Как научить ребенка правилам безопасности?

b5185d7c-3522-4e80-9b11-c0b55da646f8

4Светлана ГОГОША, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних:

– Многие родители почему-то самонадеянно полагают, что с их ребенком беды не случится. Увы, она стучится в дверь не спрашивая разрешения. Тогда все плачут, разводят руками, пытаются понять, как и почему произошло несчастье, но ничего не вернуть.

Поэтому в этом вопросе ответственность в первую очередь лежит на родителях. Нужно объяснять, рассказывать, показывать собственным примером, что на красный идти нельзя, что купаться в запрещенных местах недопустимо, что спички – не игрушка и так далее. Не лениться отвечать на тысячи детских «почему» и «как», проговаривать любую опасную ситуацию. Дошкольников и вовсе ни на минуту нельзя оставлять без присмотра.

Конечно, и в детском саду, и в школе изучению правил безопасности уделяется большое внимание. Туда приходят с беседами сотрудники МЧС, ГАИ, РОДВ, медики, но родителям все равно нельзя расслабляться, перекладывать ответственность за своего ребенка на чужие плечи, а тем более – подталкивать к тому, чтобы он подвергал опасности не только свою жизнь, но и чужую. Вот пример: папы любят усадить своих 10-12 летних сыновей за руль, научить водить. И все – поездкам дан зеленый свет. А у юного водителя ни прав, ни опыта, ни знаний дорожного движения.

 

2Людмила ПОЛЕВАЯ, заместитель заведующего ясли-сад №16:

– Ребенок учится тому, что видит у себя в дому… Вот и ответ на вопрос. Помню, как рассказывала дочери сказку про шустрого колобка и ненавязчиво комментировала его поведение: «Ой-ой, Колобок, ты зачем один убежал из дома? Это плохо, родители будут волноваться…»  Когда шли по улице, обращала внимание на то, что машина не может остановиться одномоментно, что с дерева можно упасть и что-то сломать. В общем, старалась смоделировать и проанализировать любую опасную ситуацию. Знаю, некоторые родители предпочитают угрожать, запугивать, говорить что-то типа: «Не дай Бог откроешь окно», «Я тебя накажу, если возьмешь нож». Это в корне неверно, ведь запретный плод сладок.

В дошкольном учреждении мы обучаем воспитанников правилам безопасности через игру. Для этого у нас оборудованы три тематические площадки: по пожарной безопасности, по правилам поведения на воде и по изучению правил дорожного движения. В каждой группе созданы уголки безопасности. Давно убедились, что дошколята намного лучше усваивают информацию в ходе викторин, конкурсов, соревнований.

 

 

 

1rСергей ЛЕНИЧКО, педагог гимназии:

– Много лет преподаю основы безопасной жизнедеятельности. Предмет однозначно важный и нужный, потому что порой дети не знают элементарных правил безопасности. Родителям нельзя упускать этот вопрос из виду, а мы, педагоги, подстрахуем, напомним, освежим знания.

Чтобы ребенок различал понятия «опасно» и «безопасно», нужно разбирать ситуации на конкретных примерах. По пути запретов идти не стоит, нельзя говорить: «Никогда не бери спички» без объяснения, почему их брать нельзя. В то же время утюг, нож, чайник опасны для малышей, а вот школьников среднего звена нужно научить ими правильно пользоваться. Как, в принципе, и многими другими вещами.

В подростковом возрасте ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки. Тогда он сто раз подумает: залезть ли на крышу ради селфи? попробовать ли алкоголь либо запрещенный препарат в подворотне?… И, уверен, примет правильное решение.

 

 

 

 

 

3Людмила РАДЬКО, психолог:

– Каждому возрасту – свой подход. Для малышей игра – лучший способ познания мира. Подойдут сказки, мультфильмы, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с точки зрения «хорошо» – «плохо». Также можно, например, дать дотронуться до теплой кружки, объяснить, что это «горячо», можно несильно уколоть пальчик иголкой – «острое, колется, будет вава».

С младшими школьниками опасные ситуации нужно проговаривать, прорабатывать. Пусть расскажут, что будут делать при пожаре, почему нельзя залазить на подоконник или открывать дверь незнакомым людям. Информацию желательно постоянно повторять, так она лучше запоминается.

С подростками сложнее. Слушать старших им не хочется, они ведь взрослые и так все знают. Тут другой путь: фильмы, видеосюжеты, причем, не нравоучительные, а остросюжетные, захватывающие. После просмотра – обсуждение увиденного. Нужно стараться вывести на откровенный разговор, а не на беседу для галочки типа: «Ты понял?» – «Понял». – «Выводы сделал?» – «Сделал». Причем в этом возрасте на первый план выходит не безопасность в быту, на дорогах, а в интернете, в компании.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.