В первый класс — на позитиве

1 класс
Надеемся, наше интервью с методистом районного учебно-методического кабинета Надеждой Ротько поможет вам расставить все точки над «i» и подскажет правильные ответы на интересующие вас вопросы.
– Надежда Минична, расскажите, пожалуйста, с какого возраста ребенок может идти в первый класс? Могут ли быть зачислены в школу дети, которым на первое сентября еще не исполнилось шести лет?
– Согласно законодательству, в первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось шесть и более лет. По желанию родителей в первый класс может быть зачислен ребенок, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
В то же время некоторые родители хотят отдать в школу ребенка, которому 6 лет исполнится в октябре или ноябре, мотивируя, что он очень развит, читает, пишет, считает. Однако исключений законодательством в данном вопросе не предусмотрено.
При наличии медицинских показаний, а также по усмотрению родителей поступление в первый класс 6-летнего ребенка может быть отсрочено на год. При этом ребенок имеет право продолжать посещать детский сад.
– Что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс? Ведь некоторые родители стремятся к тому, чтобы ребенок умел писать, читать, считать. Другие же, наоборот, вообще ничем не занимаются.
– При поступлении в первый класс уровень знаний ребенка не проверяется и нигде не фиксируется. Но к шести годам у него должен быть запас определенных знаний, которые он получил дома или в детском саду. Это счет в пределах 10 и знание цифр от 0 до 10, ориентирование в пространстве (сверху, снизу, слева, справа, над, перед, за), знание основных цветов, домашних и диких животных, птиц, деревьев, овощей, фруктов, грибов. Ребенок должен различать поры года, явления природы, знать названия месяцев, дни недели, свои фамилию, имя, отчество, имена родителей, место их работы, свой город, деревню, адрес, какие бывают профессии и т.д.
Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводить буквы и решать примеры. Обучение чтению, письму, вычислениям – основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители, поэтому если вы решили обучать ребенка, то делайте это через игру, без принуждения, не превращайте процесс в пытку.
– К кому обратиться за советом, помощью, если родители не понимают, готов ли ребенок к школе? И есть ли какие-то поведенческие характеристики, свидетельствующие об этой готовности?
– Некоторые родители порой ошибочно принимают большое желание ребенка пойти в школу за готовность к обучению, но это не совсем правильно. Готовность к школе – это целый комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков.
Чтобы не вдаваться в научные термины, попробую на доступном уровне помочь родителям разобраться в этом вопросе.
Если ребенок физически развит, здоров, любопытен, усидчив, внимателен, владеет достаточным объемом знаний (хорошо усваивает программу детского сада), умеет общаться со сверстниками и взрослыми, пересказывать текст и строить связный рассказ, держать ручку и карандаш, приучен выполнять определенные правила, способен себя обслужить, говорит предложениями и запоминает стихи, интересуется, увлекается чем-то и, наконец, очень хочет учиться в школе – можно сказать, что он готов.
В подготовке ребенка к школе немаловажную роль играют и родители. Им необходимо позаботиться о здоровье будущего первоклассника, так как это основа успешного обучения. Также нужно развивать у ребенка волевые качества, приучать его доводить до конца начатое дело, воспитывать самостоятельность, поощрять умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, собирать вещи, содержать в порядке свою комнату, одежду и обувь. Очень полезными занятиями являются совместное чтение книг, рисование, лепка, конструирование.
Если родители все же сомневаются в готовности ребенка к школе, то можно проконсультироваться с психологом, педиатром, посоветоваться с воспитателем группы, которую посещает ребенок.
– Надежда Минична, рекомендуете ли вы посещение занятий по подготовке к школе? В чем их польза?
– К школе детей готовят в детских садах. Программой предусмотрено, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у ребенка к шести годам. Вместе с тем, в школах также организуются дополнительные платные образовательные услуги по подготовке пятилеток. Это так называемые «Школы будущего первоклассника», «Субботние школы», «Каникулярные школы» и т.д.
Детям, которые не посещают дошкольные учреждения, в обязательном порядке нужно пройти такую подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности с другими детьми. В остальных случаях – по усмотрению родителей.
Но, на мой взгляд, посещение «Школы будущего первоклассника» имеет много плюсов. Во-первых, как правило, из групп, в которых дети проходят подготовку, затем формируются первые классы. Во-вторых, учитель, который проводит занятия по подготовке, чаще всего обучает этих же детей в первом классе. Поэтому, придя в школу, они менее болезненно адаптируются: практически нет проблем, связанных с изменением обстановки, дети легко ориентируются в школьном пространстве, не возникает сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе, нет проблем взаимоотношений с учителем, первоклассники уже приучены выполнять требования учителя и правила поведения в школе.
– Как правильно выбрать школу? Нужно ли ориентироваться на близость к дому?
– В первую очередь в первые классы школы принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения. И мне кажется, это очень удобно, когда школа рядом. Но если родители хотят, чтобы их ребенок по каким-то причинам обучался в школе, размещенной в другом микрорайоне, то, при наличии свободных мест, он может быть туда принят.
– Обязательна ли для первоклассников школьная форма?
– Школьная форма или одежда делового стиля обязательна для всех учащихся учреждений общего среднего образования, в том числе и для первоклассников. Цветовая гамма может быть разнообразной, но не пестрой и яркой. Очень важно, чтобы одежда нравилась самому ребенку, поэтому за покупками к школе обязательно ходите вместе.
В некоторых учреждениях образования в целях соблюдения единого подхода к одежде школьника разработаны свои требования, например, одинаковые жилеты, галстуки. Поэтому родителям необходимо заранее поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в конкретной школе.
– Первая учительница – важнейший человек в школьной жизни ребенка. Имеют ли родители право выбирать, к кому конкретно отдать будущего первоклассника?
– Так сложилось в последние годы, что родители заранее интересуются, кто из учителей начальных классов будет работать в первом классе, и при поступлении в школу просят зачислить их ребенка к конкретному учителю.
Думаю, все понимают, что если в школе открываются два или более первых классов, а большинство родителей просятся к одному учителю, то удовлетворить просьбу всех невозможно. Здесь хочу разъяснить родителям: сам учитель не формирует состав класса. Только администрация школы имеет право принимать решение, кого в какой класс зачислить. В то же время, если есть возможность, школа идет навстречу пожеланиям родителей.
– Случается, что ребенок и учитель не сходятся по темпераменту. Могут ли родители в таком случае перевести его в другой класс?
– Если ребенок чувствует себя в классе некомфортно, отказывается выполнять требования учителя, не успевает вместе со всеми детьми, а родители причиной этого считают несовпадение темпераментов, то по согласованию с администрацией школы ребенок может быть переведен в другой класс.
– Первое сентября – большой праздник для первоклассника. Но уже через несколько дней он понимает, что школа – это трудно и не всегда интересно. Какие чаще всего возникают проблемы у ребенка в школе в первое время и как его поддержать?
– Придя в школу, попав в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, а порой и агрессивностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом идут на контакт с другими детьми и учителем. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка.
Кроме того, будущим первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные из них (например, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит) стали привычными. Предъявление правил поведения может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому здесь и родители должны подключаться, объяснять ребенку, что можно, а что нет.
Но все поведенческие проявления и изменения периода адаптации преодолимы, если ребенок ощущает помощь и поддержку со стороны взрослых – учителя и родителей.
Постарайтесь, чтобы новый этап в жизни вашего первоклассника начался на позитиве. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, научитесь слушать, пусть он знает, что на ваше крепкое плечо в любой ситуации можно опереться.
И запомните «золотое» правило: если родители положительно высказываются о школе, то и чадо будет ходить в нее с удовольствием.
Беседовала Татьяна ЗУБЕЦ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.