ПРОГРАММА  проведения оценки воздействия на окружающую среду объекта реконструкции: «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин, км 109,9 – км 195,15». Внесение изменений

трасса копия

трасса1 копия

 

ПЛАН ГРАФИК РАБОТ

по проведению оценки воздействия на окружающую среду٭

  • разработка и утверждение программы проведения ОВОС объекта реконструкции «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин, км 109,9 – км 195,15». Внесение изменений: до 11.06.2021 года;
  • предварительное информирование граждан и юридических лиц о планируемой деятельности: до 11.07.2021 года; (дата корректируется в зависимости от даты публикации в СМИ и размещения на сайте)
  • разработка отчета об ОВОС: июнь 2021 года;
  • проведение общественных обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений: июль-август 2021 года;
  • доработка отчета об ОВОС, в том числе по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе проведения общественных обсуждений отчета об ОВОС
    (в случаях, регламентированных п.7.7. постановления Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2017 №47), проведение общественных обсуждений доработанного отчета об ОВОС;
  • утверждение отчета об ОВОС Заказчиком (РУП «Гомельавтодор») с условиями для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности;
  • представление на государственную экологическую экспертизу разработанной предпроектной документации по планируемой деятельности с учетом условий для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности, определенных при проведении ОВОС, утвержденного отчета об ОВОС, материалов общественных обсуждений отчета об ОВОС: согласно п. 3.9. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 №156;
  • государственная экологическая экспертиза по установлению соответствия планируемых проектных и иных решений, содержащихся в предпроектной документации, требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, регламентам градостроительного развития и использования территорий;
  • информирование РУП «Гомельавтодор» соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы о принятом решении по результатам проведения государственной экологической экспертизы и о том, где можно ознакомиться с заключением государственной экологической экспертизы: в течение 15 рабочих дней после получения заключения государственной экологической экспертизы.

Указанные сроки проведения процедуры ОВОС могут корректироваться (в рамках сроков, регламентированных НПА).

Сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и реализации

Основанием для разработки обоснования инвестиций в реконструкцию объекта является:

  • Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2021-2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.04.2021 №212;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2018 №461 «О реконструкции автомобильной дороги»
  • Задание на разработку обоснования инвестиций в реконструкцию объекта «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин, км 109,9 – км 195,15». Внесение изменений, утвержденное первым заместителем генерального директора РУП «Гомельавтодор» 12.04.2021 и согласованное первым заместителем Министра транспорта и коммуникации Республики Беларусь 30.04.2021.

Проектируемый участок автодороги М-10, км 109,9 – км 195,15, расположен в Речицком и Калинковичском районах Гомельской области.

В настоящее время на всем протяжении рассматриваемого участка автодорога
М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин относится ко II технической категории с двумя полосами движения с асфальтобетонным покрытием и обслуживается ДЭУ-43 (г.Мозырь), ДЭУ-44 (п.Медков, Светлогорский р-н) РУП «Гомельавтодор».

Участок км 109,9 – км 195,15 автомобильной дороги М-10 перегружен вследствие недостаточной пропускной способности, что ведет к потерям времени в пути, росту транспортных затрат (топлива, смазочных материалов, потребления запасных частей и обслуживания, амортизационных расходов и т.д.), а также увеличению уровня загрязнения компонентов природной среды. Вследствие большого числа грузовых транспортных средств и ограниченной возможности для обгона, участок характеризуется высоким числом дорожно-транспортных происшествий.

В результате анализа транспортно-эксплуатационного состояния существующей дороги, оценки ее пропускной способности, анализа природоохранных мероприятий и степени воздействия на окружающую среду установлено, что параметры дороги на сегодняшний день не соответствуют своим функциональным требованиям.

По функциональному назначению и перспективной интенсивности движения автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин на проектируемом участке должна соответствовать нормативам I-в категории с четырьмя полосами движения и несущей способностью 11,5 тонн на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля.

На рассматриваемом участке автомобильная дорога проходит через населенные пункты: Коростень, Защебье, Глинная Слобода, Малые Автюки. Также вблизи существующей трассы автодороги находится жилая застройка населенных пунктов Будка и Короватичи.

Существующая автомобильная дорога М-10 проходит практически через центр города Калинковичи, что ухудшает транспортную ситуацию в городе и отрицательно сказывается на экологической обстановке.

Планируется реконструкция автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин, км 109,9 – км 195,15 с доведением параметров проектируемых сооружений до нормативов I-в категории, установленных
СН 3.03.01-2019 и СН 3.03.04-2019.

В предпроектной документации будут рассмотрены следующие варианты реконструкции объекта:

— реконструкция автомобильной дороги с сохранением существующего направления;

— реконструкция автомобильной дороги с обходом н.п.Малые Автюки с южной стороны, так как при реконструкции автомобильной дороги по существующему направлению трасса автодороги вплотную приближается к жилой застройке данного населенного пункта; с обходом г.Калинковичи с северо-востока по существующей автомобильной дороге Р-31 Бобруйск-Мозырь-граница Украины (Новая Рудня) до развязки с автомобильной дорогой Р-131 Калинковичи-Мозырь (до Р-31) (категория дороги I-в), далее – на северо-западе по новому направлению до пересечения с существующей дорогой М-10 на км 194,6 (категория дороги – II). Трасса участка нового строительства автомобильной дороги М-10 пройдет вблизи д.Новая Антоновка.

Планируется устройство транспортных развязок в разных уровнях, а также строительство и реконструкция мостовых сооружений. Основные технические характеристики мостовых сооружений будут приняты в соответствии с действующими ТНПА с учетом планово-высотных решений по реконструкции автомобильной дороги по параметрам I-в категории и технических характеристик пересекаемых препятствий.

При реконструкции автомобильной дороги будет предусмотрено устройство пешеходных переходов в разных уровнях, автобусные остановки будут вынесены за пределы основного земляного полотна и запроектированы в карманах с устройством переходно-скоростных полос.

На ряде селитебных территорий потребуется реализация мероприятий по снижению уровней транспортного шума вследствие отсутствия защиты расстоянием.

Для повышения безопасности участников дорожного движения и сокращении потерь в ведении охотничьего хозяйства, в проектной документации на реконструкцию объекта должны быть предусмотрены мероприятия, регламентированные ст. 23 Закона Республики Беларусь «О животном мире» от 10 июля 2007 г. №257-З, включающие:

– обустройство аварийно-опасных участков направляющими сетчатыми конструкциями, с устройством специальных проходов для диких животных под автомобильной дорогой для сохранения путей их миграции;

– обозначение участков автодорог, характеризующихся разовыми выходами копытных схемами знаков или панно, предупреждающих о возможной опасности.

На участках пересечения реконструируемой дорогой мелиоративной сети, будут предусмотрены специальные решения по ее переустройству.

Также проектом будет предусмотрено устройство и переустройство инженерных коммуникаций.

Реконструкция объекта предусмотрена в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2018 № 461 «О реконструкции автомобильной дороги».

Функционирование объекта не должно ухудшать условия проживания населения по показателям, имеющим гигиенические нормативы (основание: Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7).

Сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для ОВОС

При проведении ОВОС планируется использование следующих методов и методик, утвержденных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, в т.ч.:

  • ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах» с учетом изменений №1, №2 и №3.
  • ТКП 17.02-08-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки отчета».
  • ТКП 17.13-05-2012 (02120) Охрана окружающей среды и природопользование. Аналитический контроль и мониторинг. Качество воздуха. Правила расчета фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные наблюдения.
  • Унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы «Эколог». Программный комплекс входит в перечень действующих программных средств для расчета загрязнения атмосферы, рекомендованных к применению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  • ГОСТ 329365-2014 «Дороги общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока».
  • Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности атмосферного воздуха», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2021 №37.
  • Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности почвы», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2021 №37.
  • Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности шумового воздействия на человека», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2021 №37.
  • Инструкция по применению «Методика оценки риска здоровью населения факторов среды обитания», утверждена Заместителем Министра здравоохранения Республика Беларусь 18.06.2012 №025-1211.

Для оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности и разработки рекомендаций по предотвращению и минимизации последствий воздействия на окружающую среду будут использованы материалы градостроительной документации; результаты мониторинга Белорусского дорожного научно-исследовательского института «БелдорНИИ»[1]; Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь [2]; государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам»; социально-гигиенического мониторинга, проводимого органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор [3].

Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия

1. Атмосферный воздух

1.1. Согласно информации органов государственного санитарного надзора, в Гомельской области отмечается тенденция к снижению объема суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе от мобильных источников. Произошло снижение выбросов загрязняющих веществ в целом на 21,1% по сравнению с 2008 г, преимущественно за счет мобильных источников (на 41,6%). Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха Гомельской области являются автотранспорт, деревообрабатывающая, химическая (в том числе нефтеперерабатывающая), целлюлозно-бумажная промышленность, производство минеральных удобрений, теплоэнергетика, машиностроение и станкостроение, предприятия лесной, электротехнической промышленности. По данным исследований лабораторий учреждений государственного санитарного надзора, превышения гигиенических нормативов содержания химических веществ в пробах атмосферного воздуха на территории населенных мест Гомельской области отмечались только в единичных случаях. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городах вносили твердые частицы, углерода оксид, окислы азота, серы диоксид,фенол, формальдегид [3].

1.3. В соответствии с информацией государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» расчетные значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе размещения объекта не превышают установленные нормативы [4].

1.4.Суммарный показатель загрязнения атмосферного воздуха соответствует допустимой степени загрязнения атмосферы [5].

2. Радиационная обстановка

2.1. По данным контроля, осуществляемым на сети радиационного мониторинга Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, радиационная обстановка характеризуется как стабильная, мощность дозы гамма-излучения соответствует установившимся многолетним значениям. Радиационная обстановка на территории расположения проектируемого объекта характеризуется как стабильная, мощность дозы (МД) гамма-излучения не превышает уровень естественного гамма-фона (до 0,20 мкЗв/ч). Результаты радиационного мониторинга почвы не показали отклонений от многолетних процессов или новых тенденций, связанных с наличием радионуклидов в почве. В настоящее время отмечается медленное снижение уровней МД, в основном, за счет естественного распада цезия-137, и только незначительное снижение — за счѐт заглубления радионуклидов вследствие вертикальной миграции по почвенному профилю. На землях сельскохозяйственного назначения темпы снижения уровней МД составляют в среднем 2,3% в год, на землях лесного фонда –2,2 % в год. В лесах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, снижается плотность загрязнения почв цезием-137 по мере уменьшения активности долгоживущих радионуклидов в лесной подстилке, почве, в результате радиоактивного распада, перераспределения по компонентам лесных биогеоценозов. Уменьшается содержание цезия-137 в древесине основных лесообразующих пород, снижается интенсивность перехода цезия-137 из почвы в древесину [2,7-9].

2.2. В соответствии с информацией органов госсаннадзора, в областных городах Гомельской области среднегодовой уровень МД гамма-излучения находился в пределах от 0,10 до 0,12 мкЗв/ч. Следует отметить, что МД гамма-излучения постоянно снижается за счет естественного радиоактивного распада цезия-137 и процесса его заглубления в почве [3]. 

3. Поверхностные и подземные воды

3.1. Согласно гидрологическому районированию Республики Беларусь, регион реконструкции автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин, км 109,9 – км 195,15, относится к VI – Припятскому гидрологическому району, бассейнам рек Днепр и Припять [5].

3.2. Согласно результатам мониторинга поверхностных вод среднегодовое содержание растворенного кислорода в притоках бассейна р.Днепр в целом соответствовало нормативу качества воды. Количество проб, в которых было зафиксировано превышение норматива качества воды по биогенным веществам, свидетельствует о ведущей роли фосфат-иона в формировании общего загрязнения поверхностных вод бассейна биогенными веществами в течение последних пяти лет. В воде притоков р.Днепр повышенное содержание фосфора общего регистрировалось в 7,2%отобранных проб. В 14,8% проб, отобранных в воде притоков р.Днепр, отмечено превышение лимитирующего показателя по аммоний-иону. Среднегодовое содержание нитрит-иона в воде притоков бассейна изменялось в пределах от 0,006до 0,0553мгN/дм3. В воде притоков бассейна в большинстве пунктов наблюдений отмечались превышения нормативов качества воды по железу общему (81,8% проб) и марганцу (81,7% проб). Среднегодовое содержание цинка варьировало от 0,003мг/дм3 до 0,083мг/дм3. В воде притоков фиксировалось 5,2% проб с превышением норматива качества воды по нефтепродуктам. Гидрохимический статус притоков бассейна р.Днепр оценивался как отличный и хороший [2].

3.3. Вода притоков Припяти характеризовалась как нейтральная и слабощелочная (рН=6,5-8,5). Содержание растворенного кислорода в воде притоков фиксировалось в диапазоне от 3,19 до 13,2мгО2/дм3. Среднегодовое содержание органических веществ (по ХПКCr) изменялось от 24,63 до 76,96мгО2/дм3. Динамика среднегодовых концентраций аммоний-иона и фосфат-иона в воде притоков р.Припять свидетельствует о тенденции их снижения. В воде большинства притоков содержание железа общего, марганца, меди и цинка превышало значение предельно допустимого уровня. Содержание синтетических поверхностно-активных веществ и нефтепродуктов в воде притоков не превышало нормативы качества воды. Анализ результатов наблюдений показал, что среднегодовые концентрации органических веществ (по БПК5), нитрит-иона, фосфора общего) в воде увеличились по сравнению с предыдущим годом, содержание фосфат-иона незначительно уменьшилось, а содержание аммоний-иона, нефтепродуктов и СПАВ осталось на прежнем уровне.  Гидрохимический статус притоков реки Припять оценивается как отличный и хороши [2].

3.4. Согласно информации органов государственного санитарного надзора, в Гомельской области результатам лабораторного контроля воды водных объектов, используемых для культурно-бытового водопользования, отмечается улучшение качества воды по санитарно-химическими микробиологическим показателям –удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, составил 34% и 6,8% соответственно.

3.5. Питьевое водоснабжение населения гомельской области обеспечивается 1663 централизованными системами водоснабжения и 6 661общественным колодцем Анализ качества и безопасности питьевой воды показывает, что качество воды остается стабильным на протяжении последних 10 лет и вызывает озабоченность лишь в отношении органолептических показателей (мутность, цветность, содержание железа) [3]. 

4. Почвенный покров

4.1 В соответствии с почвенно-географическим районированием почвы региона планируемой деятельности по реконструкции автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин на участке км 109,9 – км 195,15, относятся в основном к Любанско-Светлогорско-Калинковичскому подрайону дерново-подзолистых песчаных и торфяно-болотных почв Любанско-Светлогорско-Калинковичско-Ельскому району дерново-подзолистых заболоченных песчаных, супесчаных и торфяно-болотных почв Юго-Восточного округа, а также на небольшом участке в районе г.Речица – к Кировско-Кормянско-Гомельскому подрайону дерново-подзолистых, часто заболоченных пылевато-суглинистых и супесчаных почв Кировско-Гомельско-Хотимского района дерново-подзолистых, часто заболоченных пылевато-суглинистых и супесчаных почв Восточного округа Центральной (Белорусской) провинции [10].

4.2. Концентрации загрязняющих веществ в почвах на сети фонового мониторинга не превысили установленные нормативы. Наблюдения за почвами придорожных полос в Гомельской области не выявили превышений ОДК по тяжелым металлам, нитратам и сульфатам.

4.3. Согласно предварительным данным, на территории размещения объекта отсутствуют скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы.

5. Ландшафт

5.1. Согласно ландшафтному районированию Республики Беларусь, автомобильная дорога М-10, км 109,9 – км 195,15, расположена в пределах подзоны суббореальных лесов, полесской провинции озёрно-аллювильных, аллювиально-террасированных и озёрно-болотных ландшафтов с сосновыми, широколиственно-сосновыми и дубовыми лесами, на дерново-подзолистых, часто заболоченных почвах, болотами. [11].

5.2. Трасса автодороги пролегает в пределах следующих ландшафтных районов: Житковичско-Василевичский плосковолнистый озёрно-аллювиальный с широколиственно-сосновыми, сосновыми лесами, болотами (52) (км 122,5 – км 195,15); Приднепровский плосковолнистый водно-ледниковый и холмисто-волнистый морено-зандровый с сосняками и дубравами (53) (км 109,9 – км 122,5) [1].

6. Особо охраняемые природные территории

6.1. Согласно Реестру особо охраняемых природных территорий, на территории размещения реконструируемого объекта и в радиусе 2-х км от него особо охраняемые природные территории международного и республиканского значений отсутствуют.

4.6.2. Объект планируемой реконструкции расположен вне элементов схемы национальной экологической сети, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь №108 от 13.03.2018.

7. Растительный и животный мир

7.1. Растительность изучаемой территории относится к Гомельско-Приднепровскому и Центральнополесскому районам Полесско-Приднепровского геоботанического округа подзоны широколиственно-хвойных лесов [10,12].

7.2. Растительный мир исследуемой территории представлен лесной, водной, болотной, сегетальной, селитебной и сорно-рудеральной растительностью. Доминирующим типом растительности в районе реконструкции автодороги является лесная растительность. Согласно лесорастительному районированию исследуемая территория относится к подзоне широколиственно-сосновых лесов (грабовых дубрав) Полесско-Приднепровского лесорастительного района Республики Беларусь. Северная граница района совпадает с границей сплошного распространения ели, что предусматривает незначительное ее распространение на данной территории. Преобладающими породами на покрытых лесом землях территории проектирования являются: сосна, береза, дуб. Средний бонитет насаждений относительно невысок – 1,5. Наиболее высокую производительность имеют сосновые по суходолу насаждения, из мягколиственных – осинники и черноольшаники.

7.4. Трасса реконструируемой автомобильной дороги проходит по территории ГОЛХУ «Речицкий опытный лесхоз», ГЛХУ «Василевичский лесхоз» в Речицком районе, а также ГЛХУ «Калинковичский лесхоз» и ЭЛОХ «Лясковичи» в Калинковичском районе.

7.5. По данным Речицкой и Калинковичской инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды в непосредственно близости от автодороги М-10 (на расстоянии около 45 м)  имеются места произрастания растений, включенных в Красную книгу – дрока германского и любки зеленоцветковой. Оба растения произрастают в квартале 99 выделе 52 Василевичского лесничества ГЛХУ «Василевичский лесхоз», что соответствует примерно км 142,7 трассы М-10

7.6. По зоогеографическому районированию участок реконструируемой автодороги относится к Восточно-Полесскому району [10]. Фаунистические комплексы, обитающие на территории предполагаемой хозяйственной деятельности типичны для восточного зоогеографического района Беларуси. Значительное влияние на формирование фауны оказывает выраженная, по сравнению с западными регионами Беларуси, континентальность климата, а также доминирование хвойных лесов с фрагментами смешанных и мелколиственных в понижениях с застойными явлениями и пойменными древесно-кустарниковыми комплексами.

7.7. Согласно карте-схеме основных миграционных коридоров копытных животных на территории Беларуси, разработанной ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» в рамках проекта «Разработка схемы основных миграционных коридоров модельных видов диких животных на территории Республики Беларусь 2013-2015» при финансировании Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, и рекомендованной для использования в работе организаций, осуществляющих разработку проектной документации (письмо Минприроды РБ от 02.11.2016 №10-9/2931-вн), проектируемый участок автомобильной дороги М-10 пересекает ядро концентрации копытных GM7 и миграционные коридоры GM7-GM8 и GM1-GM5- GM6- GM7 [13].

8. Объекты историко-культурного наследия и археологические памятники

8.1. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре от 20.07.2016 №413-З, с целью недопущения случаев разрушения возможно имеющихся археологических объектов, необходимо получить заключение ГНУ «Институт истории НАН Беларуси» о необходимости/или отсутствии таковой проведения археологических исследований в зоне планируемой деятельности.

8.2. Вблизи от реконструируемого участка автодороги находится памятная стела в честь первооткрывателей полесской нефти – км 117,2 автодороги (справа) на расстоянии 18 м от кромки дороги (рисунок 54), что следует учитывать при реализации проекта реконструкции участка автомобильной дороги М-10 по существующему направлению.

8.3. Согласно предварительной оценке, вблизи от проектируемого участка км 109,9 – км 195,15 автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин располагаются следующие недвижимые объекты наследия, которым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 г. №578 «О статусе историко-культурных ценностей» придан статус историко-культурной ценности [14]:

– городище периода раннего железного века, д.Рудня Антоновская, Калинковичский р-н, 1,5 км на юго-восток от деревни, на левом берегу р.Неначь;

– братская могила, д.Малые Автюки, Калинковичский р-н;

– братское кладбище, д.Защебье, Речицкий р-н;

– городище-1 периода раннего железного века, д.Короватичи, Речицкий р-н, 2 км на юго-восток от деревни;

– городище-2 периода раннего железного века, д.Короватичи, Речицкий р-н, 4 км на юг от деревни;

– городище периода раннего железного века, д.Короватичи, Речицкий р-н, 1,5 км на запад от деревни;

– братская могила, д.Короватичи, Речицкий р-н;

– братская могила, д.Волчья гора, Речицкий р-н.

9. Социально-экономические и иные условия [3, 15].

Медико-демографическая ситуация

9.1. Демографическая ситуация в Калинковичском и Речицком Гомельской области отражает ситуацию, характерную для всей Республики – численность населения неуклонно уменьшается, в основном за счет сельского населения. Ведущую роль в процессе убыли населения в настоящее время играют негативные тенденции естественного движения. Сочетание в Гомельской области двух демографических факторов – низкого уровня рождаемости и высокого уровня показателя общей смертности – привело к тому, что темпы прироста населения приняли отрицательное значение.

Возрастная структура населения соответствует регрессивному типу с преобладанием удельного веса взрослого населения над удельным весом детей, сохраняется высокий уровень демографической старости. Процессом старения населения объясняется высокий показатель смертности.

9.2. Среди причин смерти населения Гомельской области преобладают болезни системы кровообращения и новообразования. Остаются высокими уровни смертности трудоспособного населения, особенно мужчин, от травм, отравлений и несчастных случаев.

9.3. Общая динамика показателя заболеваемости населения Гомельской области оценивается как стабильная. Нозологическая структура общей заболеваемости не изменяется на протяжении нескольких лет: около половины всех впервые зарегистрированных случаев заболеваний составляют болезни органов дыхания, на втором месте стоят травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, на третьем –болезни кожи и подкожной клетчатки, на четвертом –болезни костно-мышечной системы.

9.4. Суммарный показатель заболеваемости населения Гомельской области инфекционными болезнями имеет тенденцию к росту.

Экономические условия [16].

9.8. Одним из основных видов деятельности, определяющим потенциал области и отдельных районов является промышленность. По производству промышленной продукции на душу населения область занимает первую позицию в стране. Основными в структуре промышленного комплекса останутся горнодобывающая, топливная, химическая и нефтехимическая отрасли, черная металлургия, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность. Активное развитие горнодобывающей промышленности обусловлено необходимостью разработки собственной минерально-сырьевой базы для обеспечения устойчивого развития экономики страны. Гомельская область характеризуется уникальным разнообразием минерально-сырьевых ресурсов. Здесь имеются месторождения нефти, калийной и каменной солей, бурого угля, горючих сланцев, торфа, строительного и облицовочного камня, стекольных и формовочных песков, мела, гипса, кирпичных глин и суглинков, каолина, минеральных вод и других полезных ископаемых. В этой связи область обладает лучшими перспективами среди других областей для развития добывающей и перерабатывающей промышленности.

9.9. Важнейшими направлениями развития промышленности до 2030 года должна стать диверсификация отраслей и производств, наращивание производства промышленной продукции, соответствующей мировым стандартам. Центрами инновационного развития по-прежнему будут основные промышленные центры области – многофункциональные города Гомель, Мозырь и Жлобин, в будущем в этом качестве планируется развивать города Речицу, Рогачев, Светлогорск, Калинковичи, Добруш и Житковичи, которые станут дополнительными «точками роста» экономики области.

9.10. В области создана и функционирует развитая сеть автомобильных дорог. Дальнейшее совершенствование системы республиканских автодорог намечается, не столько за счет расширения сети, сколько за счет реконструкции и улучшения качества. Схемой комплексной территориальной организации Гомельской области намечено резервирование территорий для строительства автодорожных обходов городских населенных пунктов (в т.ч. Калинковичи) с целью сокращения транзита через их территорию.

Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия

Комплексная оценка потенциального воздействия реконструкции участка автомобильной дороги (в т.ч. альтернативных вариантов размещения и реализации планируемой деятельности) на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия будут представлены в отчете об ОВОС.

Трасса реконструируемой автомобильной дороги М-10, км 109,9 – км 195,15, частично расположена в пределах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. В границах водоохранных зон и прибрежных полос допускается возведение мостовых переходов и гидротехнических сооружений и устройств, а также проведение ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию мостов, гидротехнических сооружений и устройств и иных сооружений на внутренних водных путях (статьи 53 и 54 Водного Кодекса). Режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов регламентирован требованиями Водного Кодекса Республики Беларусь.

Возможные воздействия объекта планируемой реконструкции на окружающую среду будут связаны с проведением строительных работ и с эксплуатационными воздействиями – функционированием объекта как инженерного сооружения, действием передвижных источников воздействия (автомобильного транспорта).

Воздействия, связанные со строительными работами, носят временный характер. Эксплуатационные воздействия будут проявляться в течение периода эксплуатации объекта.

Скрининговая оценка потенциального воздействия планируемой деятельности на компоненты окружающей среды показала, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в период проведения работ по реконструкции объекта будут являться: эксплуатация дорожно-строительной техники и транспортных средств при проведении земляных работ, монтаже конструкций и устройстве дорожной одежды, при перевозке строительных материалов и т.д.

Воздействия, связанные со строительными работами, носят, как правило, временный характер, являются незначительными. Проблема воздействия может быть решена в период реализации проекта посредством осуществления природоохранных мероприятий по их предотвращению и минимизации.

Основным источником загрязнения атмосферы при эксплуатации автомобильных дорог является движущийся автотранспорт. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу, в основном, связано с выбросами отработавших газов автомобилей и транспортным шумом.

Учитывая данные мониторинга существующего уровня загрязнения атмосферы, ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе реконструкции объекта будут находиться в пределах установленных гигиенических нормативов.

Шумовая нагрузка от транспортного потока определяется следующими факторами: интенсивностью движения, составом транспортного потока, скоростью движения, транспортно-эксплуатационным состоянием объекта. Устройство дорожной одежды капитального типа; обеспечение рационального поперечного профиля и оптимального режима движения транспортных средств направлено на снижение уровня шума в источнике его возникновения.

Участки, для которых необходима организация шумозащитных мероприятий для жилой застройки регламентировано определять в Градостроительных проектах общего и детального планирования — Генеральном и детальном планах населенного пункта (основание: п. 7.2.14, 8.2.13, 8.3.15 СН 3.01.02-2020 «Градостроительные проекты общего, детального и специального планирования»).

Основными возможными воздействиями строительства и эксплуатации объекта на земли и почвенный покров могут являться: изменение структуры землепользования в результате отвода земель, изменение динамических нагрузок на грунты, загрязнение почвенного покрова.

Содержание валовых форм тяжелых металлов в почве на территории, прилегающей к реконструируемому объекту, может ожидаться несколько выше фоновых показателей, но не превысит их допустимые концентрации.

Согласно законодательству об охране и использовании вод, при проектировании объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения и засорения, а также предупреждение вредного воздействия на водные объекты; применение наилучших доступных технических методов; предотвращение чрезвычайных ситуаций; предотвращение подтопления, заболачивания, эрозии почв.

В соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь от 30.04.2014 г. № 149-З (ст. 46), воды, отводимые от дорожной полосы в окружающую среду, не относятся к сточным водам.

С целью минимизации возможного неблагоприятного воздействия проектируемого объекта на поверхностные и подземные воды, должна быть предусмотрена реализация комплекса мероприятий в соответствии с требованиями Водного кодекса Республики Беларусь от 30.04.2014 г. № 149-З, ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» и иных ТНПА в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Выбор типа водоотводящих устройств следует осуществлять с учетом функционального использования территории, архитектурно-планировочных, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и экологических требований, определенных градостроительной документацией.

В большинстве своем воздействия на природные воды в период проведения строительных работ будут временными и локальными, на этапе строительства они произведут лишь локализованные и кратковременные негативные воздействия. Такие воздействия обычны для строительства мостов и дорог, и могут контролироваться за счет надзора над экологическими аспектами и использования надлежащих строительных норм.

Ожидаемые воздействия водные объекты в период проведения строительных работ будут временными и локальными, на этапе строительства они могут произвести лишь локализованные и кратковременные негативные воздействия. С целью предотвращения возможного неблагоприятного воздействия планируемой деятельности водные объекты проектной документацией будет предусмотрен комплекс мероприятий в соответствии с требованиями НПА в области охраны окружающей среды.

При реконструкции объекта определенным изменениям будут подвержены природные растительные сообщества в результате прямого воздействия при выполнении подготовительных и строительных работ. В целях уменьшения негативного воздействия на растительные сообщества удаление объектов растительного мира будет принято в минимально возможном объеме.

Удаление объектов растительного мира будет производиться строго в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Республики Беларусь [19-20].

С точки зрения влияния на флору изучаемой территории работы по реконструкции автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище)-Гомель-Кобрин, км 109,9 – км 195,15, вполне допустимы и не противоречат сохранению флористического разнообразия.

Однако следует обратить внимание на отдельные локалитеты охраняемых видов растений, расположенных вблизи автомобильной дороги.

С флористической и фаунистической точек зрения планируемая деятельность по реконструкции объекта будет вполне допустима и не будет противоречить сохранению биоразнообразия данной территории.

Планируемая реконструкция объекта окажет положительное влияние на социальную среду. Улучшение транспортных и эксплуатационных параметров объекта повлияет на такие аспекты социально-экономического развития, как производительность дорожного сектора, эффективность предпринимательства, инвестиционная привлекательность региона и жизненный уровень населения.

Реализация планируемой деятельности окажет положительное влияние на систему современных экономических и социальных отношений.

Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий

С целью минимизации потенциального неблагоприятного воздействия объекта на окружающую среду в документации будет предусмотрен комплекс мероприятий в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для предотвращения загрязнения поверхностных вод в период строительства объекта будет предусмотрен комплекс природоохранных мероприятий, в т.ч. включающий:

  • строгое соблюдение границ территории, отводимой для строительства объекта;
  • учет ограничений на производство работ в прибрежных полосах водных объектов;
  • соблюдение режима осуществления деятельности в пределах водоохранных зон водных объектов.

Дополнительных мероприятий по предотвращению или снижению потенциальных неблагоприятных воздействий на атмосферный воздух на период эксплуатации объекта не планируется, т. к. ожидаемые уровни загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, на территории ближайшей жилой застройки не превысят установленные нормативы.

На период строительства объекта должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению безопасных условий труда работающих и минимизации воздействия выбросов и уровней физических воздействий на прилегающую
территорию [23]:

  • технологические процессы и оборудование должны соответствовать ТНПА к технологическим процессам и производственному оборудованию;
  • при использовании машин в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, загазованности на рабочем месте, а также в зоне работы механизмов, оборудования не должны превышать гигиенических нормативов, устанавливающих требования к параметрам шума, вибрации, загазованности на рабочих местах;
  • используемые строительные материалы, изделия и конструкции должны иметь документы, подтверждающие их безопасность и безвредность для человека и т.д.

Мероприятия по предотвращению или снижению потенциальных неблагоприятных воздействий на земельные ресурсы и почвы должен включать комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Отвод земель будет принят в минимальных размерах.

Основными источниками образования отходов при строительстве объекта будут являться проведение подготовительных и строительных работ.

В соответствии с законодательством [22], система обращения с отходами должна строиться с учетом следующих базовых принципов:

  • приоритетность использования отходов при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности;
  • приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению.

Комплекс мероприятий по предотвращению (снижению) потенциальных неблагоприятных воздействий на растительный мир будет разработан в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь [19-20], в т.ч.:

  • запрещение вырубки древесно-кустарниковой растительности и повреждения всех элементов растительных сообществ за границей площади, отведенной для реконструкции объекта;
  • недопущение загрязнения территорий и организации мест для складирования строительных материалов, а также стоянок техники вне специально оборудованных площадок.

В проектной документации будут разработаны мероприятия по предотвращению возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их
обитания [21].

Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий

При реализации планируемых решений потенциальный риск возникновения чрезвычайных и запроектных аварийных ситуаций характеризуется как низкий.

К возможным непрогнозируемым последствиям для состояния окружающей среды при реконструкции и эксплуатации объекта могут относиться аварийные ситуации, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Данный аспект преимущественно относится к мероприятиям по пожарной безопасности.

Мероприятия по эксплуатации объекта должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров в течение установленного срока его службы путем:

  • обеспечения сохранности объекта при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических и других факторов;
  • организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств;
  • проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;
  • своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
  • своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения;
  • введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях, при проведении дорожных, аварийно-восстановительных работ.

Чрезвычайных ситуаций в отношении ухудшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районе размещения объекта не прогнозируется.

Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и (или) необходимости проведения послепроектного анализа

Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и обоснование необходимости (или отсутствие таковой) проведения послепроектного анализа будут приведены в отчете об ОВОС.

Существующая на территории Гомельской области система мониторинга окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, радиационной обстановки и т.д.) позволяет получать объективную информацию о качестве окружающей среды и характере ее изменений, в т.ч. связанных с техногенной нагрузкой при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и мостовых сооружений.

Для оценки состояния водных экосистем Беларуси, а также трансграничного переноса загрязнений водными путями на основных реках и наиболее значимых озерах развернуты наблюдательные сети, плотность которых соответствует международным рекомендациям [2].

На территории Гомельской области проводятся регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и основными источниками выбросов.

Создана система наблюдения, прогноза и информирования населения о состоянии озонового слоя и уровнях приземного ультрафиолетового излучения.

На территории области действует система оперативного прогнозирования уровней загрязнения атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Существующая сеть и регламенты наблюдений радиационного мониторинга обеспечивают получение репрезентативной информации об уровнях радиационного фона. Проводится регулярная оценка уровня химического загрязнения земель (почв), расположенных на землях различных категорий.

Органами государственного санитарного надзора проводятся регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч. уровнем загрязнения атмосферного воздуха, радиационной обстановки, шума на селитебных территориях, качеством и безопасностью питьевой воды; осуществляются лабораторные исследования факторов производственной среды.

Оценка возможного трансграничного воздействия

Планируемая деятельность по реконструкции объекта не входит в перечень видов деятельности, определенных в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, заключенной в г.Эспо 25.02.1991.

По результатам проведенного предварительного анализа, планируемые виды деятельности по реконструкции действующего объекта не будут носить больших масштабов и не окажут значительного вредного воздействия на компоненты природной среды и здоровье населения.

Воздействие на компоненты окружающей среды и здоровье населения существенно не изменится по сравнению с существующей ситуацией.

Условия для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности с учетом возможных последствий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и связанных с ними социально-экономических последствий, иных последствий планируемой деятельности для окружающей среды

Условия для проектирования объекта для обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности с учетом вероятных последствий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов будут разработаны по результатам проведения ОВОС.

Условия для проектирования объекта разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности и включают полный объем всех экологических требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, в т.ч. в отношении:

  • соблюдения нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду;
  • соответствия техническим нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды;
  • решений по сохранению, восстановлению и (или) оздоровлению окружающей среды; снижению (предотвращению) вредного воздействия на окружающую среду;
  • решений по применению наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий; рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов, предотвращению аварий и иных чрезвычайных ситуаций;
  • мероприятий по предотвращению и (или) компенсации вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания; предупреждению вредного воздействия на объекты растительного мира и (или) среду их произрастания, их сохранению и (или) осуществлению компенсационных мероприятий;
  • мероприятий по обращению с отходами и т.д.

 

 

 

 

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.