Состоялся II республиканский медиафорум

000022_044EAA2C265DBAB34325886A002F1CFB_933221

В Витебске на прошлой неделе состоялся II Форум медийного сообщества Беларуси «Региональные медиа в цифровом пространстве: опыт, проблемы, перспективы», участником которого мне посчастливилось быть.

О чем там шел разговор? Какие вопросы поднимали? Как отметил в своем вступительном слове министр информации Беларуси Владимир Перцов, их немало: «В первую очередь – это как расширять свою аудиторию и наращивать присутствие государственных СМИ в новых медиа. Это такой общий вопрос, который я слышу, посещая многочисленные редакции районных СМИ. Для кого-то эта работа уже проделана в достаточно большом объеме, кто-то неплохо себя чувствует и в интернет-среде в целом, и социальных медиа, и в различных каналах – Telegram и Viber. Для кого-то это начало пути. Как сегодня выстраивать работу в недружественных цифровых средах?»

Информационное противостояние продолжается

Министр информации акцентировал внимание на том, что информационное противостояние продолжается.

«Маски сняты, идет информационная война. Наши оппоненты не стесняясь, без законодательного основания вырубают наши каналы, ограничивают внешний шлюз, вырезают Telegram-каналы. Впервые мы столкнулись с такой практикой, когда контентная часть месенджера удаляется. И это тоже новый вызов, с которым мы должны жить», – констатировал Владимир Перцов.

«Ни для кого не секрет, что информационное противостояние продолжается. Оно не спадает. От нас не отстанут. У нас еще впереди непростые годы, и мы должны стать действительно настоящими, эффективными СМИ, востребованными у читателей, зрителей, слушателей», — добавил руководитель ведомства.

Задачи региональных СМИ

 В своем выступлении министр информации указал: СМИ должны реагировать на проблемы жителей своего региона. «Чтобы все то, что волнует людей, – решалось при помощи ваших СМИ, а не только обозначалось. Тогда вы будете полезным каналом коммуникации и для ваших читателей, зрителей, слушателей, и органов власти, для страны в целом. Мы пристально анализируем работу региональных СМИ. Если проблемы региона находят отражение в пабликах, чатах, иных сообществах вашего конкретного региона и о них нет ни слова в вашем издании, соответственно, мы делаем вывод о низкой эффективности и востребованности вашего СМИ. До конца лета мы должны сделать выводы и предпринять необходимые действия по преобразованию региональных СМИ».

 Владирмир Перцев также отметил, что у региональных и центральных СМИ разные проблемы, но есть и общие.

«В регионе одни проблемы: как остаться востребованными, популярными среди своих пользователей, читателей, слушателей и зрителей. Поскольку аудитория молодеет, она переходит в интернет. Как адекватно отвечать на эти вызовы, как перестраивать свою работу, чтобы это были не просто копипасты газетных статей в интернете и социальных медиа, а совершенно уникальные и оперативные материалы.

У центральных СМИ тоже есть много своих вопросов. Во многом они перекликаются с деятельностью региональных СМИ. Но региональные СМИ никто не заменит. Ведь то, о чем пишут и рассказывают региональные СМИ, – это ваш конек, то, что никогда не будут делать СМИ центральные, тем более зарубежные».

«Но в то же время надо держать нос по ветру, осваивать современные технологии, не бояться, потому что ничего сложного нет. Есть журналистское слово, есть хорошие высокие стандарты белорусской журналистики, то, что можно трансформировать и применять в цифровой современной среде», – подчеркнул глава ведомства.

Используя видеоконтент, можно получить намного большую отдачу

В ходе обмена опытом на форуме, обсуждая тренды современной журналистики и идеи успешного продвижения государственного информационного продукта, генеральный директор УП «БЕЛТА», Ирина Акулович отметила, что с учетом запросов потребителей информации в последнее время их коллективом ставка сделана на мультимедийный формат. «У нас совсем небольшая команда. Но сегодня над мультимедийными проектами работают все. Видео снимают все – фотокоры, корреспонденты, отдел по освещению деятельности Президента. Потому что понимаем, что, используя видеоконтент, мы можем получить намного большую отдачу».

Ирина Акулович констатировала, что изменение подходов к работе по продвижению информационного продукта тут же принесло ощутимый результат. «За последний год число подписчиков нашего ютуб-канала выросло со 100 тыс. до 630 тыс. А вовлеченность увеличилась почти в 5 раз. За полгода канал вышел в лидеры по вовлеченности среди государственных СМИ и возглавляет рейтинг самых смотрибельных каналов страны, обойдя по просмотрам ведущие телеканалы. Ежедневно контент БЕЛТА смотрят около 200 тыс. зрителей (на сайте те же цифры — около 200 тыс. уникальных пользователей). Общее число просмотров только за 5,5 месяца этого, 2022 года составляет 158 млн. Причем каждый четвертый зритель отдает предпочтение просмотру с субтитрами».

Ирина Акулович также добавила, что в современных условиях перенасыщенного информацией медиарынка важно не просто обладать контентом, но и правильно его продвигать.

«Наша задача – говорить о главном. Мы с вами сами формируем свою аудиторию – темами, экспертами, подачей материала, форматом. Для общественно-политического контента особенно важна и репутация. Один промах, может, и простят, а вот дальше, каким бы крутым ни был контент, к нему уже не будет доверия. Кроме того, наши оппоненты очень внимательно следят за всем, что мы с вами делаем. Любая мелочь становится поводом для статей и разбора ошибок и чиновников, и государственных СМИ. Поэтому надо перепроверять источники информации, все факты, изучать спикеров на предмет их осведомленности и квалификации», – подчеркнула гендиректор БЕЛТА.

Журналисты должны руководствоваться правдой и иметь активную гражданскую позицию

Мысль Ирины Акулович продолжил модератор форума первый заместитель председателя правления ЗАО «Второй национальный телеканал» Дмитрий Бочков.

«Многие считают, что если идет информационная война и против нас работают фейками, значит, мы должны точно так же фейками отвечать. Это кардинальная ошибка. Президент во время семинара-совещания повторил свою фразу, что мы с вами должны работать правдой, это наша с вами сила. Правда всегда себя найдет. Мы должны всегда этого придерживаться. Это стратегически. А тактически мы должны быть быстрее, должны уметь проводить оперативно фактчекинг и упорно, целенаправленно гнуть свою линию. Снова и снова, капля за каплей, и таким образом мы сможем отстоять правду», – сказал Дмитрий Бочков.

«Мы должны руководствоваться правдой, быть профессиональными и иметь активную гражданскую позицию», – добавил модератор.

Мы ведем экзистенциальную борьбу за то, чтобы остаться в истории

А вот журналист-международник Глеб Лавров в своем выступлении заявил:

«Сегодня мы ведем экзистенциальную борьбу за то, чтобы мы остались в истории. И у районных газет есть шанс, потому что бумага сохранится дольше, чем интернет после отключения. На самом деле, об этом говорил Умберто Эко. Его спросили: что за средневековая манера покупать и хранить книги (у него была библиотека 30 тыс. книг), зачем вообще на бумаге хранить слово? У нас все в облаках, а у вас средневековье. А он говорит: да, но если пропадет свет, я окажусь в средневековье, а вы – в каменном веке».

И, как добавил блогер Антон Шабашов, каждый из нас должен внести свой вклад в борьбу во время информационной войны. На его взгляд, для этого следует объединить потенциал всех блогеров, направив его в позитивное русло. «И тогда мы победим в информационной войне», – подчеркнул он.

Важно сохранять авторитет и позиции региональных СМИ

В заключение медиафорума была принята резолюция:

«Мы, участники II Форума медийного сообщества Беларуси «Региональные медиа в цифровом пространстве: опыт, проблемы, перспективы», отмечаем, что в условиях глобальной цифровизации стремительные изменения происходят не только на треке развития новых технологий, но также в формах и методах журналистской деятельности. В информационном пространстве наблюдается динамичное взаимопроникновение конвенциональных средств массовой информации и социальных медиа. На фоне новых технических возможностей, самореализации личности в гражданской журналистике растет в целом роль общественности в формировании облика современного медиапространства и информационной повестки дня».

В этих условиях крайне важным видится сохранение авторитета и позиций региональных СМИ как значимого сегмента национального медиапространства, в выстраивании конструктивного диалога с общественностью, в оперативном доведении до аудитории объективной информации о событиях в регионе и стране в целом. «Подчеркивая особую озабоченность растущего потока недостоверной информации из различных интернет-источников с целью дестабилизации обстановки в Беларуси, раскола нашего общества, считаем недопустимым использование средств массовой информации и социальных медиа в качестве площадок для формирования в обществе ненависти, ксенофобских настроений, культивирования расовой и иных форм нетерпимости, насилия, экстремизма и терроризма», – отмечается в резолюции.

В этой связи, подводя итоги работы форума, его участники считают, что для обеспечения успешного и служащего во благо общества развития информационного пространства в условиях глобальной цифровизации необходимо активизировать практику реализации масштабных медиапроектов, направленных на консолидацию белорусского общества, укрепление позиций конвенциональных средств массовой информации; консолидировать усилия в борьбе против использования конвенциональных СМИ в качестве площадок для разжигания в обществе ненависти и вражды, распространения фейковой информации; считая обеспечение информационной безопасности страны одной из приоритетных задач СМИ, активизировать взаимодействие и обмен опытом специалистов медийной сферы по этой проблематике.

Иван ГАРИСТ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.