«Матчасть» нужно учить по первоисточникам

 

Конец августа-начало сентября в нашем сознании обязательно связаны со школой. Сначала идет подготовка к новому учебному году, потом наступает сам праздник – День знаний: торжественная линейка, первые уроки.  Даже на обывательских кухнях в эти дни разговоры вертятся в основном вокруг темы школы, особенно, если в семьях имеются школьники, не говоря уж о педагогах. Решил и я посвятить этой теме несколько строк. Благо – и повод нашелся.

Есть у «Калінкавіцкіх навін» пара-тройка комментаторов-завсегдатаев. Шифруются они под разными никами, но объединяет одно – стоит им услышать или увидеть, что кто-то сказал про что-то, что это, мол,  хорошо, эти ребята тут же начинают выражать свое несогласие и даже пытаются доказать, что все вовсе даже наоборот. Или что-то в этом роде.

Вот и недавно после публикации на сайте «КН» заявления Президента Беларуси Александра Лукашенко, которое он сделал на Республиканском педагогическом совете: «Безусловно, мы будем использовать элементы дистанционного обучения, внедрять их в учебный процесс. Наверное, это объективная необходимость. Тем не менее хочу вас предостеречь: цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся. Учитель на уроке — не блогер, не ютьюбер или информационный аниматор. Это вопрос профессиональной пригодности и имиджа. Кстати, и статуса тоже», – наши «активисты» не удержались, чтобы  не высказать свое «фи».

Один из комментаторов разразился целым спичем: «А что плохого в том, что учитель по-современному подойдет к уроку и, используя те же цифровые возможности, вовлечет в учебный процесс учеников? Современным детям ближе и YouTube, и Тик-ток, и разные социальные сети. Все это можно использовать на благо учебного процесса. Тогда и дети не будут бояться строгих «училок», которые умеют только по инструкции работать. Они будут видеть, что учитель более современный, понимает их, вместе можно строить, как провести урок, даже можно и на видео снять какие-то новые темы, потом на YouTube ученики могли бы и пересмотреть некоторые уроки, если что-то не до конца поняли. Разве это плохо? Например, у учителя математики может быть целая серия видео-уроков, дети и родители могли бы смотреть. Это только плюс такому учителю. И такое нужно поощрять, а не рубить на корню… Так мы долго будем сидеть в прошлом и не развиваться, только переписывать учебники умеем и методички».

Прочтя этот перл, я искренне удивился. В своем заявлении Глава государства вроде никому не запрещал использовать «цифру». Еще раз внимательно перечитал  высказывание Президента и окончательно утвердился в своей позиции. Руководитель страны во всеуслышание утверждает: «Безусловно, мы будем использовать элементы дистанционного обучения, внедрять их в учебный процесс… это объективная необходимость». Но, при этом он акцентирует: «Цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся. Учитель на уроке — не блогер, не ютьюбер или информационный аниматор!» Чувствуете разницу?

Комментатор, конечно, прав, что «современным детям ближе и YouTube, и Тик-ток, и разные социальные сети». Но давайте на наших, калинковичских, примерах рассмотрим, во что уже вылилась эта «близость».  

Двум старшеклассницам из СШ № 1, задержанным за закладки наркозелья, светит реальный срок тюремного заключения, каждой годков этак по 10 лет.

Пойдем дальше. В текущем году районным судом были осуждены пять учащихся аграрно-технического лицея за мошенничество в компьютерной сети.

Еще один пример. На днях в Гомеле сотрудники наркоконтроля задержали на закладках наркотиков двух уроженцев нашего района: один из них – учащийся лицея, второй – недавний выпускник этого учебного заведения.

Я уж не буду приводить примеры, когда неокрепшие умом детишки, «разогретые» через интернет различными деструктивными телеграм-каналами, в прошлом году принялись пачкать здания и иные объекты в городе и на районе  экслибрисами протестунов. Кстати, некоторые из них за эти дела уже привлечены к ответственности, установленной Законом.

Не могу согласиться с предложениями нашего комментатора и по поводу того, чтобы ученики и учителя вместе строили и проводили урок, более того, снимали его на видео и размещали на YouTube. Учитель на уроке, как и дирижер у оркестра,  должен быть  в единственном числе. Учитель – это продюсер, он же – сценарист и главный герой на уроке. Ученики – его отдельные исполнители и массовка. Насколько удачно все будет сыграно, каков будет получен результат, зависит только от усердия, трудолюбия, знания своего предмета и таланта педагога. И еще тысячи мелочей, которые в свое время привнесли в педагогику гиганты педагогической мысли Сократ, Платон, Аристотель, Кампанелла, Коменский, Пестолоции, Руссо, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили и многие другие.

Считаю, что на уроке  не должно быть места гаджетам. Они не концентрируют внимание учащихся, а, наоборот, его отвлекают. Ни для кого не секрет, что современные дети, в большинстве своем не развивают аналитическое мышление. Они сторонятся книг. С развитием интернета у молодежи развитие получило лишь клиповое мышление.

Хорошо это или плохо? Думаю, что плохо. Убеждаюсь в этом каждый раз, когда сталкиваюсь с молодыми специалистами в разных областях народного хозяйства. Достаточно пообщаться на профессиональные и даже отвлеченные темы, чтобы удостовериться в недостаточной базовой подготовке молодежи. А все потому, что не читали они в оригинале «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, главный герой которого Остап Бендер постоянно твердил Балаганову: «Учите матчасть, Шура!»

А учить ее желательно по первоисточникам, а не по интернету. Я так думаю!

 

Иван ГАРИСТ.

Please follow and like us:

Один комментарий для “«Матчасть» нужно учить по первоисточникам

  • 01.09.2021 в 21:07
    Permalink

    Ну начнём с того,что я не шифруюсь под разными именами,всегда пишу от своего имени.Ну а на счёт использования «цифры»,то в понимании взрослого поколения это что-то типа фото и видео материалов.И то которые разрешено показывать детям министерством.Шаг в право или влево сразу расстрел.Я же о другом писал,но вы меня не услышали.Да ладно,это и не удивительно.Разница поколений всё объясняет.Именно поэтому вы и не хотите ничего слышать о новшествах.Именно поэтому у нас и нет реформ в образовании как таковых.На детей всем плевать,главное запретить,запугать,так же как и учителей.Не понимаю только причём здесь наркотики?Наркотики были и до появления гаджетов,и даже до появления интернета.Но телефоны,компьютеры,интернет вошли в нашу жизнь и никуда уже не денутся.Возможно это будет наименьшее из того что нас ждёт в будущем в плане коммуникаций,обмена информации,общения и т.д.И готовиться к этому нужно сейчас,я имею в виду,что нужно не отставать от современной жизни и тем более от детей.Нужно находить общий язык не запретом на законодательном уровне,а с помощью современных технологий, гаджетов и вместе выстраивать конструктивный диалог.Всё в жизни меняется,прогресс не стоит на месте,это касается всего,в том числе и подхода к образованию.То как учили меня это уже в прошлом,тем более то как учили вас.И это нормально.Так не стоит тормозить развитию современного мира.Вот вы говорите про книги.Хорошо,допустим,но имея в руках телефон с интернетом,я мгновенно найду любую книгу,а вы потратите много времени,чтобы сходить в библиотеку и взять её,ну и конечно же чтобы потом вернуть.Я уже не говорю про поиск любой информации будь то новости или какой-то рецепт.И не нужно хранить горы пыльных книг,справочников или записных книг,всё это есть в интернете.А при желании можно сохранить в телефон.Вот вам и разница поколений.Кто хочет читать,тот будет читать без разницы книгу печатную или электронную книгу.А кто не хочет,тот и раньше не читал.И это даже не обсуждается.А по поводу изучения матчасти по первоисточникам я вам приведу маленький пример — в 2008 году я поступил в колледж на заочное отделение,и после установочной сессии нам задали домашнее задание.Приехав в Калинковичи,я пошёл в библиотеку за литературой.Ну сказать,что я был удивлён тем,что литературы нужной мне нет,это не сказать ничего.Я был в шоке.Технической литературы,по которой мне задали задания нет вообще.Я даже рискнул сходить в ж/д библиотеку по ул.Октябрьская (не знаю существует ли она сейчас),думал буду упрашивать чтобы хоть там дали книги при наличии,ведь я не работник железной дороги.Но там точно такая же ситуация.Ну что делать студенту остаётся?Пришлось искать преподавателей,которые за вознаграждение делают задания.А вы удивляетесь низкому образованию современной молодёжи.Так вот откуда корни растут в том числе.Вот и задумался я о приобретении компьютера и подключении интернета для возможности дальше учиться.Других вариантов в Калинковичах не было.Я имею ввиду самостоятельно учиться.Так вот и ответьте мне на вопрос — как в Калинковичах учить матчасть по первоисточнику,если первоисточник отсутствует априори? На этот вопрос ответ один — только интернет.Просто нужно уметь пользоваться им.Не всё там плохо.Оружие тоже убивает,а не только защищает.Да и электричество смертельно,но мы же учимся мирно его использовать.Так и с интернетом и гаджетам нужно.И кто как не учитель может подсказать и направить детей в нужное русло и вовлечь во что-то интересное,а главное полезное?Но нет же,вы открещиваетесь от этого,оставляете детей один на один с телефонами и интернетом,а потом вините интернет,телефоны,телеграм-каналы и т.д. в том что с детьми что-то происходит не то.Так нужно работать с детьми,а не статистику подсчитывать и давать подросткам сроки.Нужно учиться всем нам жить в тех реалиях,которые нам диктует современный мир и технологии.Возможно тогда и понимать станем опять друг друга больше и лучше. 🙂

    11

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.