К 100-летию военизированной охраны БелЖД. Круглые сутки – на посту

жд

В 1921 году по инициативе Феликса Дзержинского Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет Труда и Обороны республики принял «Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях», тем самым создав подведомственную Народному комиссариату путей сообщения вооруженную охрану железнодорожного транспорта.

Экскурс в историю

Первые воспоминания о стрелковой команде на железнодорожном узле станции Калинковичи датируются 1944 годом. Известно, что после освобождения города здесь был создан взвод военизированной охраны (ВОХР), который относился к первому дивизиону третьего отряда станции Жлобин. До 1955 года подразделением командовал младший лейтенант Иван Бакулич. Вот что вспоминала калинковичанка Надежда Каток, которая за службу в военизированной охране награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»: «В охрану я пришла в феврале 1944-го: после освобождения города как раз набирался штат. Со мной пришли еще несколько женщин и девчат. Поначалу Иван Бакулич от нас отмахнулся: «Разве ж можно с бабами нести службу?» Да вот только мужчин, здоровых, крепких, тогда в городе и окрестностях не было. Пришлось ему смириться. Смеху варта была наша охрана – одно бабье и несколько хлопцев пятнадцати-шестнадцати лет. Политрук Михаил Чеботарев намучался с нами: мы ж к карабину не знали, с какой стороны подойти, а чтоб из него еще и стрелять – Боже упаси. Прослужив четыре года, поняла – не мое это, характер не тот…»

В 1951-м подразделение преобразовалось во вторую стрелковую вооруженную команду Гомельского отряда. Название менялось еще несколько раз, но суть деятельности оставалась прежней: охрана железнодорожного узла и сопровождение ценных грузов и багажа, а с начала 1960-х — обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.

С 1997 года личный состав команды – на тот момент 115 человек — стал осуществлять коммерческий осмотр поездов и производить прием и охрану наливных грузов на станции Барбаров. В 2005 году стрелково-пожарную команду ждала реорганизация: часть личного состава была передана на Барбаров для объединения с пожарным поездом и создания отдельной команды. С 1 января 2013 года из команды выведен в отдельное подразделение ПАСП (пожарный аварийно-спасательный поезд), в связи с чем команда на станции Калинковичи стала опять только стрелковой.

В разные годы Калинковичское подразделение возглавляли Иван Крамаров (1955-1966 гг.), Алексей Ковгор (1966-1973 гг.), Митрофан Харитончик (1974-1981 гг.), Иван Сопко (1981-1984 гг.), Владимир Говор (1984-2004 гг.), Николай Мартынович (2004-2005 гг.), Алексей Рябцев (2005-2015 гг.).

Ветераны вспоминают

Нынче служба стрелка военизированной охраны БелЖД — исключительно мужская, а в 50-90 годы прошлого века ее несли и женщины: Мария Чернякович, Нина Лыщенко, Анна Чугуева, Валентина Романенко, Мария Залесская. Последняя пришла в коллектив охраны в 1968 году.

Мария Залесская

Мария Залесская

— Я перевелась из дистанции пути, где работала сначала стрелочницей, потом – списчицей. Десять лет на улице в любую погоду, — рассказывает Мария Константиновна. – Почему перевелась? Посулили работу в конторе: женщин набирали в охрану в качестве помощников начальника караула. Мы выдавали служебное оружие стрелкам, принимали телефонограммы с других сменных пунктов о составах и грузах под охрану, оформляли документацию на сопровождение.

Конечно, по долгу службы и с пятизарядным карабином, и с револьвером умела обращаться. При необходимости привлекали нас и к патрулированию парка, и к охране объектов. Но такое случалось редко. Да и мы, женщины, честно говоря, боялись ходить с оружием. И стрелять боялись. Не женское это дело, правильно, что нынче в охрану женщин не берут. В конторе им делать нечего, там все компьютеризировано, из-за чего бумажной работы в разы меньше. А остальное – дело мужчин. Хотя годы работы в охране – а это почти тридцать лет – я вспоминаю исключительно тепло. Коллектив был хороший, дружный, сплоченный. И сегодня таким остается под руководством Григория Каяна и его заместителя Сергея Чумакова. По себе знаю, что ветеранов не забывают, поздравляют с юбилеями и праздниками, интересуются здоровьем.

Еще один ветеран – Иван Иванов, проработал в ВОХР почти 40 лет. Уроженец Холодник, он по возвращении из армии по совету односельчанина Адама Манько пришел на прием к начальнику Калинковичской стрелковой команды Алексею Ковгору. Тот лишь несколькими словами перекинулся с парнем, после чего уверенно сказал: «Подходишь, берем». Было это в июле 1968 года.

 

Иван Иванов

Иван Иванов

— Взяли меня разъездным стрелком, выдали пятизарядный карабин, — рассказывает Иван Адамович. – В обязанностях – принять на станции Калинковичи груз под охрану и сопроводить его до следующего сменного пункта. В те годы много перевозилось техники: автомобили, трактора. Злоумышленники то и дело пытались снять аккумуляторы, стоп-сигналы, запасные части, похитить инструмент. Заскакивали на платформу во время движения, когда состав снижал скорость в кривых железнодорожного полотна, на переездах и на ходу выбрасывали украденное. А у тебя под охраной – десять платформ с техникой. И нужно за всем уследить. А если группа орудует? Часто приходилось использовать оружие. Зимой еще одна беда – морозы не чета нынешним, по 30-40 градусов, а стрелок в валенках, ватнике едет вместе с грузом на платформе. Попробуй-ка попрыгай в таком обмундировании с платформы на платформу. Конечно, физическая подготовка имела большое значение. И сегодня для стрелка охраны она важна, но ведь при нем и рация, и телефон сотовый, что случится – на ходу можно докладывать. А в те годы телефон лишь на станциях был.

На посту разъездной стрелок мог находиться больше суток. В месяц выходило по 14-16 поездок.  

— Одно время я даже хотел бросить охрану, — продолжает вспоминать ветеран. — Ведь семьи, по сути, не видел: с суток отоспишься, не успеешь перевернуться – вновь на смену. Но потом ничего, втянулся, легче стало, когда из деревни переехали в Калинковичи. Квартиру получили у самой станции, мне от нее до службы – пять минут.

Интересные случаи? Участвовал в задержании «сахарной» банды. Она орудовала недалеко от Коростеня на территории Украины, куда мы грузы сопровождали, в том числе и сахар. На остановке глянешь, пломбы целы, а в днище вагона дыры выкручены, из которых сахар сыплется, и мешки рядом валяются. Потом оказалось, что в этом деле было замешано руководство одной из близлежащих станции, оно давало воришкам наводки, где и как долго состав будет стоять, в каких вагонах сахар.

В 90-е особенно тяжело было. Тянули все, что плохо лежит: виноград, помидоры, яблоки из крытых вагонов, запчасти сбрасывали, даже метанол, горюче-смазочные умудрялись выкачивать из цистерн. Думаю, нынче работникам военизированной охраны полегче: сроки за воровство серьезные, видеонаблюдение, рации, телефоны пришли им в помощь.

День сегодняшний

Сегодня Калинковичская стрелковая команда относится к Гомельскому отряду военизированной охраны. В зоне обслуживания — станция Калинковичи, а также направления на Словечно, Житковичи, Холодники, Василевичи, железнодорожный мост через реку Припять. По протяженности это порядка 290 км. Также в обязанностях – сопровождение грузов на участках Калинковичи-Лунинец, Калинковичи-Жлобин, Калинковичи-Гомель, Калинковичи-Могилев, профилактическая работа по предотвращению хищения грузов и непроизводственного травматизма на перегонах и станциях.

С марта 2015-го подразделение возглавляет Григорий Каян. Накануне юбилейной даты он рассказывает о коллективе, делится результатами проделанной работы:

В команде – 51 человек. Всегда можно положиться на начальников караула Александра Сироша, Николая Мороза, Андрея Ваньковича, Валерия Филиппова. Среди опытных стрелков хочется отметить Игоря Белого, Владимира Латошинского, среди молодежи — Дмитрия Федорука, Сергея Камеша.

Служба ответственная, опасная, несем ее круглые сутки. За 8 месяцев хищений перевозимых грузов не допущено, сопровождено 167 поездов (17484 вагонов) с ценным грузом, проведено 960 профилактических мероприятий. Совместно с сотрудниками органов внутренних дел сопровождено 214 пассажирских поездов.

Вообще в плане работы год относительно спокойный. Надеемся, и в дальнейшем сохранится такая же тенденция. И раз представилась возможность, хочу выразить своим ребятам огромную благодарность за ответственное отношение к службе, пожелать здоровья и семейного благополучия.

Татьяна ЗУБЕЦ.

Фото автора.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.