Подготовка изменений Конституции вышла на финишную прямую

конституция

«Я полагаю, что сегодня можно констатировать тот факт, что работа по подготовке изменений Конституции вышла на финишную прямую. И я это особо хочу подчеркнуть», – отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, открывая 25 ноября совместное заседание Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции.
Он напомнил, что над проектом Основного Закона трудились Конституционная комиссия и специально созданная рабочая группа, в состав которых вошли авторитетные эксперты, профессионалы в различных областях деятельности и просто толковые опытные люди. «Сделано немало», – отметил Глава государства.
Работая над подготовкой нового проекта Конституции, Конституционная комиссия поначалу внесла наработанные предложения, аккумулировав в том числе многочисленные инициативы граждан. Этот вариант взяла за основу рабочая группа, которая сосредоточила свою деятельность на ряде нерешенных принципиальных вопросов и попыталась сформулировать то, что не получилось у Конституционной комиссии. «В результате удалось выработать важнейшие конституционные нормы, – констатировал белорусский лидер. – Закреплен статус Всебелорусского народного собрания, перераспределены полномочия между органами государственной власти, гарантирована стабильность государственного аппарата, как кажется рабочей группе. Сформулированы переходные положения. Не думаю, что они окончательные, над ними предстоит еще поработать, при том, может быть, и кардинально».
Александр Лукашенко обратил внимание, что деятельность рабочей группы не подводит черту под работой над Конституцией: «Сегодняшнее мероприятие – очередное в разработке изменений, и я бы просил вас внимательнейшим образом подойти к тому проекту, который есть сегодня, – сказал он. – Вам все равно придется это обдумать и принять окончательное решение перед представлением этого проекта Президенту».

Глава государства также отметил, что во время работы над проектом Конституции мнения комиссии и рабочей группы не во всем совпадали. «Считаю, что это абсолютно нормально, – сказал он. – Как говорили древние мыслители, в спорах рождается истина. И поэтому предложения Конституционной комиссии получили свое развитие после соответствующей доработки».
«Самые главные изменения Основного Закона направлены на значительное укрепление института народовластия, – подчеркнул Глава государства. – Именно в этих целях и задумывалось конституционное закрепление статуса ВНС. Наделение его стратегически важными для стабильности страны полномочиями. Как я не раз говорил, ВНС – это наше вече. Считаю, что данный институт народовластия соответствует вековому национальному укладу жизни белорусов».
«Наверное, последние события убедили не только всех вас, но и белорусский народ, особо не верующих, что нам не стоит бежать за принципами, нормами, укладом жизни там (в странах Запада. – А.К.). Вы видели, что декларируется одно, пропихивается на нас другое, а делают они… Делают как делают, вы это видели», – отметил Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что ВНС для Беларуси – это не новый орган. «Он просто просится в Конституцию, – сказал он. – И здесь дело не в личностях. Особо подчеркиваю: никаких конкретных личностей в Конституции быть не должно. Никакую Конституцию Лукашенко под себя не делает».
При этом Беларусь останется президентской республикой, обратил внимание Глава государства. «Так мы защитим основы государственности. Сохраним и закрепим преемственность своего исторического опыта, – отметил он. – Но давайте будем откровенны, и я публично об этом сегодня скажу: все будет зависеть от того, какой Президент придет на смену этому Президенту. Поэтому мы подстраховываемся Всебелорусским народным собранием. Вы видите, что легче и спокойнее вокруг нас не стало».
Много внимания в ходе всех заседаний Конституционной комиссии и рабочей группы было уделено вопросу формирования ВНС. Например, на последнем совместном заседании помощник Президента Александр Косинец предложил избирать членов ВНС не на областном, а на районном уровне. Он привел пример из Витебской области:
«Есть три уровня местных советов депутатов. Первый уровень – высший – это областной совет, 60 человек. Второй – базовый – уровень – это районные и городские советы депутатов, 666 человек. И третий – так называемый первичный уровень: сельские, поселковые советы и городские районного подчинения. Сейчас мы говорим о том, что формирование Всебелорусского народного собрания – а это 1200 человек – будет в подавляющем большинстве проходить в результате выборов. Туда войдут действующий Президент, Президент, который прекратил свои полномочия, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, Конституционного и Верховного судов, представители законодательной, исполнительной власти… Таковых 300 человек. А 900 человек надо избрать. Предложение рабочей группы – чтобы эти 900 человек были избраны на местном уровне местными советами депутатов. То есть, если мы 900 разделим на 7 регионов, в среднем получается 128 человек на каждый регион! И представьте, если эти выборы будут проходить на заседании областного или Минского городского советов. В бюллетене будет 128 человек! Можно знать 10, 20, 30 человек. Остальных знать не будешь. И получается, это механическая, по сути дела, процедура – назначение. То есть теряется смысл всенародного избрания этих людей. То есть 60 человек должны будут избрать 128».
Вывод Александра Косинца – членов ВНС нужно избирать на районном уровне:
«Потому что любой сегодня задаст вопрос: «А я могу быть сегодня членом Всебелорусского народного собрания?» Ответим: «Да». Он задаст второй вопрос: «А как я могу выдвинуться? Кто меня и где изберет?» Ответа мы получить не можем… Исходя из этого, на районном заседании совета депутатов избрать четыре-пять человек несложно. И это даст возможность трактовать, что это действительно Всебелорусское народное собрание».
Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, говоря о предложенных в обновленной Конституции изменениях в деятельности различных органов власти во время заседания рассказал, как после принятия Конституции может измениться деятельность Парламента и Правительства :
«Увеличивается до пяти лет срок полномочий парламентариев. Народные избранники получат новые контрольные полномочия, такие как ежегодное заслушивание информации Генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля и Председателя Правления Национального банка. Расширяется возможность их участия в решении важных государственных задач.
Премьер-министру предоставляется право вносить Главе государства предложения по составу Правительства и его структуре. Тем самым повышается ответственность Премьер-министра за работу Правительства.
Расширяется компетенция Конституционного Суда, закрепляется конституционный статус Центральной избирательной комиссии».
Председатель Конституционного Суда и Конституционной комиссии Петр Миклашевич заявил на заседании, что выработанные Конституционной комиссией изменения концептуального характера в Конституцию при доработке получили дальнейшее развитие и конкретизацию:
«Конституционные положения о перераспределении полномочий в системе государственной власти скорректированы с целью расширения компетенции, самостоятельности и ответственности госорганов. Но при этом направлены на сохранение конституционных механизмов их конструктивного взаимодействия и разумного баланса сдержек и противовесов».
Предоставление ВНС права избирать и освобождать судей Конституционного и Верховного судов Петр Миклашевич назвал значимым повышением независимости судей высших судебных органов:
«Для обеспечения юридической защиты прав и свобод граждан, основ конституционного строя расширены полномочия Конституционного Суда. Наделение его правом официального толкования Конституции повышает роль конституционного контроля в обеспечении верховенства Основного Закона и его прямого действия. Сформулированы переходные положения для обеспечения надлежащего функционирования системы власти в переходный период».
Таким образом, резюмировал Петр Миклашевич, текст изменений Конституции качественно доработан как содержательно, так и редакционно, юридически выверен:
«Предложенные конституционные изменения учитывают назревшие потребности общества, отвечают стратегическим целям и задачам государства и общества и одновременно обеспечивают преемственность и устойчивость конституционно-правового развития нашей страны».
Председатель Конституционного Суда добавил, что, по сути, проект новой Конституции устанавливает более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной, определении стратегии развития общества и государства.
Президент Беларуси заключил, что в ближайшее время подготовленный проект Основного Закона будет вынесен на всенародное обсуждение. На этом этапе каждый гражданин сможет стать участником конституционного процесса. «Думаю, что членам Конституционной комиссии и рабочей группы следует донести до населения значение предлагаемых государственных новаций», – сказал он.
По его словам, проведенные социологические исследования показывают, что 50-60% населения готовы прийти на референдум и поддержать проект Конституции. «Но если мы хорошо поработаем, опубликуем проект Конституции, расскажем людям о новациях, еще раз объясним, зачем мы принимаем эту Конституцию, я уверен: люди нас поддержат, как это было на переломе в середине 1990-х», – выразил уверенность Александр Лукашенко.
«На референдум граждане должны прийти с четким пониманием сути всех нововведений и необходимости их принятия», – подчеркнул Глава государства.
Александр КРУЦКИЙ
по материалам БЕЛТА.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.