135 лет Калинковичскому железнодорожному узлу

жд вокзал

 

Калинковичский железнодорожный узел отмечает 135-летний юбилей, что и стало поводом для пресс-тура на предприятия железнодорожников. Журналистов познакомили с работой станции, товарной конторы, локомотивного депо и дистанции пути.
История «юбиляра» началась в феврале далекого 1886 года. Именно тогда через небольшое местечко прошла ветвь Гомель – Лунинец Полесской железной дороги. В сердце белорусского Полесья прозвучал первый паровозный гудок. Событие было действительно знаменательным – вместе со станцией в населенном пункте появился первый железнодорожный вокзал, а через некоторое время заработали мастерские паровозного депо, два паровозно-вагонных парка, образованы вагонное депо, дистанции пути и сигнализации и связи. Тем самым сделав Калинковичи важным транспортным узлом. Активное развитие город продолжил в 1915 – 1916 гг, когда было продолжено строительство участка пути Жлобин – Калинковичи – Словечно – Овруч железнодорожной линии Петербург-Одесса. Началось строительство Пховской ветки. В первые годы эксплуатации железные дороги обслуживались только одной парой почтово-товарно-пассажирских поездов. 

 В 1939-м в границах Калинковичи – Старушки – Житковичи было организовано Калинковичское отделение, которое просуществовало в таком виде до 1955 года. Станция стала важнейшим узлом народно-хозяйственного значения.
В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. На территории железнодорожного узла действовала подпольная антифашистская организация. Вместе с комсомольско-патриотической группой Кости Ермилова «Смугнар» железнодорожники собирали сведения о прохождении вражеских эшелонов через станцию, проводили диверсии.
Калинковичский район был освобожден 14 января 1944 года. Несмотря на сложные условия, движение поездов практически сразу было восстановлено, составы отправляли по всем направлениям. В 1950 – 1970 годы в районе активно развивались легкая и тяжелая промышленность, строились заводы и комбинаты, от которых к станции были проложены подъездные пути.

В связи с ростом объемов перевозок в последней трети прошлого столетия поэтапно проводилась реконструкция станции. В Полесском парке введена в эксплуатацию сортировочная горка, пост электрической централизации, построен пешеходный мост. В 1980-е для увеличения пропускной способности станции дополнительно построено четыре парка.
В 2012-м завершена реконструкция сортировочной горки. Автоматизация роспуска составов позволила значительно ускорить этот процесс и увеличить объем обработки вагонов. В том же году для райцентра произошло значимое событие – между Калинковичами и станциями Василевичи, Хойники и Словечно начал курсировать дизель-поезд ДП1, который сразу же завоевал популярность у пассажиров.

Серьезные технические изменения происходят в узле и в современной истории.

Станция Калинковичи

IMG_9115

Это подразделение за последние три года преобразилось до неузнаваемости. Чуть меньше года назад устройства сигнализации и связи, установленные на территории станции, перевели на микропроцессорную централизацию. И с тех пор система хорошо себя зарекомендовала.

На компьютерных мониторах — в таблицах и схемах полная навигация по станции. Станция Калинковичи находится на пересечении важных грузовых направлений. Специалисты выполняют операции пропуска и переработки вагонопотока со стороны станций Гомель, Жлобин, Коростень, Лунинец, а также принимают и передают вагоны, контейнеры и грузы на стальную магистраль Украины.

Каждые сутки через станцию проходят десятки грузовых составов, плюс пассажирские. Пока из-за эпидемиологической ситуации приостановлено движение международных пассажирских составов.

Товарная контора

IMG_9174

IMG_9195
За передвижением товаров и грузов разных категорий внимательно следят специалисты линейного центра транспортного обслуживания. На предприятии подчеркнули, что объем погрузки увеличился до 189% к уровню января – февраля прошлого года. Грузоперевозки заказывают не только такие крупные предприятия, как Мозырский НПЗ и Калинковичский лесхоз, но и представители частного бизнеса.

В среднем в сутки на станции грузят 22,78 тыс. т различной продукции. Каждые 24 часа — около 382 вагонов разной номенклатуры.

Дистанция пути

IMG_9146

Коллектив Калинковичской дистанции пути  обслуживает стальные магистрали по четырем направлениям: в сторону Гомеля и Овруча до границы с Украиной, а также Бреста и Жлобина. Предприятие состоит из четырех путевых участков, которые включают 13 околотков, 50 рабочих и две мостовые бригады, а также цех дефектоскопии, механические мастерские и ремонтно-строительную группу.

На предприятии раскрывают в цифрах то, что не объять взглядом. Развернутая общая длина путей — 527,8 км. На обслуживании находится 54 железнодорожных переезда. Приглядывают за таким масштабным хозяйством почти 500 человек.

Локомотивное депо

IMG_9274

Представить трудно, что до 1917 года в депо насчитывалось 8 паровозов серии «Ов» и один маневренный. Средний вес поезда составлял 500 т, средняя скорость составов — 15 км/ч. Через станцию Калиновичи проходило два пассажирских и шесть грузовых поездов.

IMG_9295

Во второй половине 1930 годов активными темпами шло техническое перевооружение депо. Впрочем, во время Великой Отечественной войны предприятие сильно пострадало, но благодаря усилиям железнодорожников к началу 1945 года хозяйство паровозного депо Калинковичи было восстановлено в полном объеме. Предприятие получило более мощные паровозы серии «Э». С 1947 года задействовали и трофейные — серии «ТЭ», а спустя год и серии «ТЛ».

Техническое развитие постоянно продолжалось. В 1965 году депо Калинковичи стало переходить на тепловозную тягу, из паровозного депо переименовано в локомотивное. Хозяйство было реконструировано под тепловозную тягу.

IMG_9312

Сейчас на обслуживании  уже полюбившийся пассажирам новичок ДП1. Всего в парке — 36 тепловозов, три дизель-поезда серии ДП1 и др. Сейчас здесь активно готовятся к старту электрического хода.

Предприятие стабильно работает и занимает уверенные позиции, имеет серьезные перспективы. И основная их часть связана с инвестпроектом по электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров. В скором времени будет электрифицирован участок общей протяженностью 141 км. На станциях, остановочных пунктах и перегонах участков проводятся необходимые работы. Ожидается, что первые электросоставы начнут курсировать в августе.

Светлана ПЕТРЕНКО.

Фото Николая БОРИСЕНКО.

Please follow and like us:

Один комментарий для “135 лет Калинковичскому железнодорожному узлу

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.