О престиже учительского труда

учитель

В институт за «корочкой»

В детстве я, как и многие, мечтал о престижных профессиях писателя, футболиста, космонавта и о более «земной» — милиционера. В подростковом возрасте стали проявляться родительские гены. Любил, знаете ли, проверить ученические тетради, которые приносила домой мать-педагог начальных классов, найти ошибки в письменных работах по грамматике и мысленно выставить оценки. Мама, видя это, не перечила, но однажды у нас все же состоялся откровенный разговор.

— Подумай, сынок, хорошенько о том, что такое труд учителя. Я час, а то и больше, готовлюсь к уроку, час провожу урок, а еще на мне проверка тетрадей, составление планов, воспитательная работа с учениками, общение с родителями. Если у тебя 18 часов нагрузки, то фактически на каждый учебный час еще три уходит. Итого — 54 часа в неделю. В школе я с 8 утра до 8 вечера, бывает, и в субботу работаю. И ты сам видишь, как часто до глубокого вечера приходится дома тетради проверять. Ложусь спать, когда во всех соседских окнах уже давно погасли огни, да и домашнюю работу надо успеть сделать. А получаю меньше водителя троллейбуса или продавца в универмаге, нервная же нагрузка, пожалуй, повыше, — рассуждала мама.

Хотя в открытую никогда об этом не говорила, в душе мать была против того, чтобы я пошел в педагоги. Как настоящая любящая мать, она не желала сыну непростой учительской доли, которую сама испытала сполна.

— Почему же ты стала учителем?

— Я жила в Иосифовой Рудне. И во времена моего детства учитель был, пожалуй, самым уважаемым в деревне человеком, потому что считался самым знающим и компетентным. Все люди с радостью здоровались с ним, разговаривали, интересовались делами и здоровьем, а старожилы при встрече поклон отдавали и шапку снимали. Такой авторитет был тогда у педагога.

Интересно, что почти такие же слова через 30 лет я услышал на лекции на факультете переподготовки в институте журналистики из уст профессора Виктора Ивченко, светила филологии, трудовой путь которого начинался в сельской школе в 80-е годы.

Авторитетным педагогом для меня осталась, к сожалению, покинувшая этот мир Ольга Дорошко — заслуженный учитель БССР, которая всю свою жизнь сеяла зерна разума и добра в душах учащихся 1 — 3 классов. Имея строгий характер, Ольга Агеевна, светлая ей память, не могла и не церемонилась с лоботрясами и бузотерами, однако ученики ее обожали.

А какие уроки давал учитель истории, также, к сожалению, покойный Иван Каленик! Это невозможно забыть. Когда в тысячный раз пересматриваю фильм «Большая перемена», то в образе учителя Нестора Петровича вижу Ивана Васильевича. Такая же эмоциональная подача информации, такая же любовь к предмету, такое же умение заинтересовать аудиторию. С пятого класса история, — мой любимый предмет, а любимая эпоха — Древний Рим.

Благодаря авторитету Ольги Агеевны, Ивана Васильевича и других педагогов от Бога, которых в 80-е годы в СШ №2 было немало, часть моих одноклассников поступили в пединститут. Окончил педвуз и я. Именно в студенческие годы стал понимать, что педагогический труд не так уж и почетен в современном обществе. Странное дело, но разговоры однокурсников о том, что мы пришли в Мозырский пед. ради «корочки» не воспринимались как моветон. И стоит ли удивляться, что многие из нашего выпуска филфака 1996 года, получив диплом, так и не проработали ни дня в школе: в то время было свободное распределение и обязательной двухлетней отработки не требовали.

Из тех, с кем довелось вместе учиться, наибольших успехов в карьере достигла Наталья Гончаревич — редактор тематических программ областной телерадиокомпании. Кто-то пошел в милицию, кто-то в РОЧС, кто-то в сотрудники Мозырского выставочного зала и т.д. Справедливости ради скажу, что были и приятные исключения. К примеру, учитель моей родной СШ №2 Наталья Кравченко не раз становилась героем публикаций «КН», выпустила призеров республиканских, победителей областных предметных олимпиад по русскому языку и литературе.

Протезирование для педагога

О том, что педагогика — не моя профессия, лично я понял во время педпрактики в СШ №6, которую возглавляла в то время глубоко уважаемый мною человек Нина Прокопенко. Придя практикантом в класс, где она работала, был удивлен атмосферой на уроке — стояла идеальная тишина, слышно, как муха пролетала. Бывало, Нина Иосифовна вынужденно отлучалась по своим директорским делам и оставляла учащихся на мое попечение. Те в это время буквально с цепи срывались. Шум был отчетливо слышен на коридоре и в соседних аудиториях. Завладеть вниманием учащихся так и осталось для меня неосуществимым делом.

Тогда же проявились журналистские гены отца, потихоньку стал писать с разные газеты, публиковаться и связал жизнь с профессией репортера.

Увы, но сегодня, как и раньше, проблема престижности учительского труда не утратила своей актуальности. Отработав по распределению, многие молодые педагоги уходят из школы. В сфере образования ощутим дефицит учителей математики, информатики, физики.

Некоторые учителя, чтобы решить финансовые проблемы, занимаются репетиторством, кто-то, как и в былые времена, берет дополнительную ставку, подрабатывает в другой школе по совместительству.

Сегодня школы слабо ориентируют учащихся на поступление в педагогические вузы. На отдельные специальности в педуниверситеты берут всех, кто подал документы, и при этом брешь в недоборах удается закрыть примерно лишь на 90%. Тогда как лет 20 — 30 тому назад конкурс составлял три человека на место. Все меньше становится педагогических династий.

Как же поднять статус труда учителя?

Абстрагируясь от зарплатной составляющей, нужно отметить несколько моментов. Это то, что программа подготовки педагогических специалистов в вузах далека от совершенства, оторвана от практики, не соответствует требованиям и стандартам ХХI века. Ее пора пересмотреть. Доводилось слышать мнение знакомых педагогов, что знания, которые они получили в колледже, им пригодились на практике, чего не скажешь об университетском обучении. Главная задача нашего государства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создать систему образования на уровне лучших мировых стандартов. Многое можно взять из того же советского прошлого, недаром ведь именно советская система признана лучшей на планете. Второй важный момент вижу в том, что престиж профессии должны подымать не только журналисты, но и писатели, кинематограф. Вспомните школьную программу: трилогия «На росстанях» Якуба Коласа, повесть «Обелиск» Василя Быкова. Или возьмем фильмы «Сельская учительница», «Весна на Заречной улице». С какой любовью писатели и режиссеры создавали образ Учителя!

Сегодня же если и прочтешь где-то про людей педагогического труда, то только в популярных ныне иронических детективах, если увидишь на экране, то только в глуповатых сериалах или в «Ералаше». Вот и имидж педагога получается иронически-комедийным. Можно также снизить для учителей пенсионный возраст, обеспечить служебным жильем, предоставить скидки на коммунальные услуги, посещение музеев, театров, выставок, установить льготные тарифы на интернет, мобильную связь. В советское время протезирование делали учителю на льготных условиях, чтобы не стыдно было, войдя в класс, улыбнуться детям. И это тоже можно вернуть. Словом, сделать все, чтобы поднять престиж профессии до былого уровня. Ну, или хотя бы чуточку приблизиться к нему.

Сергей САКОВИЧ.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.