Поиск имени советского остарбайтера привел в Калинковичи

4

«Каждый год 17 мая в церкви Сеегорд в норвежской деревне Снертингдале вспоминают неизвестного советского солдата. Он не был кадровым военным, он был гражданским пленником, который совершил побег из лагеря. Звали его Илья Руденок. Ему было всего 18 лет…».

Так начиналась статья в одной из норвежских газет, в которой рассказывалась трагическая история парня-остарбайтера, который проявил упорство и настойчивость в своих патриотических чувствах и попытался бежать из немецко-фашистского рабства.

Невероятную историю о парне с Белорусского Полесья и о поиске его родственников рассказал Александр Леонтьев из Минска. Он же, в свою очередь, нашел ее на одном из поисковых сайтов в интернете. По маминой линии Александр происходит из Казанска, а потому посчитал своим долгом оказать норвежцам содействие в поиске родственников своего земляка.

6

Норвежские краеведы знали, что парень был из Советского Союза. Но как его звали, из какой местности, из какой семьи он был, долгие годы установить не могли.

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда к поиску подключилась Татьяна Затолокина – россиянка, которая вышла замуж за норвежского коммуниста Одд-Ингвара Торессена. Чтобы узнать историю парня, она обратилась в историческую группу в Ордале, а также к Майклу Стокке, автору кандидатской диссертации о советских остарбейдерах и французских подневольных рабочих в Норвегии с 1942 по 1945 год. По словам Татьяны, точные и достоверные сведения о молодом белорусском парне доступны на сайте базы данных военных захоронений в Норвегии, которую ведет Центр Фальстад от имени службы военных захоронений Министерства культуры. Так она узнала, что Илья Руденок родился в 1925 году в селе Пирки Комаринского района Беларуси, погиб 11 ноября 1944 года в Снертингдале. 21 декабря 1953 года его прах был перенесен в Вестре Гравлунд – самое большое кладбище в Осло. Память о  гибели парня и первоначальном захоронении в деревне Снертингдаль хранит камень-памятник у церкви Сеегорд, который также является памятником норвежскому партизану Мейник Маркенг.

В архиве была найдена карточка на Илью Руденка, заключенного № 344598, уроженца деревни Пирки Комаринского района, белоруса. Проблему для дальнейшего поиска составляло то, что всех 1236 жителей деревни отселили после аварии на ЧАЭС в 1986 году, а сам населенный пункт перестал существовать. Где искать дальше, кто остался из земляков и тех Руденков, из которых происходил Илья?

Семья Руденок, начало 1930-х

Семья Руденок, начало 1930-х

Над этим в архивах и пришлось потрудиться Александру Леонтьеву. В итоге поиск привел его в… Калинковичи! Здесь сегодня живет Тамара Сикорская – племянница Ильи Руденка. Ее мама Василиса Филимоновна – родная сестра Ильи. Тамара Николаевна рассказала, что мамы уже нет, но до последнего дня она не переставала писать запросы в разные инстанции, в том числе в Красный Крест и на программу «Жди меня», верила и ждала, что брат найдется. Но еще жива ее тетя Аня – сестра мамы и Ильи. Она проживает в Черниговской области…

***

Остарбайтеры

Остарбайтеры – так называли людей, вывезенных с оккупированной территории СССР для использования в качестве бесплатной рабочей силы. Сегодня доступны документы, раскрывающие суть немецко-фашистской политики в отношении советских военнопленных и мирных граждан, которых планировали использовать в качестве рабов.

Поначалу немцы не думали привлекать рабочую силу в большом количестве с оккупированных советских территорий СССР. Но после провала блицкрига уже весной 1942 года началась массовая вербовка и отправка людей с оккупированной территории в Германию, где возник дефицит рабочих рук. Поначалу оккупанты проводили агитационные кампании с обещаниями счастливой жизни в Третьем рейхе, достойной оплаты и приличных условий труда. Но очень скоро людей стали просто отправлять в принудительном порядке. С помощью армейских частей и местных полицаев немцы устраивали настоящие облавы. Таким образом, в Германию угнали сотни тысяч советских людей. Справочники говорят о 5 млн. человек, из них с территории Украины – 2,4 млн. человек, с территории Беларуси – 400 тыс. человек. Из нашего района, населенные пункты которого входили тогда в Калинковичский, Домановичский и Василевичский районы, в немецкое рабство было вывезено две-две с половиной тысячи человек.

Илья Руденок

Илья Руденок

В числе остарбайтеров оказался и 16-летний Илья Руденок из деревни Пирки. И не один. На принудительные работы в Германию вместе с ним был угнан односельчанин Николай Терещенко, который был на два года старше Ильи и имел лагерный номер 344602. Вдвоем они и оказались в Норвегии, в Ордальстангене, где находился большой немецкий алюминиевый завод AS Nordag. Он был основан немцами для добычи алюминия, который шел на производство самолетов для Управления гражданской авиации Германии.

На заводе трудились около 5000 подневольных рабочих из СССР и Франции, а также из других мест. По одному и группами они то и дело пытались совершить побег, несмотря на жестокую кару, которая грозила беглецам.

Илья Руденок и Николай Терещенко бежали из лагеря вместе с 92 другими рабочими. Сегодня известно, что при попытке побега застрелили троих французов, 26 беглецов задержали сразу, а 65 добрались до Швеции. Из четверых советских остарбайтеров погибли трое. Одним из них оказался Илья Руденок.

11

До наших дней чудом сохранились листки бумаги, которые были изъяты у Ильи при поимке. По всей видимости, они были написаны за восемь месяцев до побега, в феврале 1944 года, в годовщину пребывания в фашистском рабстве. Написанный в столбик текст читается, как голошение (текст подается в авторском написании): «Сягодня день, когда мы выезжали из любимой деревни своей, тогда слёзы лились ручаями, уздыханья лилось из грудей. Сягодня день когда нас обливали слязьми горкими мать и отец…».

Илья рассказывает, как их загнали в вагоны, долго везли, потом на пароходе «мы все совершили свой тяжелый и дальний поход», пока не оказались в городе …. (не читается), «где нам прышлось горовать».

сестра Василиса

сестра Василиса

Мысли парня то и дело возвращаются к родным местам, где родился и вырос: «Сягодня ясный и свежый день, такой точно как в прошлом году, только были тогда еще дома. А сечас? Вам известно, в каком мы краю».

Он говорит о том, что тоска не уйдет до тех пор, пока он не возвратится домой: «Только думки как пчолы лятели, мы все думали лишь обо дном, где сечас нам придется таиться, где пройдуть наши молодые годы, и невже нам больша не придется быть на родине никогда».

сестра Анна

сестра Анна

До того рокового момента 11 ноября 1944 года, когда фашистская пуля сразила парня с Белорусского Полесья, Илья Руденок и Николай Терещенко успели преодолеть огромное расстояние. Известно, что в Снертингдале в Киркестуене у новой церкви они попросили что-нибудь поесть, взяли хлеба и воды…

***

Краевед и историк из норвежской деревни Снертингдаль Франк Сулбаккен давно собирал подробности драмы, которая разыгралась в их деревне 11 ноября 1944 года. Об убийстве он написал на основе допросов по послевоенным судебным делам. Нашел и очевидца того, как фашисты убили Илью.

Женщину звали Агнес Остби. Она рассказала, как на шум и громкие крики осторожно выглянула через затемненный занавес и видела, как молоденькому парню немцы сначала прострелили ноги, а потом заставили подниматься на высокий холм. Невзирая на боль и страдание, он гордо взошел на него. И там в него снова выстрелили… Уже мертвый, он покатился вниз с холма…

В немецком рапорте об инциденте говорится, что в него стреляли из автоматического оружия, что он был смертельно ранен несколькими выстрелами в голову, и смерть наступила моментально.

Когда все стихло, Агнес Остби на месте трагедии собрала в стакан не менее двадцати 9-миллиметровых немецких гильз от пистолета-пулемета MP40. Этот стакан до сих пор хранит ее внук. Позже на месте гибели она поставила небольшой мемориал. Но с годами лес разросся и поглотил его.

После войны правоохранительные органы Норвегии выясняли, кто был осведомителем и выдал Илью. Но расследование оказалось затруднительным. Сначала подозревали одного из трех пассажиров автобуса, потом его оправдали. В конце концов, виновным в доносительстве признали местного шерифа.

15

Так погиб Илья Руденок. А вот Николай Терещенко выжил. В норвежской газете говорится: «Николай прятался за сосной. Увидев, как немцы расправились с Ильей, он сдался. Возможно, тем самым и спас свою жизнь».

16

Но вот любопытный факт! На сайте «Память народа» есть карточка на красноармейца Терещенко, составленная Выборгским ГВК Ленинградской области. То, что это тот самый Николай Терещенко, нет сомнений. Во-первых, 1924 г.р., во-вторых, уроженец д. Пирки Комаринского района, в-третьих, в карточке указано, что «с 12 февраля 1942 года по 6 января 1945 года был в плену в Норвегии». Как он попал в Выборг, становится понятно из дальнейшего изложения: «Сбежал в Швецию, с Швеции передан в СССР».

Выходит, спустя полтора-два месяца после той попытки побега, во время которого погиб Илья Руденок, Николай Терещенко совершил повторный побег, и на этот раз удачный?

Но об этом мы, наверное, уже не узнаем никогда…

 

Александр Веко.

 

Please follow and like us:

Один комментарий для “Поиск имени советского остарбайтера привел в Калинковичи

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.