Наш план ГОЭЛРО
Наверное, те кто учился еще в советской школе, помнят изречение В.И. Ленина, который 20 ноября 1920 года на Московской конференции РКП(б) заявил: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны».
Большевики в то время прекрасно понимали, что существование современной промышленности невозможно без электроэнергетики, а электроэнергетики — без электростанций. Поэтому советское правительство в 1920-м году под руководством В.И. Ленина разработало план по электрификации страны, позже получивший название ГОЭЛРО (от Государственная комиссия по электрификации России). Это был план развития не только энергетики, но и всей промышленности страны.
Нельзя, конечно, сопоставлять условия современной Беларуси и той советской России, какой она была сто лет назад. Но вот вопрос дальнейшей электрификации, а точнее – создания устойчивой энергетики и энергоэффективности – как это прописано в Основных положениях проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы, остается одним из актуальных для нас и в сегодняшние дни.
Согласно проекта Программы, в сфере энергетики основные усилия будут направлены на повышение энергетической самостоятельности страны.
Уязвимость экономики от углеводородного сырья будет снижена за счет ввода БелАЭС, диверсификации топливно-энергетических ресурсов и стран-поставщиков, использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии.
Ввод БелАЭС при ее выходе на полную мощность позволит заместить порядка 4,5 млрд куб. метров газа в год.
Для интегрирования БелАЭС в энергосистему и создания условий для увеличения использования электроэнергии потребителями планируется осуществить строительство пиково-резервных энергоисточников, которые обеспечат надежность работы энергосистемы; реализовать проекты по строительству и реконструкции электрических подстанций и электрических сетей всех классов напряжения.
Предполагается обновление сетевой инфраструктуры и цифровая трансформация электроэнергетики от производственных процессов до потребления, автоматизация и цифровизация систем управления тепловыми сетями и газового сектора.
Повышение уровня энергоэффективности будет достигаться путем внедрения перспективных высокоэффективных технологий, оборудования и материалов, энерго- и ресурсосбережения, методов стандартизации.
Реализация намеченных мер позволит снизить уровень энергоемкости ВВП страны за пятилетку не менее чем на 7 процентов.
В целом, мероприятия по энергосбережению позволят достичь экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 2,5 – 3 млн т у. т. к концу 2025 года.
В целях реализации данных планов, Министерство энергетики Беларуси 16 января текущего года утвердило Программу увеличения электропотребления для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления на 2021-2025 годы.
Планируется, что к концу пятилетки электропотребление для нужд отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи суммарно увеличится до 900 млн кВт/ч.
Программа включает мероприятия по строительству и реконструкции электрических сетей и подстанций всех классов напряжения, а также комплекс мер по совершенствованию нормативной правовой базы для расширения использования электроэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, включая возможность привлечения средств граждан на работы по реконструкции линий электропередачи.
Строительство и реконструкция электрических сетей будут вести по подпрограмме «Развитие электроэнергетики и газификации населенных пунктов» госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021-2025 годы и госпрограммы «Строительство жилья» на 2021-2025 годы, а также ежегодных инвестиционных программ энергоснабжающих организаций.
А 19 января на заседании Президиума Совета Министров рассмотрен проект Комплексной программы развития электротранспорта на 2021-2025 годы.
«Сегодня никого не нужно убеждать в том, что развитие электротранспорта — это современная тенденция, от которой нельзя уйти, она входит в нашу жизнь. Для нашей страны это актуально еще и в силу ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС», — сказал во время заседания Президиума премьер-министр республики Роман Головченко.
В свою очередь, председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков, комментируя проект комплексной программы развития электротранспорта на 2021-2025 годы, сообщил, что Беларусь готова выпускать полностью свой электромобиль.
По его словам, для белорусского электромобиля отрабатывается несколько моделей батарей — литийионных, графено-свинцовых и графеновых. «Литийионные очень дорогие, в легковых авто батарея — это половина стоимости машины и даже больше. Кроме того, литий будет дорожать из-за того, что запасы ограничены и в основном сконцентрированы в Китае и некоторых других странах», — отметил Владимир Гусаков.
Поэтому многие страны ищут новые решения для электромобилей, и белорусские ученые в том числе.
«Сегодня у нас имеется только легкового электротранспорта 1600 единиц. Полагаем, что в ближайшие годы это будут уже не тысячи, а десятки тысяч», — добавил глава Национальной академии наук. По его словам, в этом плане страна будет ориентироваться на европейские государства, в том числе Норвегию, где доля электромобилей в продажах превысила 50%.
А министр промышленности республики Петр Пархомчик в программе «Разговор у Президента» на телеканале «Беларусь 1», сообщил:
«Очень важным вопросом является производство в Беларуси электромобилей. У нас была достигнута договоренность, что в 2021 году от 500 до 1 тыс. электромобилей будет поставлено в нашу страну, чтобы изучить спрос, понять возможности, а затем проводить все необходимые работы по подготовке к производству. Ожидать электромобили нужно ближе ко второму полугодию. Мы не снимаем вопрос с повестки дня. Думаю, что потребитель должен находиться в ожидании того, что появится наш белорусский электротранспорт».
Тем временем продолжается строительство второго блока БелАЭС.
Как рассказал заместитель министра энергетики Михаил Михадюк в видеоинтервью, которое размещено в Telegram-канале Минэнерго:
«На втором энергоблоке подано напряжение на собственные нужды, ведется монтаж оборудования. Там, где оно смонтировано, сегодня проводится его индивидуальное опробование и гидрологические испытания. Строительная часть в основном завершена, кроме отделочных работ, которые сейчас ведутся по графику. Мы планируем в течение первого квартала (возможно, отдельные работы останутся на апрель) завершить прокладку контрольного кабеля».
Производители с нетерпением ждут реализации белорусского плана ГОЭЛРО. Не раз сам в этом удостоверялся. Еще в прошлом году многие сельские жители, особенно пенсионеры, обивали пороги конторы Калинковичского района электрических сетей. Люди просили разрешения на подключение электрокотлов для отопления. К сожалению, просьбы всех желающих удовлетворить районные службы пока не в силах. Причина – в устаревших подстанциях и электросетях, которые, как и предусмотрено Госпрограммой, будут переоборудовать в годы нынешней пятилетки.
Ждут белорусы и электромобили. Но они должны быть по демократичной цене.
И, вообще, с энергетикой у нас связано очень много ожиданий.
Иван ГАРИСТ.