Бездействие должностного лица уголовно наказуемо

изображение_2021-12-17_162222

 Жилище, в котором было совершено преступление. Фото райотдела следственного комитета

На днях состоялось совещание служб профилактики района, на котором было рассмотрено представление районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению особо тяжких преступлений, против жизни и здоровья граждан, профилактики алкоголизма.

Как доложил следователь по особо важным делам отдела подполковник юстиции Андрей Вашкевич, в производстве Калинковичского РОСК находятся уголовные дела по обвинению граждан: С. в совершении преступлений, предусмотренных п.п. 2, 6, 12, ч. 2 ст. 139 и ч. 3 ст. 207 УК, а также Н. по ч. 1 ст. 14 и п. 6 ч. 2 ст. 139 УК.

Так, С. в ночь на 06.08.2021 в состоянии алкогольного опьянения в отношении одиноко проживавшей престарелой В., 1939 года рождения, совершил два особо тяжких преступления (разбой и убийство).

А гр. Н. в дневное время 17.09.2021 покушался на совершение убийства своего отца, однако не довел свой преступный умысел до конца, так как последний смог убежать, а сам подозреваемый в последующем в тот же день умер из-за болезни сердца.

Совершенные С. и Н. преступления относятся к категории особо тяжких, профилактике которых следует уделять первостепенное внимание.

Андрей Вашкевич отметил, что в ходе расследования были проанализированы причины и условия, при которых стало возможным совершение указанных преступлений, выявлены существенные нарушения и недостатки в деятельности РОВД по профилактике преступлений.

Как выяснилось, С. ранее был осужден за совершение убийства и отбывал наказание в Российской Федерации в виде лишения свободы с 1979 по 1989 год. В 1996 году он прибыл в Республику Беларусь и проживал первоначально в д. Виша Светлогорского района, а затем в д. Лесец Калинковичского района без регистрации и оформления необходимых документов, удостоверяющих личность.

На протяжении длительного периода времени С. должным образом по месту жительства сотрудниками РОВД не проверялся, был предоставлен самому себе, нигде не работал, злоупотреблял спиртным, чему, по мнению райотдела Следственного комитета, способствовало бездействие ответственных должностных лиц и руководства МОБ ОВД. Этот фактор предопределил у С. чувство вседозволенности и безнаказанности.

Согласно характеристике, предоставленной Озаричским сельисполкомом, С. проживал без регистрации совместно с сожительницей в д. Лесец, официально не трудоустроен, склонен к злоупотреблению спиртными напитками, не паспортизирован.

Аналогичная характеристика предоставлена Якимовичским сельисполкомом в отношении Н., который на момент произошедшего официально трудоустроен не был (уволен из лесничества по отрицательным мотивам), злоупотреблял спиртным, по месту жительства совершал бытовые скандалы, насилие в отношении отца.

Фактически с момента прибытия в Республику Беларусь С. не имел постоянного законного источника существования, так как официально трудоустроен не был, жил за счет помощи местному населению, сдачи вторичных ресурсов, в том числе за счет пенсии, получаемой его сожительницей.

Аналогичная ситуация имела место и с Н., при этом отец последнего, находившийся на пенсии по возрасту, также систематически злоупотреблял спиртными напитками.

Оба преступления С. совершены в состоянии алкогольного опьянения, при этом движущим мотивом к совершению противоправных действий явилась корысть, т.е. желание получить деньги для приобретения спиртного.

Причиной совершенного Н. преступления стала длительная и устойчивая алкоголизация как последнего, ранее неоднократно привлекавшего к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, так и его отца, которые на протяжении длительного времени по месту своего жительства бесконтрольно употребляли спиртное, а накануне совершения противоправных действий, ввиду абстинентного синдрома, возникшего у Н., произошло временное помутнение рассудка, что и привело к совершению особо тяжкого преступления.

Согласно выводам эксперта,  С. в период совершения преступлений и в настоящее время страдает психическим расстройством в форме синдрома зависимости от алкоголя, нуждается в применении принудительных мер безопасности и лечения (проведении противоалкогольного курса лечения), при этом за время проживания на территории района С. лечение в условиях ЛТП не проходил. Предыдущее преступление также совершил в состоянии алкогольного опьянения.

Исходя из сведений, полученных в ходе расследования уголовных дел, как С.  так и Н. практически каждый день употребляли спиртное, вели паразитический образ жизни, будучи в состоянии алкогольного опьянения вели себя агрессивно, однако со стороны участковых инспекторов милиции по месту проживания указанных лиц какой-либо профилактической работы не проводилось.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 №263-З «Об органах внутренних дел» регламентировано, что задачами, возлагаемыми на органы внутренних дел помимо прочего, являются: профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 22 Закона обязанностью ОВД также является принятие мер общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Докладчик обратил внимание на тот факт, что несмотря на ежегодное проведение СКМ «Нелегал» Старовойтов В.С., проживающий несколько лет без регистрации на территории Калинковичского района, выявлен не был, что, по мнению райотдела Следственного Комитета,  свидетельствует о формальной работе по указанному направлению со стороны ООПП, ОГиМ и ОУР РОВД, в том числе, в части обмена оперативно-значимой информацией на обслуживаемой территории.

Такой же формализм прослеживается и в работе заседаний совета профилактики Озаричского сельисполкома с участием С., так как положительного эффекта на поведение последнего они не оказали, конкретные профилактические мероприятия в отношении последнего в протоколах заседаний не запланированы и не проведены, предложений в указанной части от ООПП РОВД не поступало.

По предложению главы района Сергея Гвоздя были заслушаны пояснения начальника милиции общественной безопасности Дмитрия Воляка, начальника отдела охраны общественного порядка и профилактики Станислава Рассошко, участковых инспекторов Анатолия Доманчука и Петра Савенка, председателей Озаричского и Якимовичского сельисполкомов Галины Пантелеенко и Риты Стрельченко.

Выступили также прокурор района Вадим Жулего и начальник райотдела Следственного Комитета Руслан Скоблик, которые подтвердили факты упущений в деятельности уполномоченных должностных лиц Калинковичского РОВД, сельисполкомов и иных служб района по своевременной защите прав и законных интересов граждан, координации и организации проведения профилактической и предупредительной работы, надлежащего обмена информацией, что явилось одним из условий совершения особо тяжких преступлений против жизни и здоровья.

По предложению главы района начальник РОВД примет меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам РОВД, допустившим формализм и халатность в профилактической работе, председатели Озаричского и Якимовичского сельисполкомов лишились классности на определенный период, ряду должностных лиц объявлены выговора.

Присутствующим на совещании было указано, что помимо дисциплинарной ответственности за бездействие должностного лица предусмотрено наказание и в уголовном порядке.

Так что профилактикой правонарушений и преступлений нужно заниматься со всей ответственностью согласно требованиям Закона.

Денис ВОРОЖУН.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.