Прощай, Клайпеда! Кусай локти, Литва!

Клайпедский-порт

Необдуманная политика правящего истеблишмента, как правило, приводит к тому, что из-за его действий начинает страдать народ. Наглядный пример тому – история соседней Литвы. Руководство этой маленькой прибалтийской страны, потерявшей после развала СССР собственную экономику, да практически и независимость, желая проявить особое усердие перед своими хозяевами,  в 2020 году повели себя более чем некорректно по отношению к стране-соседке – Беларуси. Мало того, что они приютили и  прикормили на своей территории белорусскую оппозицию, но, поддерживая ее желания сделать своему народу как можно больше гадостей и зла, еще и выступили инициатором европейских санкций против нашей страны.  Одним  из ведущих инициаторов  этих санкций выступил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. В тот момент он, видимо, мало задумывался о том, как это может отразиться на судьбе самих литовцев. Впрочем, не думали тогда об этом и   министр транспорта этой страны Ярослав Наркевич,  и ее  премьер-министр Саулюс Сквернялис, и президент Гитанас Науседа.

Когда санкции вступили в действие, Президент Беларуси Александр Лукашенко принял адекватные меры.

«Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30 % литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место, — заявил белорусский лидер. — Они зажрались и забыли, что такое Беларусь. И думали, что нас можно наклонить… Посмотрим, кто еще кого попугает. Мы им покажем, что такое санкции».

Правда, прибалтийские правители настолько заигрались в политику, что и после данного заявления не остудили свой воинственный пыл по отношению к Беларуси.

Разве что министр транспорта Ярослав Наркевич признал всю серьезность потери белорусского транзита: «Грузопотоки — для железной дороги — это пятая часть всех грузов, для Клайпедского морского порта — перевалка грузов свыше 16 млн тонн. Это, конечно, значительная цепочка движения товаров».

В это же время интернет-издание «Свободная пресса» сообщало: «Клайпедский порт — одно из предприятий, формирующих бюджет страны. В прошлом году он обслужил 14,1 млн тонн белорусских грузов, что составило 30,5% общей перевалки. А 10 млн тонн на терминале насыпных грузов — почти все белорусские; 98% из этих 10 млн тонн — удобрения «Беларуськалия».

Впрочем, ничего удивительного нет, постсоветское руководство прибалтийских  государств, входивших три десятилетия назад в состав СССР, мало когда задумывалось о собственном экономическом хозяйствовании, оно привыкло жить на дотации и даже хвастаться упешностью в  стремительном развитии своих государств.

Однако, как говорят, до поры до времени жбан воду носит. В 2019 году Финляндия – тогдашняя страна-председатель ЕС – выступила с предложением сократить на 27 % финансирование Литвы из структурных фондов Евросоюза. Более того – сельскохозяйственные выплаты снизить в три раза в сравнении с другими членами Евросоюза.

Вот тогда-то министры литовского правительства на совещании у президента Гитанаса Науседы и признали, что это неизбежно приведет к «шоковой терапии» бюджета. Тем самым литовская власть признала фундаментальную зависимость Литвы от дотаций ЕС.

Кстати, очень важное признание, особенно, учитывая рассказы этой же власти о невероятно прогрессивной и успешной Литве, экономика которой является одной из самых быстро растущих в Европе. Как оказалось,  без внешних подачек «история успеха» Литвы сразу же превратилась в мыльный пузырь. 

Понять руководство ЕС, конечно, можно. Логика западноевропейских «стран-доноров» проста и понятна. За 15 лет членства в Евросоюзе «Новая Европа» получила более чем достаточно для преодоления отставания от немцев, французов и скандинавов. Теперь бы пора самим зарабатывать себе на жизнь.

Такая логика вполне должна бы  удовлетворять неофитов «Единой Европы», которые из года в год рассказывают о потрясающей успешности своего «европейского выбора», все новых и новых достижениях на ниве европейской интеграции. Мол, и экономика у них растет быстрее, чем в среднем по ЕС, и вообще — будущее Европы за ними, а не за западноевропейскими стариками. Казалось бы, зачем им в таком случае хвататься за брюссельские «пособия для бедных»?

Не тут-то было. Литва в купе с Польшей в прошлом году устроила целый скандал в Евросоюзе, требуя для себя дополнительных дотаций, так по-сути ничего и не добившись.

В пору бы здесь спросить у литовских правителей: а какую такую «успешную» и «прогрессивную» экономику вы построили за эти 30 лет, если без внешней подпитки ваш «балтийский тигр» нежизнеспособен? Но нам, белорусам, такие вопросы ставить некорректно. Это они, еврожители, могут задавать нам подобное и поучать нас, несмышленых, уму-разуму, ибо то, что позволено Юпитеру, не позволено быку.

Однако, как говорили древние, вернемся на круги своя, а точнее, к предупреждению литовцев Президентом Беларуси о переориентировании белорусского транзита с прибалтийских портов.

На российском интернет-портале правовой информации 27 января было опубликовано распоряжение правительства РФ, согласно которому Правительство России одобрило проект соглашения с правительством Беларуси об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны через российские морские порты.

Правительство РФ поручило Министерству транспорта провести переговоры и подписать с Беларусью данное соглашение. Согласно проекту, объем перевалки может составлять 2-3,5 млн т в год. Предполагается, что соглашение будет действовать до конца декабря 2023 года. Нефтепродукты производства белорусских НПЗ будут перевозиться до портов РФ железнодорожным транспортом. Тарифы на железнодорожные перевозки будут установлены в соответствии с национальными законодательствами с учетом скидок, предоставляемых по решению ОАО «РЖД» и Белорусской железной дороги. Стороны гарантируют отсутствие любого повышения тарифов, за исключением ежегодной общей индексации.

В соответствии с проектом соглашения, российская сторона гарантирует предоставление подвижного состава для перевозки белорусских нефтепродуктов. Документом определены предельные ставки на подвижной состав и услуги по перевалке грузов в морских портах России.

По итогам прошедших накануне переговоров с премьер-министром России Михаилом Мишустиным, премьер-министр Беларуси Роман Головченко сообщил журналистам, что стороны намерены в ближайшее время подписать межправительственное соглашение о перевалке белорусских внешнеторговых грузов через порты РФ.

«Обсуждали вопросы транспортировки белорусских грузов, в частности нефтепродуктов через порты России, — сказал Роман Головченко. — Эта задача была поставлена Президентом в связи с известными подходами стран Балтии в отношении Беларуси и занятой ими недружественной позицией. Поэтому мы эту задачу реализуем и в ближайшее время планируем подписать соответствующее межправительственное соглашение, которое обеспечит для наших трейдеров, грузоотправителей экономические условия, как минимум, не хуже, чем мы имели в прибалтийских портах».

«В этом направлении ведомства сработали так, что экономический эффект будет для Беларуси позитивный», — подчеркнул руководитель белорусского правительства.

Итак, прощай, Клайпеда! Кусай локти, Литва! Евросоюз вам урезал дотации, да  и 30 %  доходов, которые могли бы иметь от белорусского транзита, потеряли! А все из-за чего? Из-за того, что забыли главную советскую народную мудрость, которая гласит: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

Иван ГАРИСТ.

 

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.