Как наш город был «украинским»

: участок Полесской железной дороги в районе станции Калинковичи, 1920 год

участок Полесской железной дороги в районе станции Калинковичи, 1920 год

Период с 1914 по 1920 годы вполне можно назвать Вторым смутным временем. Он вместил в себя Первую мировую и гражданскую войны, октябрьскую революцию и интервенцию. Калинковичская земля постоянно переходила из рук в руки, власть на ней менялась как осенняя погода. Царизм, большевизм, временное правительство, немцы и поляки — кто тут только не правил! Одно время Калинковичи даже входили в состав Украины. Важное стратегическое значение в годы военно-политических конфликтов начала первой четверти ХХ века имела железная дорога. Поэтому стальные магистрали Беларуси довольно серьезно подвергались воздействию военно-политических событий. Во время войны с Германией (1915 — 1918 годы) значительная часть железных дорог входила в сферу военных действий, в ходе советско-польской войны (1919 — 1920 годов) разрушались здания, мосты, железнодорожное полотно. При территориальных спорах каждая сторона выставляла в первую очередь претензии по принадлежности железных дорог и находящихся на них станций. Калинковичи, как железнодорожный узел на пересечении путей из Санкт-Петербурга в Одессу и из Бреста в Москуву, не могли не представлять интереса в этом плане.

 В составе Дреговичской земли

Конфликт с Германией разразился после того, как Троцким были сорваны мирные переговоры в Бресте. В феврале 1918 года началось наступление немецких войск и руководство Исполнительного комитета Западной области и фронта и совнарком Западной области и фронта были вынуждены в спешном порядке и, как свидетельствуют документы, с большими трудностями покинуть Минск.

В минском депо Либаво-Роменской железной дороги заседал Исполком Совета Всебелорусского съезда, проходившего в Минске в декабре 1917 года и разогнанного большевиками. Именно этот орган сформировал Народный Секретариат и издал Первую уставную грамоту БНР.

В процессе провозглашения БНР встал вопрос о государственной принадлежности части Полесья, находившейся в составе Гродненской и Минской губерний. Внимание к полесскому региону со стороны только что провозглашенной Украинской Народной Республики было вызвано его экономическим и транспортным потенциалом. В плане сельского хозяйства Полесье традиционно не представляло большого интереса, однако с развитием со второй половины ХIХ века промышленности природно-сырьевые ресурсы региона оказались востребованными, в результате чего на территории от Пинска до Гомеля возник пояс деревообрабатывающих предприятий, которые имели не только краевое, но и глобальное значение. Не только военно-стратегическую, но и экономическую ценность региону придали построенные в 80-е годы ХIХ века Полесские железные дороги, важнейшая часть которых проходила по линии Брест — Жабинка — Пинск — Лунинец — Калинковичи — Речица — Гомель и далее на Брянск. Возможности, которые предоставляли Полесские железные дороги, интересовали молодую украинскую державу, а деревообрабатывающее производство региона предоставляло для нее безусловную ценность.

В соответствии с подписанным 2 января 1918 года мирным договором между Украиной (с одной стороны) и Германией, Турцией, Австро-Венгрией и Болгарией (с другой) Украине была передана оккупированная немецкими войсками часть Западного Полесья.

В результате фронтального наступления немецких войск 1 марта 1918 года был занят Гомель, а в конце месяца произошла официальная передача Украинской Народной Республике (УНР) Мозырского, Речицкого и Гомельского уездов. Они вошли в состав Дреговичской земли — новообразованной административно-территориальной единицы УНР, центром которой был определен Мозырь. Естественно, что и Калинковичи стали «украинскими».

Не выказывая сомнений в белорусском характере местного населения, украинская сторона открыто заявляла о стратегическом значении для Украины полесских коммуникаций — бассейна Припяти и железной дороги Брест — Пинск — Гомель.

Преобладание стратегических мотивов над этническими было подтверждено и на встрече белорусской делегации с главой Украинской Народной Республики М. Грушевским, который высказал мысль о возможности предоставления белорусам национально-персональной автономии путем создания в границах Гомельского, Мозырского и Речицкого уездов «белорусского Пьемонта», т.е. культурно-национального самоуправления.

Члены белорусской делегации Цвикевич и Рак-Михайловский пытались контраргументировать позицию украинской стороны тем, что сохранение бассейна Припяти и железной дороги Пинск — Гомель как раз и есть необходимое условие экономического и политического управления Беларуси как гаранта внешней безопасности Украины на ее северных границах. Учитывая взаимные долгосрочные интересы в регионе, делегация БНР высказала возможность передачи железной дороги во временное пользование Украине до периода заключения всеобщего мирного договора по итогам Первой мировой войны и с долгосрочной перспективой. Однако украинская делегация отклонила все аргументы и предложения, настаивая на насущной необходимости Полесского Регина и его железных дорог для украинской государственности именно в этот исторический момент.

30 апреля в Украине произошла смена власти: на место Центральной рады пришло правительство гетмана Скоропадского, которое предприняло шаги по усилению интеграции белорусских территорий. Особое значение было уделено железным дорогам: Министерство путей сообщения в Отношении от 4 июня 1918 года на имя начальника Отдела «кордонного догляду» разъясняло, что в «состав Полесской железной дороги Украинской державы входит железнодорожная линия от ст. Брест-Литовский до Гомеля и в состав Подольской железной дороги — линия от ст. Шепетовка до ст. Жлобин».

Структура управления присоединенными к Украине белорусскими территориями в 1918 — начале 1919 года представляла собой своеобразный конгломерат не только социально-политических, но и национально-государственных субъектов. Реальные полномочия принадлежали оккупационным структурам, которые взяли на себя жандармские и хозяйственно-мобилизационные функции в прифронтовой зоне. Германская комендатура следила за недопущением антинемецких выступлений, а также за работой предприятий и в первую очередь железнодорожного узла.

Для всех рабочих и служащих дороги был установлен 10-часовой рабочий день и только здесь была запрещена деятельность профсоюза.

Тем не менее ни оккупационные, ни украинские структуры не были способны полностью контролировать политическую ситуацию в регионе, о чем свидетельствуют события в Гомельском и Речицком уездах. Тут активно действовал, поддерживая связь с центрами на востоке немецко-большевистской демаркационной линии, Полесский комитет РКП(б). По распоряжению Москвы он был официально подчинен ЦК Компартии Украины. Однако будущее и Белорусского Полесья, и самой Украины виделось комитетом в составе Российской Советской Федерации.

 Конец интервенции

Осенью 1918 года политическая ситуация обострилась. В ноябре вспыхнула революция в Германии, Брестский мир был аннулирован со стороны Советской России. Оккупационный режим пережил важные перемены, которые его ослабили: на фронтах и в войсковых формированиях власть перешла к солдатским советам. Настроенные на окончание военных действий и ориентированные просоциалистически немецкие солдатские советы видели своей целью обеспечение условий для организации эвакуации своих войск. При этом германская сторона исходила из принадлежности Полесского региона к Украине. Большевики же открыто высказывали тезис, что «Гомельщина есть ворота украинской житницы в столицы Российской советской республики» и готовили возвращение региона к ревкомовской власти и российской принадлежности.

Архивы свидетельствуют, что 17 декабря 1918 года в Мозыре состоялись переговоры представителей 41 немецкого резервного корпуса и советской делегации во главе с уполномоченным Совнаркома РСФСР Д. Мануильским. Предметом переговоров был срок эвакуации германских войск по линии железной дороги Гомель — Пинск. По достигнутой договоренности отрезок Калинковичи — Мозырь — Лунинец освобождался в этот же день, а Гомель — Речица — Калинковичи — 20 декабря. Однако для обеспечения условий полного вывода немецких формирований на этих территориях должно было сохраняться политическое status quo. Попытки насильственного захвата власти со стороны любых политических сил запрещались.

Однако обстановка продолжала накаляться. В декабре 1918 года вспыхнул Стрекопытовский мятеж. Местом действия стал участок Полесских железных дорог Калинковичи — Гомель. За месяц до этого, 11 ноября 1918 года, официально завершилась Первая мировая война, которая, как известно, принесла Германии плачевный результат. А 14 февраля 1919 года началась советско-польская война. На начальном ее этапе войска Пилсудского заняли значительную часть белорусской территории, взяли под свой контроль более 70% протяженности белорусских железных дорог. 9 мая 1920 года в ходе наступательной операции на Киев белополяки взяли Речицу и заняли почти всю территорию Речицкого уезда. Калинковичи были оккупированы поляками еще раньше, в апреле 1920 года, и находились под оккупацией до июня того же года.

В начале июня 1920 года позиции польской армии, находившейся под Киевом, значительно ухудшились. Южнее города польский фронт прорвала конная армия Буденного, а у устья Припяти — группа Голикова. 17 июля началось отступление. Находившиеся на правобережном плацдарме реки Днепр у Речицы силы были перенаправлены к Речице, а железнодорожный мост взорван. Погрузившись в вагоны на станции Демехи, польские части отправились к Калинковичам. Главный удар советских войск по Польше был намечен на июль 1920 года, когда большевиками был занят Минск и вся Западная Беларусь. Однако сил на дальнейшее продвижение в сторону Варшавы у Красной Армии уже не осталось.

Было заключено перемирие, а затем на 19 лет в Восточной Европе наступила тишина. Это было затишье перед бурей Второй мировой войны.

Сергей САКОВИЧ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.