В вузы – по ЦЭ, в ссузы – по баллу аттестата, в 10-й класс гимназии – по конкурсу

кодекс от образовании

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон, которым утверждается новая редакция Кодекса об образовании, а также Указ №23, где прописаны новые правила приема в высшие и средние специальные заведения.

С основными изменениями читателей нашей газеты знакомит начальник отдела образования Инна Губар.

Общее среднее образование для всех

Главное нововведение – общее среднее образование становится обязательным (ранее обязательным было общее базовое). При этом, как многие ошибочно полагают, оставаться в школе после 9-го класса необязательно. Но в таком случае, дабы получить общее среднее образование, необходимо поступить в общеобразовательный либо технический лицей или колледж и продолжать обучение еще два года. К слову, по обозначенному пути с каждым годом идет все больше школьников. Так, базовое образование в прошлом учебном году в районе получили 643 учащихся. Из них 363 остались в общеобразовательных школах, 178 и 92 соответственно поступили в колледжи и профессионально-технические лицеи.

Также завершить среднее образование ученики, как и раньше, могут в 10-11-м классе.

В первый класс могут взять и пятилеток

Раньше в школу брали шестилеток или тех, кому исполнится шесть лет до конца сентября. Теперь вводится возможность принимать в порядке исключения детей, которым шесть лет исполнится до 31 декабря первого учебного года. Родители пишут заявление, но окончательное решение о приеме таких детей принимает педагогический совет и главное здесь – готовность ребенка к обучению.

Данное нововведение было принято по многочисленным просьбам родителей, однако в этом вопросе, на мой взгляд, лучше не спешить. Реалии времени таковы, что с каждым годом в школу поступает все больше и больше гиперактивных детей, которые трудно привыкают к школьному укладу, для них проблема высидеть 10-15 минут урока, не говоря уже про 30. О какой учебе может идти речь? Не рекомендовала бы я рано отдавать в школу медлительных, чрезмерно ранимых и эмоциональных детей.

Если же вы рассматриваете вариант поступления в школу с пяти лет, лучше лишний раз посоветуйтесь с педагогами, психологами, своим педиатром, ведь в этом вопросе на первом плане должна быть готовность ребенка к школьной нагрузке, а не желание родителей. Призываю: дайте детям наиграться. И еще: не забывайте о семейном воспитании. Именно оно играет в этом возрасте важнейшую роль.

В вузы – по централизованным экзаменам, в ссузы – по баллу аттестата

Выпускники 9-х и 11-х классов по-прежнему будут сдавать выпускные экзамены. Но начиная со вступительной кампании 2023 года в 11-м классе введут централизованные экзамены (ЦЭ). Ребятам не придется теперь сдавать школьные экзамены и централизованное тестирования по тем же предметам. Сертификаты ЦЭ станут основанием для поступления в вузы.

Например, на технические специальности это будет сертификат о централизованном экзамене по русскому или белорусскому языку, а также математике. После абитуриент сдает профильный предмет в виде ЦТ. Если это медицинский вуз, то необходим сертификат централизованного экзамена по языку и два сертификата ЦТ: по химии и биологии.

Такой подход уменьшит нагрузку на одиннадцатиклассников, повысит объективность оценки знаний учащихся, поможет лучше контролировать результаты учебы выпускников.

Что касается поступления в учреждения среднего специального образования, то здесь зачисление абитуриентов будет осуществляться по конкурсу среднего балла документа об образовании. Ранее по аттестату поступали только девятиклассники. При этом по-прежнему сохранятся экзамены при поступлении на творческие и спортивные специальности.

Регламентирован и такой важный нюанс: кого из абитуриентов зачислить при одинаковом количестве баллов у претендентов. Теперь это будет решаться во время дополнительного собеседования.

В 10-й класс гимназии – по конкурсу

Изменения коснулись поступления в 10-й класс гимназий. Если ранее ученики гимназий после 9-го класса имели право сразу перейти в 10-й, то с 2023 года для них вводится конкурс. Отбирать детей будут на основании среднего балла аттестата и отметок за предметы, которые изучаются на повышенном уровне. Это правильно и является достаточно стимулирующим моментом и для учащихся, и для педагогов. Ведь гимназия – престижное учебное заведение, нужно соответствовать данному статусу. Аналогичный принцип отбора существует и в профильные классы.

Что касается учащихся, завершивших обучение в 4-м классе гимназии, то они смогут продолжить обучение в 5-м классе без вступительных испытаний.

Закрепление школ за микрорайонами

В новом Кодексе об образовании учреждения образования будут закреплены за конкретными микрорайонами. Школы в первую очередь будут принимать детей, проживающих на территории данного микрорайона, а остальных желающих – только, если будут свободные места.

К слову, этого принципа при приеме детей в учреждения образования мы придерживались и раньше.

Учебный год – круглый год и факультативы по субботам

Учебный год будет начинаться с 1 сентября и длиться по 31 августа, а не до 31 мая, как сейчас. Необходимость такой правки чисто техническая и возникла из-за того, что во время летних каникул в школах также идет образовательный процесс: работают летние лагеря, проводятся мероприятия и т.д.

Факультативы в школах можно будет проводить в субботу. Раньше это было возможно только для учеников 9-11-х классов, теперь – с 5-го класса.

Увеличен срок обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью

Изменения прежде всего касаются включения принципа инклюзии в образование как одного из основных принципов государственной политики в сфере образования.

Вторым аспектом станет увеличение срока получения специального образования на уровне общего среднего образования для людей с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении специальной школы, а также в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Ранее срок обучения был 9 лет, теперь он увеличен до 10. Из опыта работы знаю, что это очень важный момент, позволяющий продолжить социализацию особенных детей.

Кроме того, появилась возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждениях образования для ребят с особенностями психофизического развития.

Также в новой редакции Кодекса исключена норма пункта 4 статьи 267, которая ограничивала количество обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях образования. Ранее оговаривалось, что это количество не должно было превышать 20%.

Сегодня в Калинковичском районе обучается 1167 детей с особенностями психофизического развития. Из них 658 – в учреждениях дошкольного образования, 428 – в учреждениях общего среднего образования, 81 – в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Трудоустройство в счет брони

Очень нужная, на мой взгляд, поправка. Она предоставляет бронирование рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированные рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами.

Дошкольное образование можно получать на дому

Водить ребенка в сад станет необязательно, и это теперь будет закреплено законодательно. Местные органы власти смогут менять нормы заполняемости групп «при наличии объективных обстоятельств» и с разрешения санстанций.

Кроме того, в новом документе вместо шести видов учреждений дошкольного образования выделили три: детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка. Нововведение не повлияет на количество учреждений дошкольного образования: речь идет только об унификации их наименований и упорядочении названий.

Подростки, находящиеся в СИЗО, получат возможность продолжить обучение

Это закреплено в новом Кодексе, а все правовые акты планируют разработать к 1 сентября 2022 года. Конечно, не хотелось бы, чтобы такие факты имели место, однако они встречаются.

Количество «целевиков» увеличится

В 2023 году в силу вступят нормы Указа №23 об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки специалистов по сельскохозяйственным специальностям – до 70% от контрольных цифр приема, по медицинским – до 80%, по иным специальностям – до 60%. При этом расширяется сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах.

Льготы для одаренных детей

Также с 2023 года будет расширен перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, ими смогут воспользоваться победители университетских олимпиад, отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, а также прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.

А вот уже с этого года начнут предоставляться льготы при поступлении в учреждения высшего образования выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности, детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).

C 2023 года планируется ввести дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков.

Записала Татьяна ЗУБЕЦ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.