К 470-летию города: познавательные прогулки по Калинковичам. От вокзала до Свято-Казанского храма

DCIM100MEDIADJI_0277.JPG

Давние знакомые, любящие путешествовать, на днях огорошили: «С тебя экскурсия по Калинковичам. Невзирая на закрытые границы и ковид, дома нам не сидится. Основные достопримечательности Беларуси, Минск и областные центры уже посмотрели, теперь гуляем по райцентрам. Так что встречай». Поначалу пыталась отнекиваться, мол, город у нас маленький, интересных мест, памятников раз-два и обчелся… Но потом раздумалась: ведь в следующем году как-никак 470 лет со дня первого упоминания города в письменных источниках, конечно, если не лениться, покопаться в интернете, фондах Калинковичского краеведческого музея и книгах историка-краеведа Владимира Лякина, можно подготовить для гостей достаточно увлекательную экскурсию по родине писателя Виктора Козько и олимпийского чемпиона по гребле на байдарках и каноэ Романа Петрушенко.

Сначала рисую маршрут, который, на мой взгляд, должен заинтересовать путешественников. Чтобы проверить свою интуицию, солнечным осенним днем приглашаю прогуляться по нему редакционного фотографа. Делаем снимки, обсуждаем места, памятники и фотолокации. Как же без них, ведь реалии времени таковы, что большинство из нас предпочитает один раз увидеть и запечатлеть, чем послушать и запомнить. Постепенно фото обрастают текстом, который дорабатывается в ходе поиска интересных сведений и материалов.

Город железнодорожников

В итоге дело сделано, теперь можно и гостей встречать. Они приезжают на поезде, поэтому отправная точка нашей экскурсии – железнодорожный вокзал, нынешнее здание которого построено в 1953 году.

23

Железная дорога в свое время дала мощный импульс развитию Калинковичей, которые зачастую называют городом железнодорожников. В феврале 1886 года здесь было открыто движение поездов по одноколейке Гомель – Лунинец, а в ноябре 1915 года, после ввода в эксплуатацию участка Жлобин – Овруч железнодорожной линии Петроград – Одесса, Калинковичи стали железнодорожным узлом.

Интересный факт: почти 30 лет станция носила название Мозырь, что часто приводило к путаницам и недоразумениям, т.к. Мозырь находился в Мозырском уезде, а Калинковичи – в Речицком. В 1914 году эта ошибка была исправлена.

DCIM100MEDIADJI_0258.JPG

Первыми станционными зданиями стали вокзал в виде одноэтажной деревянной постройки и паровозное депо на три стойла. Вокзал был разрушен в годы Великой Отечественной войны, а депо сохранилось до наших дней и принадлежит Калинковичскому участку транспортного обслуживания Гомельской базы (построено в 1886 году и является самым старым зданием по улице Октябрьской). Его можно увидеть с пешеходного моста через железнодорожные пути, куда мы поднимаемся после небольшой фотосессии около паровоза, установленного недалеко от вокзала в честь 125-летия прохождения через Калинковичи линии Полесской железной дороги. До того, как стать памятником, он с 1951 года более тридцати лет отработал на грузовых перевозках.

С моста открывается отличный вид на город. Здесь, как на ладони, практически все предприятия железнодорожного узла (в числе основных – станция Калинковичи, локомотивное депо, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи), а также многие микрорайоны – Залинейный, Мелиоратор, Север… Также отсюда можно увидеть первую трехэтажную постройку в Калинковичах, которая выросла в 1906 году. Изначально в ней располагался кондукторский резерв и различные железнодорожные службы, затем – комнаты отдыха паровозных бригад. В ходе немецких бомбардировок весной 1944 года третий этаж был полностью уничтожен, но основа конструкции устояла. Впоследствии этаж вновь надстроили. Сейчас здание находится в частной собственности.

IMG_7833

Осмотрелись, пофотографировались (помним про фотолокации, чтобы у гостей остались снимки с поездки), спускаемся с моста и выходим на одну из старейших улиц города – Октябрьскую. Она несколько раз меняла названия: Вокзальная, имени Лазаря Кагановича (нарком путей сообщения СССР).

IMG_7836

Некогда на Октябрьской находились баня, танцплощадка, парк, начальная школа, теперь же можно прогуляться вдоль типовой советской застройки из сталинок и хрущевок.

Смугнаровцы

IMG_2379

Двигаемся по направлению к памятнику героям молодежной подпольной организации «Смугнар», действовавшей на территории района в 1941-1942 годы. Около него нас ждет Сергей Шевченко – родной брат одного из смугнаровцев. Для него история о героях-подпольщиках всегда живая, актуальная, а потому на время уступаю ему функции экскурсовода.

IMG_7865

«Станция росла, население вокруг нее увеличивалось, так назрела необходимость в новой просторной школе. Она была построена на соседней улице Революционной. Открылась в 1935 году, являлась восьмилетней и называлась железнодорожной №23 (нынче – СШ №4). Именно в ней училось большинство героев-смугнаровцев: Семен Шевченко, Леонид Лобанов, Валентин Толорая, Петр Еременко, Михаил Ткач, Иван Корбаль. Также к их компании присоединились Константин Ермилов – руководитель организации, который переехал в Калинковичи из Домановичей перед самой войной, Николай Змушко, Василий Секач, Виктор Токарский…

Увы, так случилось, что об этих ребятах не сняли фильм, не написали нашумевшего романа. А ведь они заслужили не меньшей славы, чем молодогвардейцы Фадеева, над историей которых плакали мальчики и девочки Советского Союза. Большинству было 16-18 лет, им хотелось танцевать, ходить на свидания, целоваться, учиться, а пришлось воевать. Осенью 1941 года они создали подпольную организацию «Смугнар» – смерть угнетателям народа. Как могли, помогали вооружаться партизанам, похищая у немцев оружие и боеприпасы. Расклеивали листовки, уничтожали запасы продовольствия врага, умудрились даже завербовать несколько польских солдат, воевавших на стороне оккупантов. Все это заставляло немцев нервничать и напрягаться, они даже думали, что в городе орудуют агенты НКВД, которые по ночам спускаются с парашютами в Калинковичи.

Смугнаровцы взорвали так называемый Красный мост на перекрестке железнодорожных линий Брест-Гомель и Жлобин-Мозырь. Эту диверсию, на трое суток парализовавшую движение фашистских составов, долгое время приписывали партизанам».

Но из дневника Кости Ермилова, найденного в послевоенные годы благодаря неравнодушию Сергея Шевченко на чердаке хозпостройки во дворе дома Ермиловых, выяснилась вся правда.

Мост был взорван в тот момент, когда под ним проходил состав, и обрушился прямо на паровоз. К месту происшествия со станции выслано охранное подразделение, началась перестрелка, в которой погибло более 10 человек. Правда, стреляли оккупанты друг в друга.

За беседой незаметно подходим к дому Кости Ермилова. Он расположен на перекрестке улиц Гагарина и Ломоносова и достаточно хорошо сохранился. Сохранилась и груша, под которой, по воспоминаниям матери, парень делал дневниковые записи летом 1942 года. Сергей Шевченко зачитывает выдержки из них:

«В жандармерии убили какую-то женщину. Людей по этому случаю собралось порядком. Всех разогнали прикладами… Ночью на двор опасно даже выйти. Кругом ходят патрули… Мысль создать отряд из своих ребят и идти бить немцев еще больше не покидает меня. Обязательно пойду на защиту своей Беларуси. Буду бить немцев… И мы зато их ударим, так ударим, что их потомки будут помнить нас».

«…И если умереть, то умереть только в бою за Отечество, отдать жизнь за свою землю. Но не погибать здесь, в обнищавшей гитлеровской Германии, пухнуть в концлагерях и умереть со злобой в душе, не отомстив даже за малейшую обиду, обиду, которую принес «Гитлер-освободитель» всему русскому народу, обиду, за которую надо отплатить жесточайшей мерой, обиду, которую еще не видело человечество. Кому как, но я все же уйду биться, сражаться, убивать гитлеровских сволочей. Я отомщу за все».

В августе 1942 года практически всех смугнаровцев, которые не успели уйти в лес к партизанам, разоблачили. Немцы и особо рьяные полицаи из местных не просто расстреляли парней. Валику Толораю на спине вырезали звезду, Сеню Шевченко вешали на дыбу, пригвоздив к полу и загоняя иголки под ногти, Костю Ермилова жгли раскаленными шомполами, Василия Секача закопали живым.

В СШ №4 в 1967 году открыт музей памяти героев-подпольщиков. Как выпускница школы, отлично помню уроки мужества, которые проходили в его стенах. Мы знали имена смугнаровцев наизусть. Стыдно было не знать.

С 2009 по 2014-й школа находилась на реконструкции, а потому экспонаты музея были переданы БШ №5, да там и остались. Экскурсии в музее часто приглашают проводить Сергея Шевченко.

От Карла Маркса до Советской

IMG_7890

Выходим на улицу Карла Маркса. С 1886 года она действовала как дорога, связывающая железнодорожную станцию и местечко Каленковичи. Следует отметить, что в те годы село Каленковичи, местечко Каленковичи, фольварк Каленковичи и поселок железнодорожников, размещенные в нескольких километрах друг от друга, представляли собой четыре разных населенных пункта.

IMG_7895

Нет-нет, я не ошиблась, именно Каленковичи. Откуда такое название? Существует несколько версий. Одна из них гласит, что местечко находилось на сухопутном пути как раз в том месте, где он делает крутой изгиб «коленом». Вторая связана с евреями, которые в большом количестве населяли местечко и, возможно, были родом из немецкого города Кёльна. Отсюда – «коленские», т.е. кёльнские. Также есть предположение, что название города пошло от реки Каленковки, от имени первопоселенца – некого Каленика и даже от калины, которую высадил в округе безутешный отец после того. Как волки загрызли его малолетнюю дочь.

IMG_7909

Пока историки-краеведы спорят, выдвигают версии и ищут истину, мы продолжаем свою экскурсию по Калинковичам и возвращаемся на улицу Карла Маркса. Сохранились воспоминания старожилов о том, что изначально она вела через березовый и сосновый лес. В 1907-м вымощена булыжником (потому, видимо, в народе носила название Каменка), а после Гражданской войны здесь начали селиться люди.

В марте 1961 года калинковичские подростки Валерий Зуев и Григорий Шульман неподалеку от мебельной фабрики, расположенной на улице Карла Маркса, а точнее – на берегу обмелевшей канавы,  нашли клад из 2500 монет. В основном это были медные солиды Королевства Польского и Великого княжества Литовского 1660-66 годов, в том числе и полтораки Речи Посполитой и герцогства Пруссии. Интерес представляет то, что в своем большинстве медный солиды –поддельные. Ориентировочно клад был спрятан во второй половине XVII – первой половине XVIII веков. Часть его хранится в запасниках Мозырского краеведческого музея.

IMG_7917

На перекрестке улиц Карла Маркса и Фрунзе отличная фотолокация – танк Т-34 на фоне кинотеатра «Знамя». Установлен в мае 1975 года в память о погибших воинах-танкистах 1-го гвардейского Донского танкового корпуса и 68-й отдельной танковой бригады.

IMG_7978

По улице Фрунзе попадаем на площадь Ленина (с 1939 года – Базарная, с 1960-го – Центральная, с 1970-го – площадь Ленина). До образования площади этот песчаный пустырь между местечком и железнодорожной станцией неофициально назывался «Злодеевка».

IMG_7982

Сегодня здесь типичная советская застройка. По периметру расположились райисполком, СШ №1 (бывшая еврейская, потом – белорусская), дом торговли «Березка», районный дом культуры, памятник Ленину, Доска Почета, отделение связи, здание, в котором находятся отдел образования и отдел по труду, занятости и социальной защите.

DCIM100MEDIADJI_0029.JPG

Украшение площади – вечный огонь и Мемориал Героев. В центре – композиция из трех устремленных вверх стел, которые венчает орден «Победа». Полукругом располагаются гранитные плиты с изображениями командующих Белорусским фронтом, 61-й, 65-й и 16-й воздушными армиями, пятнадцати Героев Советского Союза, погибших при освобождении калинковичской земли, а также шести Героев и двух полных кавалеров орденов Славы – уроженцев района. В специальной нише мемориала находится капсула с землей, взятой из деревень, где осенью-зимой 1943-1944 годов шли упорные бои за освобождение города и района.

IMG_7994

DCIM100MEDIADJI_0299.JPG

 

Лично я помню площадь Ленина совершенно другой.

22

 

Очень люблю часть улицы Фрунзе от площади до улицы Советской. Она яркая и современная, даже правильнее сказать – стильная, с многочисленными магазинчиками на первых этажах. Этот кусочек так и просится стать пешеходной зоной с уютными кафе, многочисленными лавочками, уличными музыкантами и фотозонами. Этакое место свиданий, встреч, шопинга, прогулок и отдыха.

IMG_8013

Исторический центр

IMG_8037

Вот и улица Советская (до 1923 года – Почтовая) – самая старая и самая протяженная (порядка 3,5 км) в городе. Фактически она является частью старинного тракта из Мозыря в Бобруйск, а первые дома на ней стояли уже в середине XVI века. Мы направляемся по ней в правую сторону, к мосту через речку Нетечь (былые названия Каленковка, Кавня) – в исторический центр города.

Кольцо..

Попутно узнаем, что на месте Белагропромбанка находился бревенчатый дом семьи Малевич. На протяжении XIX века представители этой семьи служили в Свято-Никольской церкви, которая располагалась на месте стоянки у магазина «Анри». В описи 1836 года указано, что каленковичская церковь «… неизвестно какого роду», деревянная, крестообразная в плане, с четырьмя окнами и одним большим куполом. Отмечено, что она «верхом завалилась и починке неспособна». Колокольня ее имела один двухпудовый колокол и два поменьше. Перед церковью была площадь, где проводились торжища и ярмарки.

Священник Антоний Малевич, который после смерти своего отца Василия попросился в его приход Каленковичский, ходатайствовал о строительстве новой церкви. Просьбы были услышаны, и буквально за два года построен новый каменный храм. Правда, у священника к строителям было много вопросов, а их недоделки пришлось устранять почти год. В 1857-м новый храм принят в духовное ведомство и освящен, при нем функционировала школа для обучения крестьянских детей грамоте. В тот же период для семьи священника Малевича построен новый дом. Это было самое вместительное и благоустроенное здание во всем местечке, простояло оно до начала 70-х годов XX века. С приходом советской власти, которая боролась с религией, здесь разместился районный Совет депутатов, после войны – горисполком, а с начала 60-х годов – детская больница. При разборе фундамента здания рабочие обнаружили спрятанный в годы «красного террора» личный архив последнего дореволюционного священника. К сожалению, он был разобран, растащен неизвестными людьми и, видимо, безвозвратно утрачен.

IMG_8120

Что касается Свято-Никольской церкви, то ее закрыли в 1930-м. Там сначала разместился колхозный клуб, затем – отделение Госбанка. После войны храм возобновил работу, но в 1964 году на Радуницу сразу же после службы прибыла комиссия горисполкома, председатель которой объявил священнику о закрытии храма. В тот же год сняли кресты и сбросили купола. Нынче в этом здании – центр творчества детей и молодежи.

IMG_8111

На углу улиц Советская и Красноармейская (ранее – Почтовая и Зеленая) еще одно старое здание, построенное в начале 1900-х. На первом этаже располагалась торговая лавка, второй был жилым. История гласит, что в 1919 году здание реквизировано военными властями и в нем расположился прифронтовой госпиталь Красной армии. Так вот в этом госпитале от тифа в феврале-марте 1920 года лечился знаменитый партизанский дед Талаш, который попал на больничную койку с фронта. Когда город был занят поляками, дед Талаш еще не настолько поправился, чтобы уйти с отступающими красноармейцами. Его, по всей видимости, рискуя свой жизнью, некоторое время прятал кто-то из местных. Окрепнув, он ушел из города на родину, в Петриковский район.

IMG_8099

Также хочется обратить внимание гостей на дом 1914 года по адресу улица Советская, 122. Изначально их было два, возведены на противоположных сторонах улицы. Первый этаж занимали торговые лавки, второй – жилые комнаты. До наших дней сохранился лишь один дом, сегодня там находятся магазины, отделение МТБанка.

IMG_8143

И, конечно, останавливаемся у здания, в которой размещался райисполком, затем – редакция районной газеты «За большэвіцкія тэмпы» (улица Советская 142), а сегодня – частные торговые объекты.

На улице Советской, а также прилегающих к ней, обитало много евреев. Они занимались торговлей, извозом, различными ремеслами. Была школа, две синагоги.

IMG_6901

IMG_6906

Про евреев в Калинковичах можно и нужно делать отдельную экскурсию. Ведь из описи 1839 года известно, что в местечке Калинкавичи имелось 64 двора, из них 23 – государственных крестьян, 3 – прислуги в фольварке, 3 – отставных солдат, 35 – мещан-евреев.

IMG_6909

IMG_6910

Кроме того, очень интересно побывать на старом городском кладбище по улице Куйбышева, которое мы открыли для себя, а потом и для гостей. Там много могил, датированных 1880-1900 годами, неординарных памятников и необычных надгробий. Особенно это касается еврейской части захоронения. Во всем мире кладбищенский туризм, или как его еще называют, некропольный, ностальгический популярен уже давно. Я бы тоже с удовольствием походила по старому кладбищу со знающим гидом. А вы, уважаемые читатели, примкнули бы к нашей ностальгической экскурсии? Или вам на ум пришел другой экскурсионный маршрут по городу? А может вам хочется пройтись по местам боевой славы или по старым улицам села Каленкавичи, услышать историю про фольварк? Делитесь своими идеями и предложениями, вспоминайте интересные факты, приносите старые фотографии.

IMG_8178

Мы же заканчиваем свою экскурсию у Свято-Казанского храма, построенного в 1993 году. Красивая локация – красивые фото в социальных сетях наших путешественников, которые являются лучшей рекламой нашего гостеприимного города.

Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото Николая БОРИСЕНКО и архива «КН».

Please follow and like us:

Один комментарий для “К 470-летию города: познавательные прогулки по Калинковичам. От вокзала до Свято-Казанского храма

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.