Мы делаем Конституцию будущего нашего государства

конституция

«В течение этого года проект Конституции будет готов, и он будет в течение года обсужден всенародно. А в начале следующего года, как минимум, мы вынесем его на референдум», —  заявил 11 февраля текущего года, выступая с докладом на VI Всебелорусском народном собрании, Глава нашего государства Александр Лукашенко.

Сказано – сделано. Видимо, нет необходимости напоминать, что Указом Президента за № 105 от 16 марта №105 создана Конституционная комиссия, которой поручено разработать предложения по изменению Конституции Беларуси и обеспечить их всенародное обсуждение.

Что уже сделано к настоящему времени по подготовке новой Конституции Беларуси? Какие изменения и новшества будут внесены в новый Основной закон страны?

Эти вопросы в очередной раз были обсуждены 13 мая в ходе встречи Президента Беларуси с руководителями Конституционной комиссии.

 

«Мы делаем Конституцию будущего нашего государства. И если мы хотим, чтобы государство было искренним, честным и справедливым, такая должна быть Конституция и принятие ее должно быть таковым. Если люди поддержат новый проект Конституции, — быть этой Конституции. Не поддержат — у нас же Конституция есть. Но надо сделать так, чтобы люди поддержали наш проект новой Конституции. А чтобы поддержали, она должна соответствовать запросам этих людей», – отметил Александр Лукашенко.

Нынешняя промежуточная встреча состоялась по инициативе руководства Конституционной комиссии, чтобы обсудить некоторые вопросы, которые поднимаются на ее заседаниях.

Глава государства заявил, что на данном этапе он не вмешивается в работу комиссии, а вот когда проект обновленной Конституции будет подготовлен, то тогда уже с его участием состоится принципиальное подробное чтение этого проекта: «Соберемся и будем читать по главам, постатейно, особенно обращая внимание на новации. Я буду высказывать свое мнение. Вы свое выскажете в проекте. Но это же не значит, что все будет единогласно. Кто-то из членов комиссии не согласится с новациями проекта, другие органы власти после ознакомления могут внести какие-то предложения, граждане, когда вынесем на обсуждение. Мы это все должны учитывать».

Президент также поблагодарил граждан, которые активно себя ведут и направляют предложения по возможным изменениям в Конституцию. «Юристы есть толковые, умные, которые напрямую на вас выходят – на председателя (Конституционной комиссии. – И.Г.), руководителей наших палат парламента – и предлагают конкретные изменения в проект Конституции или иные вносят предложения. Словом, люди ведут себя активно – те, кто хочет сохранения страны, кто понимает, что такое Конституция», – отметил белорусский лидер.

Как сообщил журналистам по итогам встречи с Главой государства председатель Конституционной комиссии и Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич, работа названной комиссии продолжается в плановом порядке. Уже состоялись три заседания, на которых подготовлены изменения по разделам: об основных правах и свободах человека и гражданина (изменения касаются 14 статей), об избирательной системе (затрагивают 8 статей), а также блок предложений о возможном перераспределении полномочий между Президентом и правительством.

«Важнейшая задача перед Конституционной комиссией – найти оптимальный вариант перераспределения властных полномочий между Президентом, правительством и парламентом при сохранении президентской формы правления. Сегодня на встрече с Президентом обсуждались некоторые аспекты этого перераспределения», – пояснил он. В процессе такого перераспределения, по его словам, важно, с одной стороны, сохранить сильную президентскую власть, а с другой — увеличить активность правительства и парламента.

«Запланировано проведение 6 заседаний комиссии. Мы работаем системно, тщательно анализируем обращения и предложения граждан по изменению Конституции», – подчеркнул глава комиссии. А такие предложения от граждан поступают тысячами. «Мы очень внимательно относимся к предложениям граждан, поскольку Конституция – это общественный договор об устройстве общества и государства, о системе государственной власти, о взаимоотношениях личности, общества и государства. Поэтому очень важно сегодня чувствовать, видеть и слышать, какие имеются пожелания у граждан о том, каким должен быть обновленный основной закон нашей страны, по которому нам всем, гражданам Республики Беларусь, необходимо будет дальше продолжать жить, работать и действовать», — сказал Петр Миклашевич.

Что касается конкретных предложений по изменениям в Основном законе страны, то они следующие.

Относительно статуса Президента. Как заявил председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики, член Конституционной комиссии Сергей Сивец: «В большинстве своем граждане поддерживают нынешний конституционно-правовой статус Президента как главы государства, гаранта государственного суверенитета и независимости, Конституции, прав и свобод граждан, арбитра во взаимоотношениях между ветвями власти. В то же время вносят ряд инициатив, связанных с изменением избирательных цензов, применяемых к кандидатам на самый высокий государственный пост в стране. В частности, эти инициативы касаются как изменения возраста, так и ценза оседлости, то есть требования постоянного проживания на территории Республики Беларусь, а также ценза, связанного с запретом на хранение имущества главы государства за рубежом».

Вместе с тем, в целях более полной реализации парламентом законодательной функции предлагается исключить из Конституции положения, предусматривающие делегирование Палатой представителей и Советом Республики Президенту законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, а также издание Президентом по своей инициативе либо по предложению правительства в силу особой необходимости временных декретов, имеющих силу закона. Чтобы активно работал в этом направлении парламент. Это его основная функция. Поэтому вносятся такие предложения для того, чтобы парламентарии как представители народа, выясняя интересы, запросы наших граждан, оперативно принимали соответствующие законы, которые должным образом регулировали те или иные общественные отношения.

Кроме того, вносятся предложения, связанные с внесением в Конституцию, так называемого демократического стандарта ограничения срока полномочий Президента применительно к одному и тому же лицу. Предложения разные: это и один срок, и два, и два срока подряд, либо вообще недопущение каких-либо ограничений.

На конституционном уровне предлагается усилить роль правительства в бюджетной сфере, как в части разработки, внесения проекта бюджета в парламент, так и обеспечения исполнения республиканского бюджета и представления в парламент отчета о его исполнении, что будет в большей степени соответствовать конституционно-правовому статусу правительства.

Основываясь на конституционном принципе разделения властей, Конституционная комиссия считает необходимым исключить из ч.3 ст.92 Конституции второе предложение, предусматривающее, что депутат Палаты представителей может быть одновременно членом правительства, закрепив в Конституции норму о запрете на совмещение должностей депутата Палаты представителей и члена правительства.

Было очень много предложений по созданию однопалатного парламента. Увеличить количество депутатов до 150, 180, 260 и так далее. Но Конституционная комиссия не поддержала эти предложения. В стране за определенный период ее развития  сложились конкретные традиции, механизмы взаимодействия властей и в том числе палат парламента. Поэтому комиссия предлагает продолжить реализацию уже опробованного положительного опыта, т.е. иметь в стране двухпалатный парламент.

Поступило и рассматривается море других предложений.

Сегодня пока еще рано делать какие-то выводы о том, как будет трансформироваться политическая система Беларуси. Как известно, на политическом поле активную роль играют три игрока – Президент, парламент и правительство. Исходя из того, насколько удачно между ними будут распределены полномочия по формированию и функционированию госаппарата, зависит эффективность политической системы страны в целом.

Работа над проектом новой Конституции Беларуси продолжается. До 1 августа 2021 года Конституционная комиссия должна представить Президенту Беларуси выработанные предложения по изменению Основного закона страны для последующего их вынесения на республиканский референдум.

 

Иван ГАРИСТ.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.