В небе над Калинковичами

Поисковики с А.С. Марченко из д.Турцевичи

Поисковики с А.С. Марченко из д.Турцевичи

Место, где упал самолет
В статье «Калинковичские поисковики ведут раскопки на месте падения Пе-2» (КН от 13.06.2020) уже рассказывалось о том, как поисково-техническая группа «По следам войны», созданная при краеведческом музее из участников ВИК «Калинковичско-Мозырский Поиск», несколько раз выезжала на предполагаемое место гибели экипажа бомбардировщика Пе-2 в районе деревни Горбовичи.
Но каждый раз мы находили лишь небольшие фрагменты деталей самолета. Когда в СМИ пишут, что где-то найден самолет, читателям представляется, что в раскопе найден почти целый самолет. Увы, такое возможно лишь в редких случаях и при определенных условиях. На самом деле, когда самолет получает повреждения в бою, он может сгореть или взорваться еще в небе или при падении на землю. Так и в нашем случае – нам достались мелкие части деталей. Самыми крупными находками стали бронезаголовник, бронеплита от кабины пилотов, распредвал двигателя и часть от сиденья пилота. По ним и было определено, что это пикирующий бомбардировщик Пе-2. К сожалению, ни одной детали от двигателя с выбитым номером, по которому можно установить данные экипажа, обнаружено не было.
На одной из находок видно обозначение ПБЛ-1. Это часть от прибора для прицельного горизонтального бомбометания, который использовался на этом бомбардировщике, подвесное устройство для бомб ФАБ-100. Наушник, детали приборной доски, выпускные и впускные клапаны двигателя, свечи, поршневые кольца и множество других фрагментов искореженного металла.
Вот, пожалуй, и все о находках. Но оставался открытым вопрос:

А какова судьба экипажа?
Очевидец тех давних событий Александр Сергеевич Марченко из Турцевичей рассказал, что самолет упал в ночь с 12 на 13 января 1944 года. А уже на следующее утро в деревню пришла наша разведка. На месте падения самолета были обнаружены тела двух летчиков. Их похоронили местные жители на сельском кладбище. Сегодня та могила, увы, утеряна.
Но есть другая версия – о том, что останки летчиков перезахоронили в братскую могилу д. Горбовичи. Чтобы установить истину, предстояла поисковая работа в архивах. В освобождении Калинковичей участвовали бомбардировщики 3-го бомбардировочного авиакорпуса. В донесении о боевых потерях на 12 января 1944 года числится экипаж 56 бап в составе Кривцова, Павлова и Сомова. А на 13 января в донесении 34 бап есть запись о том, что из района Калинковичей не вернулся экипаж Пе-2 в составе Саенко, Верченко и Охрименко с указанием, что место захоронения их неизвестно.

Саенко И. и вероятно Верченко М.

Саенко И. и вероятно Верченко М.

Вот что рассказали родственники…
Мы решили найти родственников летчиков, вдруг у них есть дополнительная информация. Командир экипажа младший лейтенант Иван Саенко – уроженец г. Таганрога. В одной из соцсетей нашли Валентину Саенко, проживающую недалеко от г. Таганрога. Оказалось – однофамилица летчика. Но все же заинтересовалась поиском и вызвалась помочь. Так с ее помощью и помощью Ларисы Бражниковой мы вышли на Светлану Шкрюм – племянницу летчика Саенко, а также его двоюродного внука. Племянница прислала несколько фото, поделилась воспоминаниями своей матери. Та рассказывала, что сразу после Победы к ней заходил сослуживец брата. Рассказал, что на следующий день после гибели экипажа искали упавший самолет. Местные тогда рассказали, что все трое спаслись на парашютах, едва не попали в плен. Один из них тут же застрелился (раньше так воспитывали: в плен – нельзя, лучше застрелись!), а двое стали пробиваться к своим… Не про этот ли экипаж рассказал фронтовик?
Иван Саенко был пятым в семье. Чтобы поступить в училище, приписал себе год. Воевал в Финляндии. В 1942-м немцы убили его родного брата Степана. Узнав об этом, Иван Саенко поклялся отомстить.
Сестра была самой младшей в семье и всю жизнь ждала брата Ваню, надеялась – вдруг живой. Так и ушла, не дождавшись весточки, в возрасте 96 лет в январе 2016 года.
Двоюродный внук командира экипажа Роман Шеремет – генерал-майор авиации, офицер запаса ВКС РФ. И так вышло, что служил он в частях ВВС и ПВО – правоприемницах 16-й Воздушной Армии. Роман Валерьевич рассказал ту же семейную историю. У Ивана были три старших сестры и брат Степан. Во время оккупации Таганрога фашистский офицер без всякого повода выстрелил из пистолета в Степана, который стоял у своего дома. После войны упомянутый однополчанин рассказал, что они были в одном звене на боевом задании, бомбили скопление вражеских эшелонов в районе станции Калинковичи и д. Рудня Горбовичская. Во время бомбежки в шлемофоне он и услышал голос Ивана: «Я отомщу за брата!».
Выполнив задание, звенья Пе-2 стали разворачиваться на обратный курс. В этот момент сослуживец и увидел, что самолет Ивана Саенко горит, а потом увидел и купол парашюта…

Окладников копия
Из боевых донесений
Чтобы узнать о тех воздушных боях, обратимся к донесениям о боевых потерях полков, в которых были на вооружении Пе-2. В отчете 96 гв. бап говорится, что «12 января при бомбометании на ж.д. ст. Калинковичи группа из 6 Пе-2 была обстреляна зенитной артиллерией врага и атакована шестью ФВ-190. 4 самолета получили по 3-4 пробоины. В результате атак истребителей противника были подбиты 2 Пе-2. В первом – экипаж в составе гв. лейтенанта Мишанова, гв. ст. лейтенанта Крикунова и гв. старшины Базилевского». (В конце войны уже гв. капитана Николая Мишанова представят к званию Героя Советского Союза. В наградном листе с описанием фронтовых подвигов указана и дата 12 января 1944 года, когда «в группе 6 Пе-2 ведущим звена бомбардировал живую силу и технику противника на участке шоссейной дороги Калинковичи – Рудня Горбовичская, в районе цели группу атаковали 6 ФВ-190. В результате атаки тов. Мишанов был ранен, а его самолет подожжен. На горящем самолете он перелетел линию фронта и произвел посадку на фюзеляж. Благодаря проявленному мужеству тов. Мишанова жизни экипажа были спасены». Стрелок-радист гв. старшина Алексей Базилевский за этот бой был представлен к ордену Красного Знамени.)
Экипаж второго сбитого Пе-2 – это гвардии младший лейтенант Сергей Кирюшкин (службу окончил в 1965 году в звании подполковника), старший сержант Николай Устинович (уроженец Минской области, награжден орденом Красного Знамени, а в 1985 году – орденом Отечественной войны 1-й ст.) и гвардии старший лейтенант Валентин Лисица (участник Сталинградской битвы, представлен к ордену Красной Звезды, был убит 12.01.1944 г. вблизи Калинковичей, где похоронен – неизвестно). Летчики выбросились на парашютах, самолет сгорел. Возможно, про этот экипаж и рассказывал сестре Ивана Саенко однополчанин. Если это так, то получается, что гвардеец старший лейтенант Валентин Лисица, чтобы не попасть в плен, застрелился.
Так может, местные жители рассказали про этот случай? Да и Александр Марченко из Турцевичей говорил о летчиках, которые погибли именно 13 января.

Ищут родные, ищут поисковики
Во время поиска родственников Михаила Верченко на связь с нами вышел Денис Доронькин из Чувашии. Он написал, что его дед лейтенант Бармотин Михаил Алексеевич тоже воевал на Пе-2 и погиб под Калинковичами. Денис спрашивал, где находится захоронение. Казалось, уже многое стало ясно, и вот очередная загадка.
Судя по архивам, лейтенант Бармотин из 3 бак 128 бап пропал без вести вблизи Калинковичей 16 января 1944 года. В это время бои шли в полсотни километров севернее и западнее Калинковичей. В донесениях был найден отчет ведущего группы, Героя Советского Союза майора Якова Андрюшина, где описано выполнение боевого задания в районе н.п. Меховщина. Там группа Пе-2 под его командованием 16 января бомбила вражеские укрепления. «Был сбит стажер лейтенант Бармотин, мл. лейтенант Кучеренко и стрелок-радист сержант Дровников, – пишет Андрюшин. – Самолет номер 249 разорвался на части в районе Меховщина».
В ходе своего поиска мы также познакомились с удивительными людьми – учительницей литературы из Ташкента Ольгой Назаровой и Валентиной Морозовой из Тверской области. Они – внучки летчиков, которые воевали в 34 БАП. В бою на Курской дуге 17 июля 1943 года их самолет был сбит, судьба летчиков осталась неизвестной. Но Ольга и Валентина создали в соцсетях группы, посвященные полку. И не теряли надежду узнать место гибели своих дедов.
Их надежды сбылись, когда 25 сентября 2020 года поисковики отряда «Курган» из г. Курска обнаружили место падения самолета Пе-2 и останки одного из членов экипажа с документами на имя Журбаева Константина Дмитриевича. Так стали известны судьба летчиков, подробности боя и место их гибели.
Установили мы связь и с родственниками штурмана Михаила Верченко из Иркутска. К сожалению, фото летчика не сохранилось. Родственники написали, что он был черноволосым красавцем. Очень похоже, что на фото, которое прислала племянница Ивана Саенко, рядом с ним Михаил Верченко.
Два штурмана. А кто стрелок-радист?
В поиске родных штурмана Александра Охрименко активно помогала нам жительница украинского города Сумы Ольга Ненько. По адресу, где проживала сестра летчика, нет даже дома. Но фото летчика нашлось в архиве «Дороги памяти». Значит, кто-то из родственников помнит о нем.
На протяжении всего поиска не оставлял один вопрос: почему в составе экипажа было два штурмана? И кто из них был на месте стрелка-радиста (именно с его места легче покинуть самолет с парашютом)? Все трое числятся пропавшими без вести. Тот, что выпрыгнул с парашютом, возможно, был ранен или погиб при приземлении из-за малой высоты. Эту тайну теперь навсегда сохранят полесские леса.
Накануне 77-летия освобождения г. Калинковичи в электронном архиве нами был найден «Именной список безвозвратных потерь сержантского состава частей 3-го бомбардировочного авиационного корпуса за январь месяц 1944 года». В списке значится и воздушный стрелок-радист Окладников Александр Платонович, младший сержант 34 бап, не вернулся с боевого задания 13 января 1944 года. В тот же день не вернулся на свой аэродром в Зябровке и экипаж в составе командира Саенко и двух штурманов – Верченко и Охрименко. Не мог ли Окладников быть четвертым в экипаже? Эту загадку надеемся разгадать из ответа на запрос по личным делам летчиков в архив МО РФ.

Дело общее, и память общая!
Вот так общими усилиями совершенно незнакомых друг с другом людей из разных уголков Беларуси, России и Украины были установлены имена летчиков, воевавших в небе над Калинковичами, и экипажа Пе-2, погибшего 13 января 1944 года при выполнении боевого задания. Несомненно, их имена должны быть увековечены на плитах братской могилы в д. Горбовичи. Они отдали свои жизни за нашу землю, в ней где-то и лежат.
И надо же такому случится, что потомки тех, кто погиб при освобождении нашего района, достойно почтили память о героических предках тем, что стали профессиональными военными и достигли высоких званий. Племянник командира минометной роты старшего лейтенанта Ивана Викторенко, кавалера ордена Александра Невского, погибшего в декабре 1943 под Давыдовичами, Александр Викторенко стал летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза. Племянник летчика истребителя младшего лейтенанта Павла Ярошенко, погибшего в небе над Озаричами в январе 1944 года, Сергей Ярошенко стал капитаном 1-го ранга АПЛ ВМФ РФ. А внук младшего лейтенанта Ивана Саенко, командира экипажа Пе-2, погибшего 13 января 1944 вблизи д. Горбовичи, Роман Шеремет стал генерал-майором ВКС РФ.
Все они поздравляют калинковичан с 23 февраля – Днем защитников Отечества.
Евгений Сергиенко, руководитель ВИК «Калинковичско-Мозырский поиск».

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.