуальным темам, крайне важным для общества на текущем этапе. Одна из них – это завершение в стране уборочной кампании, в связи с чем глава государства обратился к губернаторам и еще раз потребовал от них динамичной, эффективной работы по уборке урожая и проведения в срок сельскохозяйственных мероприятий. Вторая касается введенного ранее моратория на рост цен. Александр Лукашенко еще раз пояснил свою позицию по данному вопросу, подчеркнув, что речь не идет о тотальной заморозке цен на все подряд товары и услуги, а суть в том, чтобы наладить действенную систему контроля за ценообразованием и не допускать их необоснованного повышения ради чьей-то наживы.

Возвращаясь к тематике совещания, Глава государства напомнил, что в феврале этого года состоялся референдум, где народ определил пути дальнейшего развития Беларуси. «Для нас с вами эти решения референдума – фундаментальные, стратегические направления, по которым необходимо работать, – подчеркнул он. – Решение поставленных задач требует построения надлежащей правовой основы».

В первую очередь, по его словам, следует определить порядок формирования и деятельности нового органа власти – Всебелорусского народного собрания, скорректировать избирательное законодательство. И соответствующие законопроекты уже подготовлены. «Но, как меня информируют, отдельные положения этих законопроектов вызвали серьезнейшие дискуссии. Ряд принципиально новых наработок мы сегодня обсудим», – сказал Александр Лукашенко.

Что касается законопроекта о ВНС, то его необходимо принять не позднее марта 2023 года. «Времени, как видите, на раскачку практически нет», – обратил внимание Президент.

«ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы. То есть нам легче будет работать, если эта толока (1,2 тыс., или сколько вы предлагаете человек), соберутся представители оттуда, снизу, которые видят цены в магазинах, гайки крутят и хлеб высевают, и примут решение, в каком направлении двигаться».

При этом Александр Лукашенко обратил внимание, что в отличие от депутатов делегаты ВНС работают на общественных началах, они не задействованы на постоянной основе, как на основной работе. «Поэтому не надо вопить и кричать, что мы тут огромные деньги будем тратить на ВНС», – заметил белорусский лидер.

 

Глава государства выразил уверенность, что у ВНС должны быть не только полномочия, определенные Конституцией, но и другие, и Основной закон это позволяет. «Но это не значит, что мы там должны расширяться и Всебелорусское народное собрание будет не только пересекать какие-то полномочия Президента, парламента, судебной власти, но, еще хуже, мешать будет им работать. Этого быть не должно. ВНС должно заниматься своими вопросами – теми, которые не будут входить в компетенцию других органов власти. Оно наверху, как народное вече, – обсудили, приняли решение по определенным вопросам, порекомендовали, покритиковали и разошлись. Все остальные, как и сегодня, решают свои повседневные вопросы», – сказал Александр Лукашенко.

Он также указал на необходимость обеспечить непрерывную работоспособность собрания без создания громоздкого административного аппарата. «Этого ни в коем случае не будет, это я гарантирую», – добавил Глава государства.

По его словам, в законе о ВНС следует разложить по полочкам такие вопросы, как компетенция, механизм образования, состав делегатов и требования к ним. Порядок избрания делегатов будет детально прописан в Избирательном кодексе.

Говоря о предстоящей в 2024 году избирательной кампании, глава государства обратил внимание, что она должна пройти по новым правилам и не будет легкой. На совещании, по его словам, предстоит ответить на вопросы, чего не хватает в плане работы по новым правилам, достаточно ли мер, позволяющих противодействовать попыткам дезорганизации выборов. К этому надо готовиться.

«Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации», – сказал Президент. Он также сделал ироничную отсылку к началу совещания, когда критично высказался по поводу работы губернаторов по завершению уборочной кампании и решений правительства в части контроля за ценообразованием: «Да еще вовремя убирать, пахать не хотим и цены контролировать, чтобы люди видели, что мы — государство для народа. Ну, так давайте будем для народа».

Глава государства в этой связи подчеркнул, что подготовка должна сводиться не только к реагированию на те или иные возможные действия, наподобие того, как «выйти и в коротких юбчонках с разрезом до пояса цветочками помахать». Но надо информировать население о сути происходящих процессов и имеющихся угрозах, чтобы люди могли сами осознанно делать выводы и принимать решения. «Вы знаете, я поручил силовикам и другим проинформировать народ о том, что происходит. Это еще очень важная проблема. Все: «Вот, это проблема, Лукашенко народ запугать хочет». Наоборот! Я не хочу, чтобы вы запугивались. Я хочу просто, чтобы народу донесли все то, что происходит, почти на 100% открыто. А народ потом пусть принимает решение. Если за два года не убедились, что с нами хотели и хотят сделать, то пусть слушают и принимают решение. Хотите через беду пройти – пожалуйста. Знамя в руки и идите. Хотите, чтобы было тихо и спокойно, чтобы утром и вечером если не самим в душ сходить (хотя, думаю, все имеют такую возможность), так хоть деток своих искупать в теплой воде, чтобы тепло в доме было, чтобы газ, нефть и прочее было, чтобы было утром и вечером чего-то перекусить, поесть, одеться во что-то, если вы этого хотите (это тоже вариант), тогда зубы сжали и вперед, делайте то, что я вам говорю», – сказал белорусский лидер.

Продолжая разговор об изменениях избирательного законодательства, Александр Лукашенко сказал: «ЦИК предлагает существенное сокращение количества окружных избирательных комиссий. Обсудим это. Не думаю, что это перегрузит кого-то, но тем не менее давайте это тоже обсудим. В такой увязке мы должны посмотреть на выборы за рубежом, разобраться в иных проблемах».

О подробностях ожидаемых новаций журналистам рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко.

По словам Игоря Карпенко, в целом концептуально изменения в избирательное законодательство Президентом были поддержаны. «Понятно, что еще будет депутатский корпус работать. Хотя он уже подключался на этапе разработки законопроекта о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Беларусь. Ну, я думаю, что мы проведем совместно с депутатами выездные заседания профильных комиссий и ряд диалоговых площадок. Хотя мы уже это тоже делали частично. Вот сегодня было поручено провести обсуждение еще с представителями общественных организаций, политических партий. То есть мы готовы в этом плане поработать», – сказал он.

Игорь Карпенко обозначил три основных направления, по которым будет совершенствоваться избирательное законодательство.

Во-первых, кодекс приводится в соответствие с внесенными изменениями в Конституцию. Учитываются вытекающие отсюда вопросы. В том числе включается норма о праве участвовать в выборах гражданам, которые находятся в следственном изоляторе и в их отношении еще не вынесен судебный приговор.

Кроме того, в обновленном кодексе найдет отражение ряд новых требований, предъявляемых к кандидатам в президенты и депутаты.

Второй блок изменений в Избирательный кодекс связан с новациями в законодательстве, которые в настоящее время параллельно принимаются либо уже закреплены в законодательных актах. В частности, это касается законов о политических партиях, о гражданском обществе, Всебелорусском народном собрании.

И третий достаточно большой блок изменений вытекает из анализа практики избирательных процессов как в Беларуси, так и за ее пределами, в том числе международных договоров, к которым присоединилась Беларусь.

Игорь Карпенко поделился в этом плане некоторыми подробностями: «Мы предлагаем, раз единый день голосования и будут выборы депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов всех местных советов в один день, в частности 25 февраля 2024 года, соответственно, нужно создать и определенные правовые нормы, которые бы позволили и комиссиям работать качественно. Например, на местных советах у нас нет порога явки избирателей. То есть сколько пришло на избирательные участки, от этого количества избрали депутатов. На парламентских выборах порог явки есть (требуется участие в голосовании более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. – Прим. БЕЛТА). Вот мы предлагаем этот порог явки снять. То есть уравнять эти все выборы для того, чтобы и комиссиям было проще работать, и субъектам, которые организуют всю эту деятельность».

Еще одна новация предлагается в отношении аккредитации наблюдателей. Сейчас наблюдатель может прийти и аккредитоваться для наблюдения на выборах даже в день голосования. «Мы предлагаем все-таки это сделать до начала досрочного голосования. А то получается неравномерная нагрузка на комиссии. Пока комиссия дежурит, выверяет списки, никто к ней не приходит, не задает никаких вопросов, не аккредитовывается. А как только начали выдавать бюллетени (началось голосование, идут люди, даже иногда очередь образуется, чтобы получить бюллетень), тут приходят люди и говорят: «Давайте нас зарегистрируйте, аккредитуйте наблюдателями». Наверное, это тоже несправедливо. Поэтому если тебя целенаправленно выдвигает какая-либо организация, граждане, трудовой коллектив наблюдать за выборами или референдумом, значит, позаботься заранее – приди, аккредитуйся в комиссии, ознакомься, где будет проходить голосование, познакомься с членами комиссии», – рассказал Игорь Карпенко.

Он анонсировал, что на следующей неделе ЦИК как раз планирует провести заседание, где одним из вопросов будет обсуждение ожидаемых новаций.

Александр Круцкий по материалам БЕЛТА.

 

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.