Беларусь туристическая: поиск новых направлений развития

Селюк С 1

Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Но нужное. Даже если речь идет о сегменте, который острее других переживает пандемию, — туризме. Варианты, куда двигаться дальше, должны быть непременно. О том, какие новые направления развития произошли в сфере туризма интервью с и.о. заведующего сектора спорта и туризма Светланой Селюк.

— Светлана Анатольевна, с какими вызовами столкнулась туротрасль в период пандемии COVID-19? Насколько сфера оказалась готова к такому форс-мажорному развитию событий?

— Март 2020 года стал тяжелым для работы каждого туроператора и других субъектов туристической индустрии, работа была практически остановлена. Совместно с МИД, Минтрансом, туроператорами удалось вернуть в Беларусь всех находившихся за рубежом организованных туристов – порядка 8 тысяч человек.

Сложившиеся неблагоприятные эпидемиологические условия способствовали переориентации белорусского туристического рынка на внутренний туризм, для популяризации которого применялись как новые, так и традиционные формы работы, направленные на продолжение формирования у граждан культуры отдыха в своей стране.

Пандемия подтолкнула к переформатированию туризма, что позволило существенно переработать проекты основных документов: национальную стратегию развития туризма до 2035 года; государственную программу «Беларусь гостеприимная» на новую пятилетку.

В Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь внесен проект Закона Республики Беларусь «О туризме». В числе основных нововведений законопроекта планируется ввести формы финансового обеспечения ответственности туроператоров; разграничить ответственность турагентов и туроператоров при работе с туристами; усилить информационную составляющую туристической деятельности.

 Еще одной составляющей туризма является экскурсионное обслуживание, и в настоящее время существует проблема так называемых экскурсоводов-нелегалов, которые проводят экскурсии, не имея свидетельства об аттестации экскурсовода, тем самым, вытесняя грамотных и опытных экскурсоводов. Более того, здесь важным является и идеологический аспект, ведь лицо, проводящее экскурсию, должно понимать, какое представление о стране может сложиться у туристов, нельзя допустить искажения исторических фактов и оскорбления имиджа страны. Поэтому в законопроекте планируется предусмотреть, что экскурсии могут проводить только аттестованные экскурсоводы и гиды-переводчики. В 2020 году на аттестацию экскурсоводов организованную управлением  спорта и туризма Гомельского облисполкома было подано 5 заявок от нашего района (в том числе и по новым маршрутам) к сожалению только 2 специалиста были допущены к экзамену, работа в данном направлении будет продолжена. 

Как отразилась пандемия COVID-19 на отдельных туротраслях: агроэкотуризме, культурно-познавательном, медицинском туризме и других направлениях.

— Популярным видом отдыха среди граждан в период пандемии стал агроэкотуризм. Агроэкоусадьбами разработаны специальные предложения с возможностью аренды проживания на длительный срок и соблюдением антиковидных мер. Но, стоит отметить, количество туристов в усадьбах все равно уменьшилось. В нашем районе не значительно (на 2.3%)  

В 2021 году для дальнейшей поддержки данного вида туризма принят Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2021 года № 40, направленный на совершенствование деятельности в сфере агроэкотуризма.

Проектом Указа сохранены действующие условия функционирования этого вида деятельности и продлена возможность льготного кредитования субъектов агроэкотуризма до 2025 года;

В санаторно-курортных организациях появились оздоровительные программы для реабилитации после перенесенных заболеваний, вызванных коронавирусной инфекцией. Многие калинковичане, переболевшие COVID-19, воспользовались данной возможностью – прошли курс восстановления здоровья в санаториях.

Что касается культурно-познавательной сферы, то здесь, как и многие последние годы самыми посещаемыми музеями остаются мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны,  национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», замковый комплекс «Мир».

— Насколько белорусы стали меньше путешествовать за границу, какие направления среди отечественных туристов оказались наиболее популярными? Как пандемия отразилась на турфирмах?

— В 2020 году число граждан Республики Беларусь за границу сократилось в 3 раза и составило 2,8 млн.чел., для сравнения в 2019 их было 9,2 млн.  Как и ранее, самыми популярными странами для отдыха среди белорусов (у калинковичан также) остаются Египет и Турция.

Туризм перестроился под реалии коронавируса. Уже на текущем этапе туроператорами предлагаются туры на лето по открытым сейчас направлениям (Болгария, Черногория, Тунис, Турция, ОАЭ, Россия и т.п.), равно как в комплексы туристических услуг включаются услуги по прохождению ПЦР-тестов.

Пандемия отразилась на количестве туристических предприятий. Отдельные туроператоры и агенты переориентировались на въездной и внутренний туризм, причем последний в большей степени: появились новые программы, новые предложения, туристы стали отдыхать в деревнях.

 — Каковы перспективы развития туротрасли в новых условиях? Какие новые формы отдыха планируется внедрить (или уже внедрены)?

Для развития туристической отрасли нам необходимо заключение новых инвестиционных договоров, участие в специализированных международных и региональных инвестиционных форумах, использование новых форм работы — онлайн-, видеоэкскурсий на сайтах туристических компаний, лекций в формате видеоконференции; проведение водных, беговых и велоэкскурсий, квестов.  И еще очень важна активная рекламная кампания по популяризации отдыха в Беларуси.

Необходимость развития внутреннего туризма – объективная потребность для выживания для туристических организаций не только сегодняшнего дня. Эта задача, которую реальность переводит в разряд постоянных.

Основа для этого есть. Объекты, привлекательные для туристов, есть в каждом регионе, и они способны стать точками роста для районов.  В Калинковичском районе основными направлениями являются агро- и событийный туризм. Такие мероприятия как крестный ход, обрядовый перенос свечи, фестиваль юмора «Автюки», гонки с препятствиями «Зона рейс» и другие уже стали брендовыми для нашего региона и тем самым привлекают гостей в наш город. Ну и конечно же Юровичи – это Мекка нашего района, готовый кластер туризма в нашем регионе: идут реконструкции с изменением концепции школьного музея (единственного в своем роде), монастыря; готовится к открытию музей под открытым небом; много гостей привлекает агроусадьба «Литвин».  

Внимание уделяется не только восстановлению и сохранению объектов историко-культурного наследия, но и включению их в туристические маршруты, чем мы тоже занимаемся.

Грамотная презентация, продвижение подобных объектов способны стимулировать

туризм и принести экономический эффект. 

Беседовала Светлана ПЕТРЕНКО.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.