Тема недели: Лукашенко провел расширенное совещание с руководством Совмина

000019_D67B6AA622638C55432589280009996A_223233

Работа над ошибками. Лукашенко раскритиковал членов правительства за плохую проработку ряда важных решений

Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 февраля провел расширенное совещание с руководством Совета Министров. Глава государства раскритиковал чиновников за плохую проработку ряда важных решений, которые были внесены на рассмотрение главы государства.

«У нас сложилась хорошая традиция, можно сказать, — советоваться по важнейшим вопросам, которые внесены на решение Президента. Это значит указ или распоряжение Президента. Проекты подготовлены, некоторые вопросы по этим проектам есть. Я хотел бы получить уточняющие и дополнительные ответы на них. Нам предстоит рассмотреть несколько важных экономических вопросов, принять по ним оптимальные для государства решения», — отметил Александр Лукашенко, открывая совещание.

Вниманию Президента были представлены проекты документов, которые касаются расширения функций центров по обслуживанию бюджетных организаций, финансирования государственных театров, механизма присоединения низкоэффективных сельскохозяйственных организаций к госпредприятиям, поддержки ОАО «МАЗ». По каждому из вопросов Александр Лукашенко высказал жесткую критику, не согласившись с рядом предложенных в проектах документов подходов. Глава государства аргументированно и на конкретных примерах указал ответственным лицам на поверхностный подход при подготовке важных документов, порой недостаточное внимание вопросам рачительного расходования бюджетных средств.

Лукашенко отверг предложения об «огульном подходе» по присоединению низкоэффективных сельхозпредприятий

Со стороны правительства было озвучено предложение указом Президента ввести очередные меры по работе с проблемными организациями АПК, а именно по присоединению их к государственным предприятиям.

«Вы хотите присоединить колхозы, совхозы к государственным промышленным промпредприятиям. Такое вам было поручение — чтобы мы этот процесс постоянно держали в поле зрения и это делали, — сказал Президент. — Я вам поручил этот процесс держать в поле зрения и, если нужно, внести предложения. Вы вносите предложение. Какое? Кого сегодня к кому будем присоединять?»

Как пояснил министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, речь преимущественно о 127 сложных сельхозорганизациях, из которых 117 находятся в трех областях — Гомельской (более 50), Могилевской и Минской. По его словам, в проекте указа, вынесенном на обсуждение, предлагалось закрепить условия для тех госпредприятий, которые возьмутся за налаживание работы в низкоэффективных объектах АПК. Например, предусмотреть для них общие рамочные условия в части льгот, реструктуризации задолженности, отсрочки по некоторым выплатам и так далее.

Однако глава государства задал резонный вопрос: зачем менять что-либо в существующей системе, когда и сейчас есть механизм для того, чтобы присоединять, говоря по-народному, колхозы, совхозы к предприятиям. «Чем вас не устраивает эта система?» — спросил Александр Лукашенко. Например, дополнительные условия для конкретных предприятий, к которым присоединяют сельхозорганизацию, можно прописать в распоряжении Президента, сохраняя таким образом действующую систему принятия решений. «Губернатор определился, он знает, какие предприятия ему надо приводить в чувства, он внес предложение, проект решения Президента (готовится с учетом этого предложения. — Прим. БЕЛТА), Президент подписал. И в этом распоряжении о присоединении — вот такие сроки (указаны. — Прим. БЕЛТА) и реструктуризация вторым пунктом, еще какая-то льгота», — подробно рассказал глава государства, каким образом это можно решить сейчас без принятия дополнительных указов.

«Мы имеем $8,3 млрд в прошлом году доход от продовольствия (страна имеет поступление валюты), потому что мы в руках держали сельское хозяйство и модернизировали его, приводили в порядок, дисциплину наводили», — обратил внимание Президент.

Глава государства указал на то, что министерство и правительство, вынося проект указа на уровень Президента, не досконально проработали вопрос кого и куда нужно присоединять, а самое главное — нужны ли каждому госпредприятию, которое возьмет шефство над сельхозорганизацией, одинаковые льготы и преференции. Александр Лукашенко категорически отверг такой подход «общим чохом».

«Наверное, общим чохом и не получится», — сказал министр.

«Наверное» не бывает, когда мы речь ведем о ценнейшем продукте в нашей стране, когда речь идет о земельных угодьях, о ресурсах», — парировал белорусский лидер.

«Может, кому-то и надо льготу эту дать, а кому-то и не надо. Мы же речь ведем о присоединении колхозов и совхозов (считай — государственная собственность) к государственным предприятиям», — подчеркнул Президент. В качестве примера он привел «Беларуськалий», которому поручено взять шефство над несколькими сельхозорганизациями. Но помощь, дополнительные преференции от государства в данном случае не нужны.

Кроме того, Александр Лукашенко раскритиковал проект указа за то, что он создает условия для ухода от персональной ответственности за работу конкретных организаций. В случае с действующей системой контроль более жесткий, особенно в сфере решений по вопросам собственности. На этапе подготовки распоряжений Президента документы проходят через фильтр Администрации Президента. «Конечно, это надо пройти определенные барьеры и объясниться, почему вы вносите предложения фактически о приватизации, образно говоря, сельскохозяйственного предприятия», — заметил белорусский лидер.

«Надо было заставить Турчина по области определиться: вот у него 20 хозяйств, вот 20 инвесторов, госпредприятий, которым он передаст эти хозяйства. В одно распоряжение Президента приложением перечислили хозяйства и кому передаем… Плюс льготы, если надо», — привел пример Александр Лукашенко.

Глава государства еще раз напомнил, что два-три неэффективных предприятия АПК в районе — это зона ответственности председателя райисполкома, начальника управления сельского хозяйства. «Вы сейчас мне эти сложные хозяйства, которыми я поручил заниматься вертикали власти, вы их сейчас в кучу и уводите от ответственности тех, кто за это должен ответить», — пояснил по поводу предложенного проекта указа Президент.

«Я же вам сколько раз говорил: собственность, деньги и власть — три кита. Это главное в любой стране, — объяснил свою жесткую позицию в этом вопросе Александр Лукашенко. — Вы пришли у меня просить чохом принять решение, а в развитие этого у вас даже нет кого к кому вы завтра будете присоединять».

Он обратил внимание, что вопрос возможной приватизации является крайне важным, так как затрагивает интересы и конкретного предприятия, и региона, и страны в целом. Поэтому в Беларуси предусмотрена многоступенчатая система в этом вопросе. «Это важнейший вопрос — собственность», — подчеркнул он.

Александр Лукашенко в связи с этим напомнил, что в свое время в 90-е годы в Беларуси поставили надежный заслон так называемой прихватизации. Потому к вопросам распоряжения собственностью, тем более земельными ресурсами, необходимо подходить аккуратно и взвешенно, а не общим чохом.

По итогам совещания принято решение отказаться от отдельного указа Президента по данному вопросу. Глава государства поручил на уровне местных властей подробно разобраться в положении дел по каждой из проблемных сельхозорганизаций и при необходимости дополнительных решений Президента вносить предложения для подготовки распоряжений главы государства.

«Подход поняли? Леонид Константинович (Заяц, вице-премьер. — Прим. БЕЛТА), реализовывайте. И не дай бог вы не оздоровите эти 127 предприятий, — обратил внимание глава государства. — И то, надо еще разобраться, почему они такими стали. Разберитесь, а потом вносите предложения по каждому или группами по области, где будет конкретно расписано: этому инвестору даем льготы, этому — не даем и даже два предприятия присоединим».

Президент поручил изучить работу центров по обслуживанию бюджетных организаций

На рассмотрение главы государства был вынесен проект указа по расширению функций центров по обслуживанию бюджетных организаций. Правительство предлагает «догрузить» центры дополнительно работой: увеличить количество и расширить перечень обслуживаемых бюджетных организаций, дать центрам возможность представлять интересы организаций в судах, выступать заказчиками при строительстве.

Однако перед тем, как заслушать подробный доклад о нововведениях, одобрить или же отклонить их, Александр Лукашенко поинтересовался предысторией вопроса. Президент уточнил, как налажена работа этих учреждений и насколько в целом оказалось верным решение о создании подобных структур.

Как рассказал министр финансов Юрий Селиверстов, ранее хозгруппы и бухгалтерские службы были в каждом госучреждении. Однако по разным причинам обязанности, которые они выполняли, решили передать на аутсорс. Чтобы эта работа была централизована, в 2020 году в Беларуси создали специальные центры по обслуживанию бюджетных организаций, они и стали заниматься их бухгалтерией, снабжением, техобслуживанием и другими вопросами. Сегодня при исполкомах в стране работает 181 такой центр, они обслуживают более 9 тыс. организаций, доложил министр.

«Сегодня нам не требуется в каждой школе иметь бухгалтера, специалиста по закупкам, юриста, без которого хозяйственную деятельность осуществлять нельзя. Теперь эти люди находятся в центре и могут осуществлять эти функции для различного количества организаций», — пояснил Юрий Селиверстов.

Заслушав докладчиков, Президент усомнился, что принятые ранее меры принесли ожидаемый эффект. Кроме того, у главы государства возникли вопросы к юридической стороне вопроса: центры вроде бы существуют при исполкомах, но выведены из их структуры, и до конца не ясно, кому они подчиняются.

«Запланируйте мне поездку в один из районов. Я поеду в район и посмотрю, как это функционирует, — поручил Александр Лукашенко. — Централизовали — это правильно. Собрали в кучу — ради бога. Но желательно, чтобы централизация была мотивированной. Если вы централизовали и наполовину сократили, хорошо. Не дай бог, я поеду в райисполком и увижу там хоть одну закорючку не так».

Президент подчеркнул, что эти центры должны находиться в непосредственном подчинении председателя исполкома и не дублировать функции других структур, например, управлений по капитальному строительству, которые также находятся в подчинении местных органов власти.

«Более того. Начинаем хомутать на том, что еще не отработано. Не проработав, вот так вот выпихивать на Президента направление деятельности в целой стране. Пора уже не формально подходить к этому вопросу, — раскритиковал разработчиков документа глава государства. — Поэтому разбирайтесь и потом вносите предложения, чтобы это было жестко выстроено под исполком. У нас исполкомы сегодня не перегружены, они порой не знают, чем заниматься. Самое главное, как наши нововведения, которые мы планируем, отразятся на деятельности вновь включаемых бюджетных организаций, особенно в регионах? Обоснованные должны быть шаги, и мы должны от этих шагов получать эффект».

Александр Лукашенко поручил Комитету государственного контроля изучить на местах работу центров по обслуживанию бюджетных организаций, промониторить, насколько эффективна их деятельность. Администрации Президента поручено проработать документ с юридической точки зрения и максимально подробно прописать все положения, чтобы в будущем не возникало вопросов, кто за что отвечает и кому подчиняется.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.