Среди любимых ролей актрисы Валентины Росликовой – Снегурочка и Ганна Чарнушка

8

Фантасмагория «Warning! Дикари!», роль дочери вождя Аеа

 

Когда узнала, что калинковичанка Валентина Росликова почти двадцать лет работает, а правильнее сказать служит в Мозырском драматическом театре имени Мележа, загорелась желанием  сделать с ней интервью. Ведь артистка – профессия для нашего города диковинная. Причем, по словам моей героини, ассоциируется у большинства с песнями, танцами, ведением корпоративов, свадеб и детских праздников. Дабы сломать стереотип, мы поговорим о тонкостях актерской профессии, необходимом для нее образовании и самообразовании, любимых ролях Валентины.

Все начиналось с роли Снегурочки

– Расскажи, пожалуйста, во сколько лет ты определилась с профессией?

– Еще в младших классах заявила маме, что хочу стать артисткой. Думаю, она не восприняла мои слова всерьез, ведь многие девочки в этом возрасте мечтают о сцене. Но годы шли, я взрослела, а желание не ослабевало. Дети, бывает, на утренниках стесняются, теряются, со мной такого не случалось. Наоборот, когда речь заходила об участии в концертах, творческих конкурсах, инсценировках, я не пряталась за спины одноклассников, а была двумя руками «за».

Училась я в СШ №2. Мое стремление быть артисткой поддерживали учителя Тамара Аркадьевна Ющенко и Ирина Владимировна Абрамчук, которые верили в меня, говорили о том, что будущая профессия должна приносить удовлетворение. И маме советовали не запрещать мне идти в эту сферу, ведь поначалу она сопротивлялась.

Моя первая роль – роль Снегурочки на школьных новогодних утренниках. Уже и не вспомню, в каком классе впервые ее на себя примерила. Но точно помню, что мне очень понравилось. И все – с тех пор вплоть до окончания школы ежегодно играла эту роль, причем не только в школе. Я была активисткой Белорусского патриотического союза молодежи. В новогодние праздники постоянно снегурила на благотворительных елках. Эта роль не только самая первая, но и одна из моих любимых, потому что волшебная, добрая, приносящая радость.

– Дети, наверное, самые неприхотливые и благодарные зрители?

Еще лет 10-15 назад так оно и было. Но сегодня нам сложно конкурировать, например, с ТикТок, ютуб. Там видео короче, картинка ярче, а смысла зачастую никакого. При просмотре спектакля нужно вникать в суть, думать, сопереживать героям. Нынешним детям это тяжело дается. И теперь в большей степени не от сюжета зависит, зацепит он или нет, а от актеров, их игры. Нам необходимо стараться максимально вжиться в роль, неискренность, халтуру дети особенно чувствуют.

И да, раньше люди охотнее ходили в театр, на премьеру, бывало, билет было не достать. Теперь же реалии времени таковы, что мы вынуждены учиться продавать свои услуги. И, конечно, работать так, чтобы наши постановки, игра актеров вызывали эмоции, заставляли думать, анализировать.

Увы, не в нашу пользу сыграли пожар в театре, который случился в 2013 году, и затянувшийся после него ремонт, ситуация с ковидом. За это время люди успели несколько подзабыть про такой культурный и доступный досуг, как посещение театра, хотя мы ежемесячно выступали со спектаклями на сцене Мозырского городского дворца культуры. Поэтому, пользуясь случаем, хочу пригласить читателей газеты к нам в гости.

С репертуаром и афишей можно познакомиться на сайте mozyr-theatre.by. После ремонта у нас очень красиво, атмосферно, а цены доступные. В этом театральном сезоне мы выпустили уже две премьеры – фантасмагорию «Warning! Дикари!» по пьесе Слаповского и мелодраму «Деревья умирают стоя» по пьесе Касона. Много в репертуаре интересных детских спектаклей.

Спектакль «Людзі на балоце», роль Ганны Чарнушки

Спектакль «Людзі на балоце», роль Ганны Чарнушки

Могла бы учиться на курсе Мищанчука

– Мама в итоге смирилась с твоей мечтой о сцене? Или все же надеялась, что ты передумаешь?

– Мама сначала видела меня врачом, потом педагогом. Мы подали документы на филологический факультет Могилевского университета. Но я даже не пошла на экзамены, потому что понимала – это не мое. А там через дорогу Могилевское училище культуры. Ну и все, значит, судьба. На специальность «Актерское искусство» был конкурс четыре человека на место. Но меня это не испугало. Сдавали русский или белорусский язык на выбор и специальный творческий экзамен, который включал сценическую речь, мастерство актера и вокал. Так получилось, что я не готовила этюд, а меня экзаменаторы попросили показать именно его. Тема – произвольная. Я не растерялась и экспромтом изобразила мою поездку в поезде на экзамен, с волнением, эмоциями. Отметки были хорошие, и я поступила. Хотя в школе был момент, когда меня не взяли в хор, сказали, что нет слуха. Конечно, меня, девочку творческую, это задело, несколько выбило землю из-под ног, наложило свой отпечаток в первую очередь на уверенность. А артисту без уверенности ох-как непросто. Если бы ее было больше, то я бы после школы однозначно пробовала поступать в Минск, в академию искусств. Сегодня жалею, что не довелось очно закончить это престижное учебное заведение. В год моего поступления в академию знаменитый актер и педагог Владимир Мищанчук набирал курс, звал меня к себе, советовал учиться на дневном отделении. Но я была замужем, к тому же еще и беременна, поэтому пошла на заочное.

– Валентина, давай вернемся к годам учебы в Могилевском училище. Разочарования в будущей профессии не случилось? Так ведь часто бывает у первокурсников. 

– Нет, наоборот, все оказалось в разы интереснее, чем я могла предположить. У нас не дублировались школьные предметы, и форма подачи, конечно, в большинстве своем была не лекционная. Зато постоянно практиковались индивидуальные занятия, например, по вокалу. Это очень раскрепощает, придает уверенности. Увлекательная дисциплина – сценический бой (это и фехтование, и борьба на палках, ножах, и искусство правильного падения).

Притча о любви «Очень простая история», роль Свиньи

Притча о любви «Очень простая история», роль Свиньи

Куратором нашей группы в училище была Светлана Панкова, которая преподавала мастерство актера. Она заставляла нас много читать, говорила, что актер должен быть интеллектуально образованным, духовно богатым, глубоким. Ее коронная фраза: «Научить нельзя, научиться можно». Столько, сколько я прочитала в училище, никогда больше в таком объеме и количестве не читала. Это была не только художественная литература, но и книги по психологии, искусству.

Нешуточные страсти кипят и на сцене, и за кулисами

 – Почему Мозырский драмтеатр? Может, перспективнее было остаться в том же Могилеве либо рвануть в столицу? Кроме того, ты же в итоге заочно училась в Белорусской академии искусств.

– Меня очень тянуло на родину, хотелось быть поближе к маме, у которой я одна. Еще до распределения съездила в Мозырский театр, договорилась о работе с директором Марией Потапьевой. Сегодня, однозначно, поступила бы по-другому. Поехала бы в столицу либо и вовсе в Москву. В нашей профессии тоже можно хорошо зарабатывать, но, увы, не в театре районного уровня.

В больших городах есть возможность играть в нескольких театрах, пробовать себя в кино. Мне довелось сниматься в одной из серий «Мухтара» и «Настоящей жизни», в рекламных роликах. До ковида было достаточно много интересных предложений. Их бы было еще больше, если бы я жила в столице, где сосредоточена вся театральная, рекламная и киношная жизнь, и в любой момент могла подъехать на кастинг или съемочную площадку.

В роли Лисы в сказке «Клочки по закоулочкам».

В роли Лисы в сказке «Клочки по закоулочкам».

Но сложилось так, как сложилось, я ни о чем не жалею, потому что и здесь, дома занимаюсь тем, что люблю. В профессию я шла не за славой, а за кайфом, который получаю от процесса игры на сцене, от общения со зрителями, от мурашек по коже, если спектакль получился удачный.

– На театральной сцене нередко кипят нешуточные страсти, но это игра. А за кулисами, в отношениях между актерами, режиссерами такие же эмоции? И как молодому актеру завоевать свое место под солнцем?

– Коллектив меня принял дружелюбно, тепло, хотя я пришла в оборонительной позиции, наслушавшись педагогов училища, девочек, которые закончила на год-два раньше. Но в театре точно нужно заявлять о себе, всячески показывать, что хочешь работать, что любишь свою профессию. Когда ты горишь, режиссер это обязательно заметит. Если вести себя безынициативно, то можно всю жизнь довольствоваться второстепенными ролями. И да, страсти в труппе порой кипят нешуточные. Например, режиссер видит героиню по-своему, артистка – несколько по-другому. На эмоциях, бывает, чего только не наговорим друг другу. Но нужно понимать: все люди творческие, вспыльчивые, ранимые и тут главное – не перейти грань и не держать обиды. Пошумели и все – ситуацию следует отпустить и двигаться дальше, ведь в спектакле один в поле не воин, спектакль – это живой организм, где все взаимосвязано. И если между актерами не будет сыгранности, а у режиссера с актерами – понимания, то удовольствия зритель, однозначно, не получит.

– Помнишь свою первую роль в театре?

– Конечно. Это была роль в массовке в спектакле по Мележу «Каханне Ганны Чарнушкі». Я любовалась главной героиней и мечтала ее сыграть. Мечта сбылась в этом году, когда в феврале состоялась премьера спектакля «Людзі на балоце». Это постановка по инсценировке режиссера, художественного руководителя Республиканского театра белорусской драматургии Александра Гарцуева. На сцене Мозырского театра ее поставил наш главный режиссер Роман Цыркин. Зрители приняли постановку по-разному: кто-то остался в полном восторге, кто-то был возмущен режиссерскими решениями. Но в то же время нужно понимать, что мы не можем годами играть спектакль по произведению в какой-то одной инсценировке. Нужно находить свежие, порой неоднозначные решения, выводить на первый план разные сюжетные линии. В этом спектакле все это есть, а потому рекомендую его посмотреть.

В роли Василисы в сказке «Про царевну, змея Горыныча и волшебные огоньки»

В роли Василисы в сказке «Про царевну, змея Горыныча и волшебные огоньки»

Театр – это возможность быть, кем угодно

– Любимых ролей много?

– В первую очередь, как я говорила выше, Снегурочка и Ганна Чарнушка. Еще я очень люблю свою Свинью в притче о любви «Очень простая история» по пьесе Ладо, Веру в драме «Ляльки» по пьесе Вутто и Ткачева, Зосю в «Раскиданном гнезде» по пьесе Купалы.

– На все ли роли соглашаешься? Как к ним готовишься?

– В театре не принято отказываться от ролей, хотя такое периодически случается. Знаю, актеры зачастую не хотят играть героев, которые абсолютно на них не похожи, потому что это сложно, это требует усилий. Я же всегда пробую, ведь это развитие, профессиональный рост, благодаря таким ролям ты можешь быть, кем угодно, проживаешь множество жизней. А еще это увлекательно, авантюрно.

Очень люблю глубокие драматические роли, хотя подготовка к ним долгая, трудная, требует много эмоциональных сил. Например, Зося из «Раскиданного гнезда» в конце произведения сходит с ума. Чтобы зритель прочувствовал беду героини и сопереживал ей, прочитала книги по психологии про шизофрению, консультировалась с врачами. Так что я стараюсь максимально погрузиться в каждую свою роль. Но при этом обязательно прислушиваюсь к режиссеру. Он объясняет, показывает, какой видит героиню, актриса воплощает его задумку. Конечно, можно поспорить, внести в образ что-то свое, но все же последнее слово за режиссером.

– Волнение перед выходом на сцену испытываешь? Или его давно нет?

– Нет и никогда не было страха перед сценой. А вот волнение перед спектаклем – это хорошо. Без него ты можешь расслабиться и плохо сыграть. После удачной игры всегда чувствую опустошение, усталость.

– Главный критик, наверное, мама?

– Нет, не угадали. Мне кажется, родной человек не может оценить твою игру объективно. В этом вопросе я доверяю своей близкой подруге, режиссеру и актрисе театра Светлане Джелиевой. Она человек тонкий, тактичный, умеет найти слова, чтобы объяснить мне мои ошибки. Ведь артисты, честно признаюсь, не любят замечаний коллег. Мы с ней, конечно, можем и поспорить, и пообижаться друг на друга, но быстро успокаиваемся: дружба дороже.

Ну и, конечно, к мнению зрителей тоже прислушиваюсь. В социальных сетях сейчас достаточно много отзывов о наших спектаклях, читаю далеко не все, скорее, выборочно. Анализирую, делаю выводы. Люблю полярные мнения, они помогают найти золотую середину.

– Валентина, последний вопрос, только ответь, пожалуйста, честно. Изучив театральную кухню изнутри, пустила бы сына в эту профессию?

– Однозначно, да. Матвей, к слову, в выпускном классе, с профессией уже определился, но она, увы, с театром и кино не связана. Не буду раскрывать его секрет, а то еще обидится. Скажу только, что сын гуманитарий, много читает, пробует писать книгу, наблюдательный, добрый.

И напоследок хочется дать совет родителям: верьте в своих детей, поддерживайте, уважайте их выбор, даже если с ним не согласны.

Беседовала Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото из личного архива Валентины Росликовой.

 

 

Please follow and like us:

Один комментарий для “Среди любимых ролей актрисы Валентины Росликовой – Снегурочка и Ганна Чарнушка

  • 23.12.2021 в 10:30
    Permalink

    Необычное интервью для «КН».Я привык видеть в основном статьи про село,колхоз,ветеранов…не в обиду героям подобных статей.Но здесь чувствуется контраст.Может нужно периодически разбавлять своё «меню» подобными «блюдами»?Ведь одно и то же приедается.Нужно разнообразие.Здесь это присутствует.Лично мне понравилось,не затянуто,всё по существу,тема необычная. 😀

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.